Константин Медунецкий. «Праздник»

В год 75-летия Национальной галереи Республики Коми мы продолжаем знакомить читателей с ее шедеврами. В этом выпуске рубрики «Раритет» мы представляем картину «Праздник» Константина Медунецкого (1899-1935).

К. Медунецкий (слева) с художниками Г. Стенбергом и С. Светловым

Картину «Праздник» можно увидеть в зале авангарда. Создана она была в первые годы советской власти. Несмотря на то, что имя Константина Медунецкого не известно широкому зрителю, можно с уверенностью считать его одним из самых одаренных художников своего времени.

Константин (Казимир) Константинович Медунецкий принадлежал к старинному дворянскому роду. Дед художника Никодим Медунецкий проживал в собственном доме в Динабурге (ныне Даугавпилс). Казимир Медунецкий с детства работал с металлом: у его отца, инженера по специальности, была своя слесарная мастерская, в которой будущий художник проводил много времени. Казимир часто наблюдал за работой отца и рано пришел к идее гармонии внешних форм и внутренней структуры, уже тогда в нем зародилось предчувствие идей конструктивизма, ставшего провозвестником современного дизайна.

В 1914 году Медунецкий поступил на театрально-декоративное отделение Строгановского училища технического рисования. Здесь Казимир познакомился с братьями Владимиром и Георгием Стенбергами; с ними будет связана практически вся его последующая деятельность. Вместе они работали в частной опере Зимина, посещали курсы прапорщиков, жили единой коммуной, занимались недавно появившимся видом искусства – киноплакатом. В 1919 году организовали Общество молодых художников, по революционной моде называвшееся сокращенно: ОБМОХУ. Обыватели и идеологические противники злорадно расшифровали аббревиатуру как «Обмокшие хулиганы».

В общество вошло двенадцать первых выпускников Государственных свободных художественных мастерских, будущего ВХУТЕМАСа. На преддипломном зачете присутствовал Луначарский, предложивший группе работать в ведении Изоотдела Наркомпроса и выполнять конкретные производственные задания по оформлению массовых празднеств, изготовлению панно, плакатов и транспарантов. Для этого обществу была выделена мастерская на углу Кузнецкого моста и Неглинной, в бывшем магазине Фаберже. Члены ОБМОХУ готовили плакаты по заказу Чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности, работали по трафаретам Маяковского для «Окон РОСТа», разрабатывали эмблемы и значки, участвовали в праздничном украшении улиц в Москве и провинциальных городах (например, Воронеже), расписывали агитпоезда, оформляли постановки в Государственном показательном театре, создавали декорации для передвижных театров, в том числе театра Зинаиды Райх. Среди молодых художников часто возникали идеологические и эстетические споры, которые зачастую решались «на ринге», с помощью специально для этого висевших на стене мастерской боксерских перчаток.

Деятели ОБМОХУ были пионерами в области создания новых художественных группировок, объединенных общим принципом. За время своего существования (1919-1922) общество организовало четыре выставки. На открытии первой, анонимной, где все произведения подписывались одним словом – ОБМОХУ, присутствовали Каменев и Луначарский.

В январе 1921 года в московском «Кафе поэтов» Стенберги и Медунецкий явили публике выставку «Конструктивисты» и собственный манифест: дерзкое обращение ко всему земному шару, объявляющее старое «искусство и его жрецов» вне закона. Выставленные ими цветоконструкции представляли собой синтез живописи и других материалов – стекла, металла, дерева. Конструктивисты ориентировались на инженерную технику, функциональность, точный расчет, эргономичность, а не на цвет, фактуру и пластику. Тогда же Медунецкий и Стенберги вошли в состав Инхука (Института художественной культуры) наряду с А. Родченко, В. Степановой, А. Ганом и другими известными авангардистами.

А в 1922 году их пригласил в свой Камерный театр Александр Таиров. Молодые конструктивисты провозгласили новый принцип оформления спектаклей: «использование всех материальных ресурсов сцены исключительно с утилитарной целью, стремление минимальную стройку использовать для максимума сценических возможностей». Принцип, активно используемый в современной сценографии.

Первой их постановкой стала «Желтая кофта», но самыми известными спектаклями, которые оформляли друзья, были «Федра» Расина и «Гроза» Островского. Алиса Коонен, исполнившая в спектаклях заглавные роли, вспоминала: «Установка братьев Стенбергов и Медунецкого сама по себе была очень выразительна, удобна для актеров и для построения мизансцен». Интересно, что в постоянной экспозиции Национальной галереи РК можно увидеть работу Макса Бирштейна «Великая актриса Алиса Коонен» (1983), где актриса вспоминает свои лучшие роли – в том числе Федры и Катерины Кабановой. А на стене гримерки висит афиша «Грозы».

В 1923 году Камерный театр посетил с гастролями Париж и вызвал там настоящий фурор. В фойе Театра Елисейских полей была устроена выставка макетов спектаклей и эскизов костюмов, которая имела огромный успех. Медунецкий и Стенберги побывали в мастерской Пабло Пикассо, общались со столпами авангарда Фернаном Леже, Робером Делоне, Михаилом Ларионовым. Немецкий критик писал о гастролях Камерного театра: «Вы привезли с собой радость и молодость, которых так не хватает нам сейчас. Приезд вашего театра для нас – праздник».

Именно так называется произведение из коллекции НГРК – «Праздник». Дата создания этого в достаточной степени масштабного полотна неизвестна; можно предположить, что оно было написано в начале 1920-х годов. Среди других произведений конструктивизма оно выделяется своей литературностью и загадочностью. Мнения зрителей об этой картине разнятся: одни видят любовный треугольник, другие – отмененное большевиками вербное воскресенье, третьи – новое, революционное празднество. Яркий колорит вызывает ощущение приподнятого настроения, оправдывающее название. Но впечатление размывается, если присмотреться к персонажам картины: они, скорее, печальны и потеряны. Покосившийся дом и перевернутая радуга усиливают впечатление диссонанса. И только маленькая, но зубастая красная собачка выглядит радостной.

Завуалировал ли Медунецкий здесь свое отношение к новой власти и идеологии? Скорее всего, нет, ведь он сам был вовлечен в водоворот революционных идей. Однако уже во второй половине десятилетия, когда авангард терял свои позиции и признавался буржуазным искусством, следы художника теряются. Мы знаем только, что он стал работать один, преимущественно в театре, и рано умер – по неточным данным, в 1935 году.

Для того, чтоб посчитать произведения Медунецкого, хранящиеся в российских музеях, хватит пальцев одной руки. И это, в основном, бессюжетные и беспредметные цветоконструкции. «Праздник» на их фоне держится наособицу и является ярким доказательством таланта молодого конструктивиста, о котором до сих пор известно до обидного мало.

Надежда БЕЛЯЕВА

М. Бирштейн. «Великая актриса Алиса Коонен» (1983).