Сохранить баланс
Главный эколог Монди СЛПК: «Экология – это вложение в будущее»
Почему экологические вложения никогда не окупятся, и что Мondi получает взамен многомиллиардных инвестиций в чистоту окружающей среды, «Региону» рассказал главный эколог Монди СЛПК Дмитрий Очеретенко.
По законам и стандартам
Приоритетом любой компании является получение прибыли, при этом цель экологов – сохранение природного баланса, которое влечет за собой внушительные финансовые затраты. Однако в Mondi обходятся без конфликта интересов, который неизбежно возникает при дилемме «производство – природа». Просто с нынешним руководством у отдела не возникает споров.
– Наш генеральный директор Клаус Пеллер не станет решать производственные задачи в ущерб экологии, – поясняет главный эколог Монди СЛПК. – По ключевым показателям в части экологии комбинат работает в разы лучше, чем работал до 2002 года, когда не был в собственности Mondi.
Являясь частью глобальной компании, Монди СЛПК работает и по российским законам, и по международным стандартам. По словам Д. Очеретенко, деятельность многих его коллег на других предприятиях ограничивается лишь получением разрешительных документов и судебными тяжбами, при том, что отстаивание интересов предприятия – лишь небольшая толика работы эколога.
– Мы непрерывно развиваемся и модернизируем производство, поэтому мне не приходится объяснять руководству, почему это важно и нужно. Основная деятельность эколога – идти и говорить: так нельзя, нужно так, и как это сделать. Эколог должен уметь правильно аргументировать свою позицию. Это позиция бизнес партнера, думающего о развитии и имидже производства, – напоминает Дмитрий о задачах профессионала.
Для этого эколог должен обладать не только технологическими знаниями, но и чувствовать себя как рыба в воде в законодательстве, и даже быть дипломатом, что помогает находить консенсус в разных вопросах производства и природопользования. Именно поэтому Д. Очеретенко предупреждает: выпускников на работу, пусть даже с красным дипломом, не берем. Потенциальные сотрудники должны три-пять лет поработать в экологической сфере.
ТЭЦ комбината.
Экологическая арифметика
По сути, в отделе охраны окружающей среды Монди СЛПК решают две задачи: как снизить воздействие на окружающую среду и восстановить то, что позаимствовано у нее. И это обозначается знакомым каждому сотруднику компании словосочетанием: устойчивое развитие. Это значит, что предприятие должно одинаково эффективно развиваться как сегодня, так и в будущем, при этом, не повышая нагрузку на природу. Цифры говорят сами за себя: с 2003 года рост производительности труда на комбинате вырос на 75%. Снижение воздействия на экологию идет в обратной прогрессии.
Финансисты точно знают, сколько процентов от ВВП государства идет на социалку, сколько на оборону, сколько на экологию. Так и на любом предприятии, с той лишь разницей, что на Монди СЛПК вложения в охрану каждый год увеличиваются. – Это долгая и кропотливая работа, – говорит Дмитрий Очеретенко. – Чтобы обосновать инвестиции, надо начинать готовить инвестпрограмму примерно за год до этого.
Фото «Комиинформ»
Вопросы охраны окружающей среды в России реализуются в рамках нацпроектов. Один из них – «Экология» включает в себя десять федеральных проектов: «Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», «Сохранение лесов». В настоящее время по каждому проекту определены контрольные и финансовые показатели.
Чем пахнет Mondi?
Выделенные средства идут на развитие пяти основных направлений природоохранной деятельности: снижение выбросов в атмосферу, снижение сбросов в реку, сокращение отходов, лесовосстановление и воспроизводство водных биоресурсов. Это невидимая ежедневная работа экологов. Однако жители Сыктывкара и Эжвы, не знакомые с тонкостями производства, видят, а точнее, обоняют лишь одну ее сторону. Когда-то фраза «пахнет Эжвой» была невеселой шуткой, которую понимал даже ребенок. Однако современные школьники вряд ли ее поймут, потому что сотрудники комбината, входя на его территорию, все чаще ощущают запах травы, а не производства. Иногда на участке трассы вдоль комбината можно ощутить запах сероводорода, подобный тому, что доносится от моря при сильной концентрации водорослей, богатых этим веществом. Причиной тому – сернистые соединения, образующиеся в процессе сульфатной варки и вырабатывающие «зеленую энергию». Тем, кто интересуется химией, Д. Очеретенко поясняет, что во время варки лигнин, связывающий древесное волокно, переходит в раствор, волокно высвобождается и идет дальше в отбелку. Эта сульфатная варка и порождает запах серы.
С момента прихода к руководству комбинатом компании Mondi вышеупомянутые выбросы сократились более чем в 90 раз. Этому помог знаменитый проект STEP, позволивший собрать все выбросы остаточных газов под единым колпаком. На предприятии перерабатывается 100% кородревесных отходов: их сжигают в корьевых котлах. Главное, что при этом не разрушается озоновый слой планеты. Доля такой энергии в общем энергобалансе Монди СЛПК превышает 40% и еще вырастет в результате реализации проекта модернизации ТЭЦ.
«Любимые» очистные
Из пяти направлений деятельности отдела у Дмитрия Очеретенко есть и «любимое». Это модернизация очистных сооружений. Именно на Монди СЛПК происходит очистка всех хозяйственно-бытовых стоков Сыктывкара и Эжвы с населением в 280,5 тысяч жителей, а также Выльгорта, Зеленца и Северного промышленного узла. Когда-то выпускник Лесного института начинал работать мастером на очистных. Теперь он рулит процессом их модернизации. И это не первая масштабная работа команды экологов под началом Дмитрия. Отдел по праву может гордиться тем, что удалось реализовать благодаря проекту STEP. Сегодня все это не только запущено, но и доведено до совершенства.
– Процесс сбора и сжигания газов я считаю практически идеальным. Я курирую эти вопросы, но исторически сложилось так, что для меня очень важна вода. Когда в 2005-м я пришел на комбинат мастером на очистные сооружения, я видел, в каком состоянии на тот период они находились. STEP дал огромный шаг вперед по воздуху. А с 2012 года мы начали говорить с нашим руководством о необходимости повышения качества очистки воды. Было очевидно, что сооружения в том состоянии, какими я их застал, не позволят развиваться комбинату дальше.
В том же году было принято важное решение: инвестировать в очистные сооружения. В результате появилась станция механической очистки для нужд Сыктывкара. Нагрузка на очистные была колоссальной. Утром, когда горожане моются перед работой, расход сточных вод поднимается до 3,5-4 тысяч кубометров. В два ночи падает до 200 кубов. Это мощнейшая волна, настоящий гидравлический удар и огромный риск для всей системы. Станция механический очистки, запущенная в марте 2015 года, была призвана решить эту проблему. В январе 2016-го комбинат запустил буферные емкости, выравнивающие гидравлическую нагрузку. Теперь пик нагрузки днем снижается, потому что объем сточных вод направляется в буферные емкости, а когда расход падает, они автоматически откачиваются.
На этом работа не прекратилась: было решено инвестировать во второй – и заключительный этап модернизации очистных сооружений. Срок сдачи – декабрь 2018 года.
Философия компании – вернуть природе то, что у нее взято, в максимально приближенном к первозданному состоянии. Поэтому для Дмитрия и его коллег критерий чистоты воды – не в ее внешнем виде, в отсутствии запаха и возможности купаться в реке, а в таблице Менделеева, которая в ней содержится. В год здесь проходит очистку более восьмидесяти миллионов кубометров воды. Жидкость протекает через решетки, фильтруется крупный мусор. Затем удаляется песок. Кроме механической фильтрации, сточные воды проходят также биологическую очистку от органических соединений с помощью питающихся органикой микроорганизмов, которые очищают воду, поедая органические загрязнения в восьми мощных резервуарах. Качество работы в финале тестируют рачки-дафнии, которые живут исключительно в чистой воде.
Фото «Комиинформ»
В августе 2018 года в ходе визита в Республику Коми с экскурсией на «Монди СЛПК» побывал председатель Общероссийской общественной организации по охране и защите природных ресурсов «Российское экологическое общество» Рашид Исмаилов. Осмотрев очистные сооружения, он оценил уровень природоохранных мероприятий компании на «пять», а проекты, которые «Монди СЛПК» реализует и вкладывает в рамках социальной ответственности бизнеса, назвал «впечатляющими». «Позиция социально-ответственного бизнеса – это то, что не хватает в регионах, то, что нужно показывать и демонстрировать. По возвращении в Москву я подготовлю справку, чтобы отраслевые сообщества взяли опыт Коми на вооружение. Это достойный пример, который необходимо тиражировать в регионах», – подчеркнул Р. Исмаилов.
Вложения в озоновый слой
Помимо завершения глобальной модернизации очистных сооружений, на Монди СЛПК полным ходом идет строительство нового корьевого биотопливного котла. Mondi стремится к безотходному производству, перерабатывая корьевые отходы и производя из них энергию. С помощью нового биотопливного котла удастся вывести из работы три старых. Новое сооружение – гарант стабильной, безопасной и, главное, экологичной работы. Выгода в другом: в выработке «зеленой» энергии, полученной исключительно из возобновляемых ресурсов, без добавления химии, а главное – в снижении выбросов углекислого газа, а значит, в снижении угрозы озоновому слою планеты.
– Эти инвестиции фактически не окупятся никогда, – поясняет Дмитрий. – Но не эту цель мы преследуем. Это инвестиции в наше будущее, а не экономический вопрос. Наша задача – соответствие международным стандартам, поэтому важно не «подремонтировать», а обновить максимально, чтобы сделать наше производство максимально чистым.
И такой подход у Mondi во всем: в правильной рубке леса, в безотходном производстве, в очистке воды и воздуха. На самом комбинате уже введен раздельный сбор мусора. Многие сотрудники ввели этот принцип и в домашний обиход, благо в Сыктывкаре появилась такая возможность: синие контейнеры – для бумажных отходов, желтые – для пластика.
По мнению Д. Очеретенко, изменение экологического сознания земляков надо начинать с себя и собственных детей. У него их трое, и Дмитрий уверен, что его дети просто не смогут выбросить бумажку в окно машины или на тротуар, потому что ребенок – это отражение своих родителей. Семейное воспитание вкупе с региональной и федеральной поддержкой в части социальной экорекламы, в масштабных акциях принесут свои плоды.
– Это долгий процесс, но неизбежный, – считает эколог.
Полина РОМАНОВА