Сергей Емельянов: «Год культуры придал отрасли новый импульс»

Ушедший 2018 год прошел в Республике Коми под знаком Года культуры. 2019-й объявлен в России Годом театра. Разве могут быть более весомые поводы для беседы с министром культуры, туризма и архивного дела Республики Коми Сергеем Емельяновым? Время подводить
итоги и делиться планами.

Первый Северный культурный форум в марте 2018 года собрал в столице Коми более 250 деятелей культуры и экспертов со всего Европейского Севера России. На снимке: Сергей Емельянов, первый заместитель министра культуры Российской Федерации Владимир Аристархов и Глава Республики Коми Сергей Гапликов во время работы форума.

– В 2018 году на реализацию госпрограммы «Развитие культуры и туризма в Республике Коми» из бюджета региона было направлено 1975,7 миллиона рублей – два миллиарда. Это почти на треть больше, чем в предыдущем году. Сергей Витальевич, на какие цели были в первую очередь потрачены эти средства?

– Наша отрасль не самая маленькая в республике, в ней заняты свыше четырех тысяч человек. Поэтому, конечно, большая часть средств идет на заработную плату. Немалая часть – на содержание наших государственных учреждений – театров, филармонии, библиотек. А театры – удовольствие не дешевое. Например, не в каждом регионе сегодня есть театры оперы и балета. В Северо-Западном округе – только у нас. В иерархии музыкальных театров театры оперы и балета находятся на высшей строчке. Они должны соответствовать определенным стандартам, и это требует больших затрат.

Немалые средства в этом году мы направили на инфраструктурные проекты. Более 80 объектов отрасли в той или иной степени подверглись модернизации – где-то капитальному ремонту, где-то оснащению новым оборудованием. Средства пошли и на грантовые конкурсы.

Честно говоря, когда мы только определяли в министерстве план проведения Года культуры в республике, то всем, особенно нашим финансовым службам, казалось, что на все денег никогда не хватит…

– А их, как правило, никогда и не хватает.

– Да, но нам хватило. По крайней мере, все, что было намечено сделать, а это множество различных направлений, мы реализовали. Можно сказать, на 99,9 процента мы свои обязательства исполнили. В Год культуры мы делали акцент на том, чтобы придать отрасли новый импульс. Образно говоря, проложить рельсы, чтобы отрасль культуры шла в едином направлении все последующие периоды.

– Вы начали свой ответ с заработной платы в учреждениях культуры. Кого из специалистов отрасли и насколько коснулось ее увеличение?

– Повышение произошло у всех, кто работает в учреждениях культуры. Средняя зарплата по отрасли в нашем регионе сейчас более 44 тысяч рублей. С 2013 года она увеличилась в два раза.

– Когда обычно называются такие цифры, рядовые работники начинают возмущаться: какие 44 тысячи, мы таких денег не видели…

– Статистика – вещь сухая. Цифры, которые я назвал – объективные. Но здесь надо четко понимать, что в каждом муниципалитете средние цифры разные. Где-то это 25 тысяч, а в Воркуте, например, гораздо больше. Есть и разные категории работников, у каждого своя квалификация, интенсивность, ответственность и так далее.

– Недавно появилась информация о будущем инновационном культурном центре в Сыктывкаре. Называется даже сумма, выделяемая на его строительство – 150 миллионов рублей. Что это будет за учреждение?

– Такие центры в России уже появились, один из них находится в городе Первоуральск Свердловской области, другой в Калуге. Мы для себя как наиболее удобный рассматриваем калужский вариант – кстати, можете посмотреть в интернете, познакомиться с этим ИКЦ. Так вот, планируем, что у нас это будет хороший акустический зал, репетиционные залы – музыкальный, хореографический и так далее, будет уличный амфитеатр. То есть, это будет такой многофункциональный центр, оборудованный по последнему слову техники. К 2021 году мы, конечно, планируем еще много чего там разместить, к тому же новые направления появляются постоянно…

– Почему к 2021 году?

– Это год начала строительства. Деньги уже заложены в бюджет Российской Федерации на этот год.

– И уже проект есть?

– Мы хотим взять за основу уже готовый калужский проект, чтобы не тратить деньги на разработку нового.

– В связи с этим возникает вот какой вопрос. Инновационный центр – это, конечно, хорошо. Но, смотрите, в Воркуте уже много лет никак не могут отремонтировать помещение под Воркутинский краеведческий музей – уникальное во многих отношениях учреждение. Там какая перспектива?

– Перспектива у Воркутинского музея есть, и вполне конкретная. Но начну с того, что список учреждений, которым требуется экстренная финансовая поддержка, очень длинный. И Воркута – в топе этого списка. Там, как вы знаете, музейного комплекса как такового нет. Выставочный зал, и все. Накануне Нового года в Воркуту пришли средства на разработку проектно-сметной документации, порядка двух миллионов рублей. В первой половине этого года она должна быть разработана. И дальше мы планируем выделять средства уже на создание этого музейного комплекса.

Сергей Емельянов и вице-премьер Правительства Коми Наталья Михальченкова в Центре культуры села Койгородок. Май 2018 г.

– Речь идет о строительстве нового здания?

– Нет, это реконструкция уже имеющегося здания, которое сама Воркута и определила. Там уже проводили несколько лет назад начальные ремонтные работы, здание подготовлено с точки зрения коммуникаций. Остается сделать начинку и саму экспозицию.

– А что это за идея о передаче всех 18-ти музеев региона с муниципального на республиканский уровень, озвученная недавно в Госсовете Коми?

– Сейчас в нашей стране витает много идей о передаче на уровень субъектов федерации всего – от общеобразовательных школ и детских школ искусств до музейных учреждений. Саму идею, чтобы мы консолидировали все муниципальные музеи в качестве филиалов Национального музея Коми, я поддерживаю. Но есть «но». Проводить такую реформу только для того, чтобы буквы поменять – МУ на ГУ – толку в этом нет абсолютно никакого. Сейчас мы ведем консультации и с депутатским корпусом, и с муниципалитетами. Надо понять, сколько понадобится средств, чтобы при переводе муниципальных музеев на государственный уровень «подтянуть» их до нового статуса. Если музей переходит на уровень субъекта, становится филиалом Нацмузея, он должен соответствовать всем требованиям и стандартам современного музейного процесса. Это значит, что в нем должен быть укомплектован штат специалистов, обеспечены условия хранения музейных фондов. Пока не будет ясности в этом процессе, ни к каким конкретным действиям мы приступать не будем.

– Как известно, кадры решают все. Среди работников отрасли культуры у нас молодых специалистов – всего 18 процентов. Для обучения в профильных вузах для республики в этом году выделено 35 целевых мест. А поступило на эти места только 18 человек. Что, молодежь не идет «в культуру»?

– Ни для кого не было секретом, что еще несколько лет назад работать «в культуре» было непрестижно – по причине низкой зарплаты, конечно. Сегодня ситуация выправляется, и на самом деле количество молодых специалистов в отрасли растет, у нас есть объективные данные. А эти цифры – на 34 места поступили 18 человек – на самом деле получились не из-за того, что не было желающих. Дело в том, что в российских вузах культуры сейчас большой конкурс. Республике гарантируют места на бесплатное обучение, но в любом случае абитуриент-целевик сдает экзамены на общих условиях.

– То есть целевик все равно должен набрать баллы, необходимые для поступления?

– Да, и не все оказываются к этому готовы. В данном случае смогли поступить 18 из 34 целевиков.

– Кстати, а каких специалистов отрасли культуры у нас не хватает?

– Вот мы начали библиотечную реформу, активная фаза которой придется на 2019 год. Мы будем полностью модернизировать десятки библиотечных центров. Так вот, возможно, что нам потребуются для работы в этих центрах компетентные, креативные и готовые работать в напряженном ритме сотрудники.
В муниципальных Домах культуры требуются менеджеры по культурно-массовому досугу, звукооператоры, художники, аккомпаниаторы. У нас постоянный дефицит специалистов в образовательных учреждениях сферы искусства. Не до конца укомплектованы детские школы искусств преподавателями – пианистами, духовиками, хореографами.

Кстати, в республике мы планируем создать Детский хор Республики Коми. Готовить музыкальные таланты к выступлениям опять же должны профессиональные хормейстеры.

– Сегодня вопрос по созданию детского хора Республики Коми прорабатывается, или есть какие-то конкретные решения?

– Детский хор Республики Коми уже формируется. В его состав войдут юные артисты в возрасте от 10 до 14 лет со всех муниципалитетов региона. В хоре будут петь примерно 250 человек. Выступления Детского хора Республики Коми будут проходить ежегодно в рамках проведения республиканских значимых мероприятий. В планах – выступления в составе сводного Детского хора России в Кремле, на концертах на Красной площади в Москве и участие в других ярких проектах.

– Только закончился республиканский Год культуры, как начинается федеральный Год театра. Понятно, что его контуры пока только намечаются. И все же, какое основное направление в театральной жизни республики сегодня требует особого внимания?

– Могу точно сказать, что для регионов Год театра очень важен, актуален как никогда. Хотелось бы популяризировать такую традицию, как поход в театр всей семьей. Потребность в театре воспитывается с детства, поэтому мы будем уделять внимание детским и юношеским театральным проектам, а также просветительским программам.
В целом, нашей задачей я вижу прежде всего укрепление материальной базы театров, увеличение финансирования постановочной, гастрольной и проектной деятельности, а также штатной численности там, где это необходимо.

– А такая необходимость существует?

– Да, есть такая необходимость. Например, на недавний концерт Дениса Мацуева мы вынуждены были пригласить несколько музыкантов, которых просто нет в нашем оркестре. Кому-то не хватает актеров, специалистов производственных цехов.

– Несколько лет назад, еще при прежнем руководстве министерством, активно продвигался проект по строительству нового здания для Республиканского театра оперы и балета. От воплощения этой идеи в конце концов отказались. А Вы к этому проекту как относитесь? И вообще, есть ли сегодня необходимость в строительстве новых театров в Коми? Например, ТЮЗа в Сыктывкаре или в Вашей родной Ухте?

– К появлению новых профессиональных театральных коллективов в республике отношусь исключительно положительно и считаю, что каждый наш город достоин своего театра. Были бы финансовые возможности…

Идею с ТЮЗом мы постоянно лоббируем. У нас, конечно, есть ТЮЗ на площадке театра драмы имени Савина, и очень хорошо, что это направление востребовано зрителем. Но театру юного зрителя нужен свой дом.

А проект реконструкции нынешнего здания республиканского Театра оперы и балета мы обязательно реализуем. Перед самым Новым годом мы совещались с Министерством строительства республики по этому вопросу. Они будут заниматься строительной частью проекта. К концу 2019 года Минстрой подготовит всю проектную документацию, и в следующие два года будет осуществляться сама реконструкция.

– Два года назад, когда Вас назначили руководителем министерства культуры, только и разговоров было: самый молодой министр в России, да как он справится, да у него ни опыта, ни авторитета… Ну, и так далее. Только ректор УГТУ Николай Цхадая тогда, помнится, назвал Вас «масштабным человеком». Признайтесь, у Вас было желание, вполне понятные амбиции, доказать всем, что Вы справитесь?

С Александрой Пахмутовой. «Да, этот снимок сделан лет пятнадцать назад… Наверное, всегда скучаешь по определенному периоду жизни».

– У меня не было такого желания – рвать на себе рубашку, яростно что-то доказывать. Тогда я просто принял для себя решение – сделать все, что от меня зависит, для развития отрасли, о которой мы сейчас с вами говорим. Ну а потом, представьте, какой огромный объем информации, разного рода документации мне нужно было усвоить в первые месяцы на посту министра. Честно говоря, было не до чтения того, что обо мне писали. Вот здесь, на моем рабочем столе были огромные кипы бумаг… Помню, только всякие концепции развития Финно-угорского этнокультурного парка занимали семь томов!

– Вы знаете, что меня приятно удивило… В феврале, когда возник скандал с отзывом прокатного удостоверения у французского фильма «Смерть Сталина», Вы заявили, что отзыв – это перебор, зрители, мол, сами должны разобраться. Иметь региональному министру мнение, отличное от мнения министра федерального – это, согласитесь, в наше время как-то не в тренде. Или я преувеличиваю?

– Я очень хорошо помню, что сказал тогда: «Каждый зритель голосует рублем за понравившееся ему кино». Если фильм не понравится зрителю, то будет «наказан» малыми сборами. Вот и все. Я высказался как обычный гражданин и зритель.

– На Вашей странице ВКонтакте увидел фотографию, где Вы еще совсем юный вместе с легендарной Александрой Пахмутовой… Вы сегодня по сцене не скучаете? Нет желания когда-нибудь вернуться к эстрадной карьере? Вы же были лауреатом российских и международных конкурсов. Даже вместе с Кобзоном пели…

– Да, этот снимок сделан лет пятнадцать назад… Наверное, всегда скучаешь по определенному периоду жизни. Есть такое свойство у любого человека. Но чтобы я прямо ностальгировал по сцене, такого нет. Если уж очень хочется, я могу спеть в компании близких друзей, коллег. Вот недавно мы с удовольствием пели с Денисом Леонидовичем Мацуевым. Ну, а петь публично, со сцены сейчас нет никакой необходимости.

Беседовал Евгений ХЛЫБОВ
Фото Дмитрия ГРИШИНА, со страницы С. Емельянова  ВКонтакте и из открытых источников в интернете

В Год культуры в Республике Коми на развитие отрасли направлено более 2 млрд. рублей, что в два раза больше, чем в 2016 году. В четыре раза вырос объем средств, привлеченных из федерального бюджета (более 80 миллионов рублей).

Наращивается грантовая поддержка. В 2018 году на эти цели направлено 9,6 миллиона рублей, что позволило реализовать 39 проектов. С 2019 года грантовый фонд будет увеличен до 12,6 миллиона рублей.

Существенно увеличен размер оплаты труда в отрасли. По сравнению с прошлым годом заработная плата работников культуры выросла на 20 %.
Динамичными темпами начата модернизация инфраструктуры отрасли. В 2018 году обновлено 83 учреждения, более половины из которых – сельские клубы.

Благодаря поддержке Фонда кино в 2018 году в Коми открыто 8 современных кинозалов. В планах открыть еще 8.

В год культуры в регионе появился первый автоклуб – современный специализированный культурный центр на колесах. В планах до 2024 года приобрести еще пять.

Большое внимание уделяется укреплению материально-технической базы образовательных учреждений отрасли. Новые духовые музыкальные инструменты появились в Зеленецкой школе искусств, закуплены новые музыкальные инструменты и оборудование для колледжей. При поддержке Минкультуры и Минпромторга России в начале 2019 года в республику поступит 31 пианино.

В перспективе запланировано масштабное оснащение детских школ искусств музыкальными инструментами и оборудованием. Уже в 2019 году объем средств составит порядка 30 млн. рублей.

(По официальной информации портала rkomi.ru)