Уличная стенографика

Как паблик-арт преображает городскую среду

Последние несколько лет в городах республики на стенах домов, гаражей и прочих сооружений все чаще появляются росписи, порой причудливые, на разные темы – от национальной идентичности до любовных отношений. Выполненные порой профессионально и со вкусом, а порой и аляповато, они вносят новые штрихи в городской ландшафт. Корреспондент «Региона» задался вопросами, как уличное искусство меняет облик города и когда роспись домов становится порчей имущества.

Анастасия Малафеева и ее роспись арки по ул. Коммунистической.

Наследие фестиваля

Так называемый стрит-арт в столице Коми становится все популярнее. Например, в рамках второго открытого молодежного фестиваля уличной культуры и спорта «СтарТуй» нынешним летом художники из разных городов страны подарили городу семь крупных работ. Одним из авторов, а также куратором фестиваля тогда стал Павел Чукичев. Для росписей он выбирал не самые благополучные места в надежде, что рисунки изменят восприятие пространства и образ жизни горожан.

Павел Чукичев.

В этом году «уличное портфолио» Павла Чукичева пополнилось росписью гаражей около Беличьего парка. Его работа «Василиса» отсылает к картине Виктора Васнецова, на которой Иван Царевич верхом на Сером Волке спасает Василису Прекрасную. Теперь уже в Сыктывкаре красна девица мчит на звере, чтобы… отдать сына в авиамодельный кружок.

Говоря о своем творчестве, Павел Чукичев подчеркивает, что ему важны искренность и востребованность его работ, ведь он рисует в первую очередь для людей: «Художественная композиция станет хорошей, если ты будешь честен с самим собой. Во время работы не должно существовать границ между мыслями, сердцем и рукой».

Роспись Павла Чукичева «Василиса».

Советские корни

Вообще-то, уточняет специалист Национальной галереи Коми Ангелина Терещук, многие уличные работы правильнее называть паблик-артом, так как они оговорены с властями, в то время как стрит-арт обычно имеет как бы неофициальный и порой протестный характер. При этом Павел Чукичев подчеркивает, что термин «стрит-арт» используют и в широком смысле как синоним «уличному искусству». Хотя оно ассоциируется с западной культурой, своего рода стрит-арт был и в нашей стране: до сих пор мы наблюдаем на стенах некоторых зданий росписи и мозаики эпохи советского монументализма.

Чтобы убедиться в этом, достаточно пройти по центральной сыктывкарской улице – Коммунистической. В полном соответствии с ее идеологическим названием художник Сергей Добряков в 1960-е годы создал композицию на фасаде здания Института биологии Коми научного центра. Здание украшают мужчина и женщина, держащие молоток и книгу, силуэты тружеников и надписи «Богатства земли – народу» и «Достижение науки – человеку». Или взять серию панно Рема Ермолина и Станислава Торлопова на Коммунистической, где шесть изображений отражают развивавшиеся отрасли производства в регионе. Композиции передают романтику покорения Севера, преодоления невзгод и твердый характер первооткрывателей.

А что горожане?

Здесь же, на Коммунистической, мы находим и свежие росписи.

– Яркий пример – проход между зданиями № 37 и 39 на улице Коммунистической. Он был страшно неухожен, из-за этого люди старались там не проходить. Но как только мы сделали роспись, все мамы с колясками ходят теперь только через эту арку, они заходят сюда специально с детьми, которые там бегают и играют, – объясняет Павел Чукичев.

Роспись нанесена на две противоположные стены арки. Одна сторона арт-объекта рассказывает об истории сыктывкарской почты (рядом находится почтовое отделение). На изображении легко найти индекс, открытки, марки и образы работников учреждения. Роспись на другой стене посвящена уже самой улице и ее прошлому: узнаются стела на «кольце» и мемориал «Вечная слава», плиты «панелек» и телефонная будка.

Фрагмент росписи арки по ул. Коммунистической.

Автором росписи арки стала уроженка Сыктывкара Анастасия Малафеева. Родившаяся в творческой семье – папа был режиссером Академического театра драмы имени Виктора Савина, а мама участвовала в студенческих постановках – она без конца рисовала в детстве, а сейчас изучает дизайн цифровых медиа в Санкт-Петербурге.

Современное уличное искусство, по ее мнению, должно быть связано с местом. Поэтому перед работой над аркой Анастасия обратилась к старым фотографиям из архивов и соцсетей, где пользователи любят делиться историями прошлого.

При этом сыктывкарцы, как утверждает дизайнер, не избалованы уличным искусством. Часто жители проявляют хотя и благосклонную, но все же немного примитивную позицию, воспринимая арт-объекты не как осмысленное высказывание, а как просто украшение города.

Эту роспись сделала в столице Коми художница из Мурманска Вероника Вологжанникова.

– Когда я работала над аркой, мне понравилось говорить с одной женщиной. Она долго стояла около прохода и напряженно смотрела на роспись, а потом подошла ко мне и испуганно заявила, что этот рисунок ничего общего с искусством не имеет. И мне действительно понравился ее комментарий, потому что это было ее искреннее мнение, она старается понять, что вообще делают тут уличные художники, – рассказывает Анастасия.

Как она считает, нам не хватает открытого диалога между жителями, художниками и властями. Это могут быть экскурсии, выставки или арт-медиации с активным вовлечением зрителей. Другой способ – приобщить людей к самому процессу создания композиций. Например, Анастасия Малафеева позволила сыктывкарцам разукрасить панели автобусной остановки. Так горожане почувствовали причастность к искусству, а это культивирует в них аккуратное отношение к городским объектам.

«Хуже не сделаешь»

Хотя художники паблик-арта живут в основном в столице Коми, есть авторы и в других уголках республики. В Печоре работает Кирилл Бжедугов, который подарил Сыктывкару «Мальчика в шапке». Рисунок в Беличьем парке показывает юношу, кормящего птиц и белок на фоне зимнего пейзажа. Композиция завязана на месте и передает атмосферу семейной прогулки на свежем воздухе. Тема любви вообще занимает главное место в творчестве Кирилла. Его работы с теплой цветовой палитрой и упрощенными формами передают уют романтических отношений.

Печорец Кирилл Бжедугов подарил Сыктывкару работу «Мальчик в шапке».

По профессии печорец – электрослесарь, а рисованием занялся более 10 лет назад. Не все получалось с одного раза: первую работу он вовсе закрасил через день, так как не был доволен результатами. Всего, как признается Кирилл Бжедугов, он сделал около 10 уличных работ, причем одна украшает даже Екатеринбург. Рисунок с обнимающейся парой он создал в рамках популярного российского фестиваля уличного искусства Stenograffia.

– Многие города похожи друг на друга, особенно такие маленькие, как Печора. А стрит-арт помогает месту обрести свой индивидуальный облик и наполняет его новой жизнью, – считает автор.

По его словам, многие художники начинают путь в уличном искусстве на «заброшках», где работы мало кто видит. «Здравый смысл подсказывает, что ты своей работой хуже не сделаешь», – объясняет Кирилл Бжедугов. Кроме того, роспись в заброшенном здании – это лучший и чуть ли не единственный на данный момент способ для художников потренироваться в уличном искусстве.

При этом главный архитектор Сыктывкара Владимир Рунг, благосклонно относящийся к уличному искусству, подчеркивает, что такие места опасны из-за своей ветхости, а без согласования с собственником здания роспись стены становится вандализмом.

Красивое не хочется портить

Вообще-то грань между профессиональным паблик-артом и безвкусицей, а то и банальным вандализмом, бывает трудноразличимой и весьма спорной. По мнению Павла Чукичева и других художников, работа превращается в порчу имущества, когда она неуместна и вредит облику здания. Особое место в дискурсе занимают так называемые теги, уличные надписи. Главный архитектор города не считает их искусством, так как в них нет посыла и творческого начала. При этом Анастасия Малафеева тепло относится к этой «невидимой культуре». По ее мнению, юным «тегальщикам» нужно давать слово и помочь им уже легально реализовываться в уличном пространстве.

Решить проблему вандализма может, например, появление специальных стен, на которых официально разрешат рисовать, считает Владимир Рунг. Другой способ борьбы с хулиганами – яркие и контрастные росписи с раздробленными элементами в местах, где любят рисовать «тегальщики». Такие работы намного тяжелее испортить случайным тегом. Ну а откровенные хулиганы – это уже компетенция полиции, которая находит нарушителей через камеры видеонаблюдения и выписывает штрафы виновникам или их родителям.

При этом многие мои собеседники отметили, что на уже созданных росписях практически никто не рисует. Обоснование простое: красивое не хочется портить.

– Мы апробировали эту теорию на «площадке под часами». Там есть большой электрощит белого цвета. Он находится немного в стороне от благоустроенной территории, мы его специально убрали, но из-за этого он был «чистым листом» для вандалов. Поэтому за 3–4 дня художники разрисовали щит в черно-белой графике, благодаря чему на нем до сих пор нет посторонних надписей, — отмечает главный архитектор.

Работа над оформлением остановки по ул. Карла Маркса. Фото ÖВВÖ.

 

Фото ÖВВÖ.

 

Фото ÖВВÖ.

 

Уйти от «стерильности»

Чтобы создать арт-объект, сперва стоит обратиться с эскизами в администрацию, поясняет Владимир Рунг. Власти не только проверят, подходит ли композиция городу, но и помогут с согласованием с собственниками зданий. Легче всего договориться с хозяевами всяких технических сооружений, которые порой сами ищут уличных художников. Если нужно расписать стены гаражей, их обладателям рассылаются письма с эскизами. Правда, многие никак не реагируют на них, поэтому отсутствие ответа власти трактуют как согласие. С жителями домов администрация контактирует через управляющие компании, которые проводят голосование. Только после разрешения горожан художник может смело приступать к росписи.

– Стрит-арт – это проявление жизни города. Представьте, что все здания будут одного цвета и аккуратно «вылизаны». Такая картина создаст впечатление безжизненной стерильности, – считает Владимир Рунг.

Городские власти заинтересованы в развитии уличного искусства, которое способно украсить город, передать дух места и привести в порядок неухоженные территории. При этом негативные образы в паблик-арте неуместны, так как они будут постоянно раздражать население, а не радовать.

«В столе» у главного архитектора города уже есть пара масштабных проектов, которые способны украсить Сыктывкар. Например, можно расписать звукопоглощающую стену Республиканского стадиона, которая простирается более чем на 300 метров вдоль улицы Карла Маркса. Благодаря уличным художникам это место способно стать своеобразной галереей и визитной карточкой Сыктывкара. Другая идея – предложить этнофутуристам, чье самобытное искусство известно даже за пределами России, создать муралы на фасадах жилых домов.

Алексей БАТАЛОВ

Фото участников фестиваля «СтарТуй»