Театр оперы и балета Коми открыл сезон и готовит ряд премьер
Республиканский театр оперы и балета, открыв 61-й театральный сезон балетным фестивалем «Зарни джыджъяс», съездив на гастроли в Киров и уже показав домашним зрителям музыкальный салон, оперетту и детские спектакли, 5 октября входит в полноценный ритм работы – с показами больших спектаклей всех жанров. В афише октября – оперы, балеты, мюзиклы и спектакли для детей.
Большинство спектаклей театр покажет полностью своими силами, а в опере «Тоска»25 октября споют приглашенные солисты. Партии Тоски и Каварадосси исполнят Елена и Чингис Аюшеевы из Москвы, уже хорошо знакомые сыктывкарским зрителям.
В новом сезоне театр готовит две премьеры: комическую оперу Г.Доницетти «Дон Паскуале» и оперетту И.Кальмана «Принцесса цирка». Оба спектакля давним зрителям театра хорошо знакомы: эти названия уже шли на нашей сцене, но потом незаметно уходили из проката. Меж тем, это прекрасный музыкальный материал, любимый зрителями во всем мире. Немаловажно и то, что эти спектакли – не «тяжелые» трагические, а комические с «хэппи-эндом», и даже их жанры относятся к так называемым легким. Зрителям часто хочется позитива, праздника – особенно в театре. А самые недавние премьеры, что называется, – «не из той оперы». И чтобы соблюсти баланс жанров в репертуаре, разгрузить его, в театре решили обратиться к таким названиям.
— Посовещавшись с руководством, мы пришли к выводу, что у нас слишком много серьезных опер с постоянными драмами и трагедиями. Это здорово, что наш репертуар пополнился такими великолепными спектаклями как «Тоска», «Сказки Гоффмана». Но в этом сезоне мы решили расширить легкий репертуар, — рассказал журналистам главный дирижер театра Азат Максутов.
В этом сезоне новым отчасти станет хорошо забытое старое. Вначале зрителям представят восстановленную оперу «Дон Паскуале» («Дон Паскуале, или Заговор влюбленных»). Впервые она была поставлена в Сыктывкаре Сергеем Сушенцевым в 2005 году, ее предыдущий показ был в 2015 году на фестивале «Сыктывкарса тулыс». Сейчас спектакль очень сильно обновится: над ним работает новый режиссер театра Юлиана Буланенкова. Для выпускницы ГИТИСа и мастерской Дмитрия Бертмана этот спектакль станет дебютным в нашем театре. Серьезно меняется и исполнительский состав: из прежнего в новом «Дон Паскуале» будут петь лишь Николай Глебов и Геннадий Гуляев. А в большинстве ролей заняты молодые солисты театра: Елена Лодыгина, Анастасия Морараш, Андрей Ковалев, Борис Калашников, Михаил Ярмольский, Максим Палий.
На весну-2019 намечена премьера оперетты «Принцесса цирка». Ее еще иногда ставят под названием «Мистер Икс», и в нашем театре она ставилась уже дважды: в 1968 году как «Принцесса цирка», в 1996 – как «Мистер Икс». Теперь будет абсолютно новый спектакль, его ставит главный режиссер театра Илья Можайский, музыкальный руководитель – Азат Максутов.
К Новому году традиционно поставят новый спектакль для детей, название пока не озвучивается. Впрочем, более важный момент в данной части репертуара – то, что в этом сезоне театр возвращается к показам детских спектаклей под оркестр: в последние сезоны сказки показывали под фонограмму. В ближайшее время таким образом «оживят» семь названий.
Во второй половине сезона планируются и новые балетные постановки. Ряд балетных премьер уже произошли на фестивале «Зарни джыджъяс». Совсем незадолго до него в театр пришла новый главный балетмейстер Марианна Рыжкина. Под ее художественным руководством фестиваль прошел весьма достойно и завершился фееричным гала-концертом. Марианна Альбертовна выступила на нем в трех ипостасях: как балетмейстер-постановщик четырех премьерных номеров, как режиссер концерта в целом и, наконец, как танцовщица. Экс-прима-балерина Большого театра России, она в великолепной форме и сегодня. Русский танец из «Лебединого озера» и фрагмент «Кармен-сюиты» (в паре с Ринатом Бикмухаметовым) в ее исполнении подарили настоящий праздник сыктывкарским зрителям и сорвали шквал аплодисментов.
В качестве балетмейстера-постановщика она поставила для гала-концерта уже упомянутый фрагмент «Кармен-сюиты» (хореография А.Алонсо), сцену у балкона и дуэт из балета «Ромео и Джульетта» (хореография Л.Лавровского) и сложное, редкое идущее Большое классическое Pas de deux на музыку Д.Обера (хореография В.Гзовского). А открылся концерт премьерой «Вариаций на тему рококо» на музыку П.Чайковского в авторской хореографии М.Рыжкиной. Эту вещь Марианна Альбертовна поставила в 2015 г. с артистами Большого театра по приглашению маэстро А.Рудина, под оркестр «Musica Viva», а теперь осуществила постановку и с нашими ведущими солистами.
Конечно, с приходом нового главного балетмейстера обновились и векторы развития балетного направления театра. В ближайшие полтора месяца театр покажет зрителям несколько уже идущих балетов, затем балетная труппа отправится на гастроли в Германию, где пробудет почти до Нового года. Поэтому с конкретными названиями новых балетных премьер в театре определятся позже.
Ирина Самар
Фото и видео из открытых источников и Марии Шумейко (БНК)