В лес за свободой

Бывшая владелица оренбургского салона красоты
Альбина Резбаева отправилась в коми тайгу

Когда мы возвращалиь с плато Маньпупунер в аномально холодном феврале 2021 года («Регион» писал об этом в марте 2021-го), на кордоне Полой нас встретила женщина с макияжем, модной прической и аккуратным маникюром. Я приняла ее за туристку или блогера, то есть за случайного для этих мест человека. Образ никак не вписывался в суровые декорации лесной избушки. Оказалось, одно другому не мешает. Оренбурженка с 15-летним стажем в бизнесе кардинально изменила жизнь и отношение к ней, быстро адаптировалась к реальности без wi-fi и приступила к новым должностным обязанностям инспектора Печоро-Илычского заповедника, ничуть не смущаясь соседством с волками и прочим животным миром.

Закрыла предприятие – открыла список вакансий

Иногда по долгу службы Альбина проходит пешком или на лямпах 20 км в день, ведет учет животных, следит за главным богатством севера – лесом. Даже после тяжелого рабочего дня деревенский быт никто не отменял. Нужно воды наносить, двор расчистить, еду приготовить. Тем не менее в заповеднике у нее появилось гораздо больше свободного времени.
– Сейчас не размениваюсь на тысячи задач, как это часто бывало в городе. Малый бизнес – это ведь только звучит красиво. А по большому счету предприниматель руководит, дебет с кредитом сводит, клиентов с улыбкой встречает и сам услуги оказывает, – говорит Альбина Резбаева.
Чтобы удержаться на плаву, предпринимательнице приходилось «залипать» в смартфоне: вести блог, постить милые фото, подстраиваться под рынок. Век технологий, конкуренция с модными франшизами диктовали свои условия успешного дела. Салон стал приносить больше забот, чем удовольствия. Ведь в крупном бьюти-центре есть администратор, smm-специалист, разнообразие мастеров – а значит, клиенту могут предложить удобное время, чай, кофе – всё что душе угодно. Пандемия только усугубила положение индивидуальных предпринимателей, и Альбина Резбаева решила не сопротивляться изменениям. Закрыла предприятие, открыла поиск вакансий.
На тот момент она училась на последнем курсе заочного отделения бакалавриата по специальности «Лесное дело» и искала место практики. Преподаватель предложил обратить внимание на Печоро-Илычский заповедник: туда недавно устроился выпускник их вуза и активно набирал команду.
– Отправила резюме, прошла собеседование – и вот я здесь. Почему бы и не попробовать? В детстве мечтала стать ветеринаром, когда пришло время делать выбор, поступила на юриста. Из этой затеи ничего не вышло, бросила нелюбимую специальность на втором курсе. Потом закрутилось: семья, ребенок, работа, бизнес – совсем не до высшего образования. Когда сын повзрослел, я стала исправлять свои «косяки». На врача заочно не выучишься, поэтому выбрала компромиссную специальность. Сейчас кайфую от того, что нахожусь ближе к природе, – рассказывает Альбина.

Красота как хобби

С 9 класса девушка стригла, красила подруг, родственников и саму себя, воспринимала эту деятельность как хобби. Много лет она не брала за парикмахерские услуги деньги. В1990-е выгодно было работать в торговле, о творчестве некогда было задумываться. В начале нулевых Альбина осознала, что накопила немало навыков, позволяющих работать в сфере парикмахерской моды, обучать других. И рискнула.
Свой салон в Оренбурге Альбина Резбаева открыла на улице Советской – в самом сердце города с огромной проходимостью. За красотой к мастеру-универсалу шли преподаватели вузов, сотрудницы мэрии, девчонки из соседних офисов, торговых центров. Но период взлета был очень короткий. На рынке услуг появились московские франшизы, активно стал развиваться интернет. В борьбе с «франшизной» рекламной машиной индивидуальный предприниматель практически бессилен.

Как признается Альбина, сейчас, работая в Якшинском лесничестве, по бизнесу не скучает, строит новую карьеру: на второй год работы в заповеднике ее повысили до  инженера по мониторингу. А для души быстро нашла себе клиенток: достаточно было повесить объявление со списком своих умений на магазине в Якше, дальше сработал эффект сарафанного радио.
– Кстати, здесь женщины прекрасно следят за собой. В городе я гораздо чаще встречала дам с отросшими корнями и неподстриженными кончиками волос. Женщины везде стремятся хорошо выглядеть, а тут на селе они будто хотят компенсировать удаленность от центра: ещё внимательнее следят за трендами, модно одеваются, тщательно выбирают маникюр. И это не только молодых девчонок касается, я ведь и к пенсионеркам на дом хожу. Только сейчас поняла, что красота снова стала моим хобби. Деньги зарабатываю по «лесной» специальности, а парикмахерское искусство – мое вдохновение, – делится наблюдениями бьюти-мастер.

По соседству
с волками

Экс-предпринимательница не жалуется на суровые условия, но скучает по бассейну и городскому водоснабжению. Поэтому в последнее время она отдает предпочтение коротким стрижкам и при первой возможности в городе идет плавать. Постепенно решила вопрос с интернетом, чтобы продолжить обучение в магистратуре. В заповеднике и сотовая связь частенько пропадает, и домашний телефон дает сбои, так что не раз студентке приходилось пропускать онлайн-занятия и консультации. Все потому, что провода проложили слишком низко, лось пройдет, зацепит – два-три дня люди живут в офлайне.
Не испугали лесного инспектора с бизнес-бэкграундом и волки. По словам местных жителей, они тут как собаки разгуливают. Если один, то бояться нечего, а нарваться на стаю не хотелось бы никому. Поэтому на обходы, по инструкции, сотрудники заповедника собираются втроем-вчетвером. Рядом с поселком сеть ловит сигнал, можно позвонить в лесничество и позвать на помощь. А если поход глубоко в тайгу, то егерь берет с собой ружье. Но лично с хищниками на лесных тропинках Альбина пока не встречалась. Собак по ночам волки таскают, это частая новость в деревне, а вот человека боятся.
– Страшнее было в августе, – говорит Альбина, – когда валежник горел. Жара стояла аномальная, в такую погоду повышенная пожароопасность. Две недели сотрудники заповедника боролись со стихией. Я даже диссертацию решила написать по лесной пирологии.

Якшинское гостеприимство

Трудно представить, что есть люди, готовые отказаться от всех соблазнов цивилизации и перебраться в глушь. У Альбины Резбаевой свое мнение на этот счет.
– Живя в потоке разных шумов практически невозможно услышать внутренний голос, познать свое «я», а ведь это самый важный момент нашей короткой жизни. Благодаря удаленности от цивилизации, наедине с природой я изо дня в день приобретаю настоящую суть своего пребывания на земле. Это меня и цепляет. В лесу я чувствую себя свободнее. Жители больших городов – заложники своих квартир и медицинских масок, – рассуждает Альбина.
Справедливости ради отметим, что дважды в год оренбурженка стабильно отправляется в родной город на сессию, это и смена деятельности, и путешествие, и возможность купить всё необходимое для жизни в глуши. За время работы в лесу она оценила качество натуральных продуктов, которые дает сама природа. Ферментировала иван-чай, засолила, засушила и замариновала грибочки, собрала ягоды. В городе такие деликатесы будут стоить целое состояние, а тут бесплатно и в изобилии, главное не лениться.
На вопрос, как быть, если заболеешь, Альбина отвечает: «Я за профилактику. Если чувствую недомогание, у меня под рукой ягель. Это мощный природный антибиотик. Всегда в запасе листья брусники, можжевельник и другие целебные дары леса. Завариваю такой коктейль в термос, пью дважды в день, поэтому болею редко. Нужно прокачивать иммунитет, доверять своему организму. Стараюсь гулять по лесу, дышать свежим воздухом».

Но больше всего удивили горожанку местные жители. Люди здесь открытые, дружелюбные, приветливые. Уехав на сессию, переживала, что в Коми снега намело. И всю обратную дорогу думала, как пробьется к дому. Оказалось, соседи за избушкой приглядывали, снег чистили. «А я ведь даже не просила, не то что там денег пообещала», – изумляется Альбина. Или зайдешь по делу, а односельчане без гостинца не выпустят: то кабачок с огорода, то банку соленых огурцов. С якшинским гостеприимством даже пополнела, потому что невозможно отказать, когда так радушно за стол приглашают.

Часто современникам, избалованным цивилизацией, кажется, что за пределами городов жизнь останавливается. История Альбины Резбаевой доказывает обратное. Изменив образ жизни, отношение к ней и профессию, она открыла для себя целую вселенную. Познакомилась с юными волонтерами на лосеферме в Якше, с коллегами-лесниками, искателями приключений из разных стран, которые каждый год устремляются в Печоро-Илычский заповедник к мистическому плато Маньпупунер. Узнала много новых талантливых, мастеровитых людей, которые проживают в селе: кто-то шкуры выделывает, кто-то валенки катает, кто-то пестери из бересты плетет. Люди тут не прячутся за высокими заборами, ходят в лес, живут открыто и честно, поэтому даже дверь на замок не запирают.
– В лесу больше свободы, поэтому я здесь, – резюмирует Альбина.

Елена ТУРКИНА

Фото Печоро-Илычского
заповедника
и из архива героини материала