Вöрса. Лесной владыка

В 2020 году на экраны вышел мистический сериал «Территория», посвященный в том числе коми-пермяцким сказаниям и преданиям. По сюжету сериала 19-летний Егор Чудинов и его дядя отправляются на поиски родителей парня, пропавших во время этнографической экспедиции по Пермскому краю. В ходе розысков им пришлось столкнуться с загадочными духами тех земель, в том числе с Вöрсой.

Аркадий Мошев. Охотник и Леший.

В те времена, когда соседи коми-пермяков – коми-зыряне – были язычниками, каждой стихии они приписывали «хозяина», который управляет ею. Вöрса отвечал за лес. Согласно статье историка В. Петрухина из книги «Мифы финно-угров», среди многочисленных духов больше всего охотники коми опасались лешего – Вöрсы (вöр-куль – «лесной черт», вöра-морт – «лесной человек», у коми-пермяков – вöрысь).

Представления о внешнем виде лесного владыки были весьма разнообразны. Живым воплощением лесного духа или его ипостасью у коми считался медведь. Иногда
Вöрса шумно летал над деревьями в лесу, появляясь и исчезая как птица. Его голосу приписывали крик филинов в лесу. Обычно же владыка леса оставался невидимым, либо появлялся в виде вихря, который, по представлениям коми, свидетельствовал о совершавшемся путешествии целой группы леших, воспринимаемой как свадебный поезд. Если кто-нибудь в это время смотрел на вихрь между ног сквозь растопыренные пальцы рук, то мог увидеть лесного духа воочию.

Виталий Оньков. Вöрса.

Достаточно часто лесной хозяин представал в человеческом облике, сведения о котором также противоречивы. По различным версиям, Вöрсу от обычных людей отличает гигантский рост и отсутствие одежды, некрасивость и бородатость, вывернутые пятки ног (табъя кок) и прозрачность костей, отсутствие бровей и ресниц, отсутствие тени. Лесной дух мог иметь и ничем внешне не примечательный облик: рослый человек в черном суконном кафтане, молодец в синем или белом кафтане, запахнутом левой полой наверх.

Часто Вöрса превращался в кошку или других небольших животных. На лай его собаки не откликалось эхо. Мифический Вöрса мог досаждать охотнику и похищать его добычу, если охотник вторгся во владения лешего, а то и приморозить сани к дороге и заманить в трущобу. Леший уносил к себе детей, проклятых матерями. Но дух мог и помочь в охоте, если человек хитростью одолевал лешего или помогал ему.

Николай Кочергин. Иллюстрация к повести Владимира Муравьева «Пера-богатырь с берегов Лупьи».

Согласно одной из версий мифа, однажды охотник шел мимо плотины и увидел, как толпа водяных – вакулей – набросилась на лешего, забрасывая его камнями. Вöрса пытался отбиться от них деревом, выдернутым из земли с корнем, но водяные одерживали верх. Тогда Вöрса крикнул охотнику, чтобы тот выстрелил в главного водяного – тот как раз вышел из воды в золотом кафтане и шапке. Охотник попал в водяного из ружья, а леший расправился тем временем с мелкими бесами. Благодарный Вöрса пригласил помощника к себе в избу, угостил и дал денег. По преданию, легендарный охотник Йиркап однажды также помог Вöрсе, выстрелив в побеждающего водяного. За это леший указал ему волшебное дерево, из которого тот смастерил лыжи-самоходы.

Жили лешие, по представлениям коми, в глухих лесных чащах в треугольных домах и вели там обычное крестьянское хозяйство. В обходе своих лесных угодий Вöрсы обычно сопровождала собака, на лай которой не откликалось эхо. Если охотник, встретив во время промысла собаку Вöрсы, скармливал ей кусок хлеба, она становилась его собственностью. Считалось, что такие собаки очень добычливы.

Вöрса, хотя и считался опасным для человека, но лишь в определенных случаях — когда люди нарушали неписанные правила общения с природой: запреты приходить в лес в «неурочное» время и посещать заповедные места, ограничения на охоту, сбор грибов и ягод, вырубку деревьев. Обычно лесные хозяева наказывали слишком жадных охотников и лесорубов, забирающих дары природы сверх всякой меры – таких Вöрса мог покарать увечьем или гибелью. Для обычных охотников и собирателей даров леса, случайно попавших на «тропу духов», наказание чаще носило назидательный характер и ограничивалось тем, что лесной хозяин пугал людей звуками, «водил» по лесу, сбивая с дороги, но в итоге отпускал. Иногда подобные блуждания считались забавами Вöрсы. Он мог лишить удачи в охоте и, напротив, за оказанную помощь наградить богатым промыслом. Коми приносили лесному хозяину дары, чтобы его задобрить; верили, что некоторые люди, в частности пастухи и охотники, могли водить дружбу с Вöрсой.

Василий Игнатов. Пера и Леший.

Вöрса уводил к себе также всех воров и мошенников, оказавшихся в лесу. Но он похищал и ни в чем не провинившихся людей, поселял у себя в доме и загружал тяжелыми хозяйственными работами. Считалось, что если в доме Вöрсы нечего есть и пить, то он отпускал своего узника. Более благосклонен Вöрса был к «непроклятым» детям. Так, в одной из быличек Вöрса украл маленького мальчика, взятого родителями на покос. Его долго искали, но не нашли. Наконец, он появился на покосе целый и невредимый. Мальчик рассказывал, что все это время находился в доме Вöрсы, жена которого качала его в зыбке и кормила хлебом, молоком и ягодами.

Для людей, попавших в дом Вöрсы, изменялся ход времени. В быличке о похищенной Вöрсой в начале 1930-х годов молодой женщине-геологе говорится, что она пробыла в доме Вöрсы всего месяц-другой, и тем не менее, отпущенная им, вернулась седой старухой.

Кознями Вöрсы объясняли коми и пропажу скота. Вöрса мог просто задержать коров в лесу, и они упорно не хотели идти домой. В таком случае следовало положить на колоду кусочек бумаги, насыпать на него табаку и предложить Вöрсе. Для обеспечения удачи в промысле полагалось приносить дары лесному духу. Обычно это приношение приурочивалось к началу промысла, а также делалось в честь первой добычи. С заходом солнца дары относили в лес и оставляли там на осиновом пне. Существовало поверье, что лесные духи любят сказки, поэтому их рассказывали вечером, чтобы на следующий день была удача в промысле.

Воздействием лесного духа объяснялась и потеря ориентировки в лесу. Чтобы найти верную дорогу, заблудившемуся следовало перевернуть стельки в обуви. Если и это не помогало, нужно было ждать, пока Вöрса, натешившись, сам не появится перед пострадавшим и не задаст ему вопрос: «Кому ты веришь, Богу или Вöрсе?». Если следовал ответ, что последнему, он выводил из леса.

Таким образом, в представлениях коми-зырян о лесном духе-хозяине доминировал образ строгого, но отнюдь не кровожадного лесного владыки.

Снежана ЖУРАВЛЕВА

Проект реализуется при содействии Национальной библиотеки Республики Коми.