Стильный «суп»

Интерьерное блюдо от ресторана «Сыктывкар»

Дизайнер из Санкт-Петербурга Анна Аветисян с коллегами воплотила в столице Коми один из своих самых амбициозных проектов

Культурный город

Работа по созданию нового пространства ресторана «Сыктывкар» для дизайнера из Санкт-Петербурга Анны Аветисян стала первым проектом в провинции. В реконструированном ресторане гостиницы «Сыктывкар» уже побывали первые гости, многие из которых уверяют, что он не уступает столичным заведениям. Не успев открыться, он уже оброс своей историей.

К работе в провинции Анна Аветисян морально была готова давно. Во-первых, сама она родилась не в столице, во-вторых, две ее диссертации связаны с урбанистикой Крайнего Севера. При этом Анна признается, что директор гостиничного комплекса Анастасия Прокудина оказалась одной из самых требовательных и одновременно адекватных, готовых к диалогу заказчиков. Была поставлена задача сделать не просто хороший, а очень хороший ресторан.

По ее словам, в известной дизайнерской шутке про пять параллельных линий зеленого цвета, которые должны пересекаться, почти все правда. Часто заказчик путает дизайнера с волшебником, требуя от него невозможного, или начинает «подрезать крылья», предлагая заменить изначальный материал на похожий, но подешевле.
Сыктывкарский заказчик оказался не таким. «Заказчик со вкусом – большая редкость, – вспоминает Анна свой опыт. – Все мои, на первый взгляд, сумасшедшие, смелые идеи, которые даже в Санкт-Петербурге воспринялись бы скептически, в Сыктывкаре были приняты и поняты. Работа в таком тандеме – большая обоюдная удача».
Работа оказалась долгой, причем львиную долю в ней занял подготовительный, «культурологический» этап. Один из принципов питерского дизайнера – возможность подумать над проектом, не спешить, начать жить им по-настоящему.

– Сделать плохо – значит сделать быстро, не подумав, не вложив душу, воспользоваться чужими критериями. Надо вложить время, силы, мысли, не пользоваться готовыми решениями, не искать легких путей, – считает Анна.

Для начала команде был предложен обзор сыктывкарских кафе и ресторанов. От средненьких и «вполне ничего себе» – до таких, от которых столичный специалист получила настоящее удовольствие. Таких в Сыктывкаре оказалось как минимум два. Следующим пунктом экскурсионной программы стали музей и галерея.

– Я поняла, что город очень культурный, я прониклась и коми культурой. Меня познакомили с художниками, я наслышана о «Клюкве», о «Югоре», уровне местных музеев, и было очевидно, что искусство обязательно должно было войти в интерьер. Тут живут невероятно талантливые люди, и я приобрела у этнофутуриста Павла Микушева две его работы для своего дома. Юрий Лисовский тоже влюбил с первого взгляда. Такого я никогда не видела, но оказалось, что я это очень люблю, – призналась дизайнер.

В поисках ингредиентов

Сначала команда вынашивала мысль о ярком национальном отклике в новом пространстве. Но петербурженка Анна представила, как она приходит в своем городе в кафе, посвященное Северной Пальмире, в стиле Санкт-Петербурга. «Ну, нет, так не пойдет», – справедливо решила команда. Однако не все гости столицы национальной республики, вероятно, смогут пойти в музей, поэтому музей должен прийти к ним. Было решено поместить в интерьеры «этнонамеки». Воплотить эти идеи помогли этнофутуристы. Юрий Лисовский расписывал «стены с птицами», как их тут окрестили, вручную. В лобби займут место полотна его коллеги Павла Микушева.

А еще хотелось прогуляться во времени и вспомнить модные ныне дизайнерские 1960-е, а еще неплохо бы, чтобы в «Сыктывкар» заглянул прованс, чтобы тут появился скандинавский уголок, угостить посетителей экстрасовременным и совершенно новаторским. Скрестить все это вместе, соблюдая вкус и чувство меры, – вот это была задача. Анна Аветисян сравнивает этот процесс с… варкой супа, главным ингредиентом которого она считает смелость.

– Все началось с поисков аналогов, примеров, – говорит дизайнер. – Еще до начала сотрудничества, когда нашему ресторатору надо было примерно показать, как мы видим это все, мы нашли картинку, которая дала толчок всему процессу. Это была смесь необработанного дерева, ультрасовременных пластиковых ярких элементов и камня, который плывет как река. И все это несовместимое – совместилось. Картинка придала нам смелости. Не бояться идти своим путем, соединять несоединимое. Без этого примера мы бы не решились.

«Суп» уже попробовали гости из столиц и из-за рубежа, в канун Нового года в «Сыктывкаре» прошли первые банкеты. Ресторанное пространство в провинциальном городе может и обязано конкурировать со столичным, убеждена Анна. Если не ставить себе эту планку, то и начинать не стоит. Уже сейчас гости из Москвы оставляют восторженные отзывы, а команда готовится участвовать с этим проектом в дизайнерских и архитектурных конкурсах федерального и международного уровня.

Любимый уголок – тот, который еще не готов

Анна признается, что она увлекающийся человек. «Когда что-то становится стильным, популярным, я поддаюсь этой волне. Но надо уметь двигаться дальше». По ее наблюдениям, в сфере отечественного дизайна существует крайность: видимо, не наевшиеся свободными веяниями с Запада, коллеги имеют склонность «зависать» на модном направлении. Скажем, в России несколько лет назад стали модны кирпичные стены. «И белые, и голые, и в стиле лофт – и все это лет на двадцать. Во всем мире уже модно давно другое, а мы все красим. Я уже душу отвела: где-то кирпич сделала, попробовала, как оно, и дальше иду», – рассуждает Анна. Но есть и у нее элемент, который пережил моду и двигается с ней от стиля к стилю, от проекта к проекту. «У меня это лепные карнизы. Я очень люблю их и могу их как-то так обыграть, чтобы они уместны были в любом стиле». В блюде под названием «ресторан «Сыктывкар» они тоже есть.

Постепенно в дизайнерский суп по одному падали ингредиенты и интегрировались там. В эклектичном продукте есть и этно, и прованс, и лофт, и стиль, который команда между собой называет «винный погреб», и скандинавский минимализм. «Просто песня», – характеризует результаты Анна. И тем не менее любимым уголком она называет тот, который еще не готов. По отзывам гостей, на которых команда «тестирует» впечатления, у каждого из них появилось свое «заповедное место». Благодаря вдумчивой работе, в ресторане и визуально, и эмоционально значительно расширилось пространство. Эклектика позволяет «спрятаться» в своем уголке и при этом дает представление о едином гармоничном пространстве.

Анна Аветисян, дизайнер, архитектор. Родилась в Череповце. С 2005 года работает в Санкт-Петербурге. Автор двух диссертаций по архитектуре и дизайну. При ее участии в Северной столице созданы более сорока дизайнерских проектов публичных и частных пространств, в том числе кафе, загородные дома, квартиры.

Одна из интереснейших составных интерьера – галерея ресторана «Сыктывкар». Да-да, общепит открыл собственную галерею. Посетители надолго зависают перед стеной с развешенными на ней рамами. Что в рамах и откуда они сами – целая история. Идея, по словам Анны, не нова, однако, пожалуй, только в «Сыктывкре» она подана в таком концентрированном виде.

– Для меня дебют, раньше этот тренд я не использовала, но давно хотела. А тут как раз появилась свободная стена. Что делать с ней – повис немой вопрос. И тут я решилась: если делать – делать круто, – вспоминает дизайнер. – Я знала, что ни за что не пойду покупать багет и современные рамочки для фото, мне нужны живые вещи с историей и энергетикой. Был совершен рискованный набег на блошиные рынки в Финляндии. Мы не знали, чем окончится наша охота. Но она удалась.

Вышивка, живопись, фото, керамические барельефы, акварели и эскизы – целая стена «живых» полотен, среди которых и любительские, и профессиональные. Есть и по-настоящему старинные: на одной из вещей стоит тавро о том, что изготовлена она почти сто лет назад. Винтаж по достоинству оценили искусствоведы и художники. Несколько пустых рам заполнят работы кисти местных мастеров. А некоторые решили пока оставить пустыми – как знак того, что все продолжается.

В лобби ресторана дизайнеры устроили Скандинавский уголок. Тут много дерева: столы из спилов на минималистичных ножках, картины Павла Микушева, на стене натуральный камень как дань уважения Уралу, занимающему немалую площадь Коми. Суровая простота. И одновременно вокруг много мягкого: мягкие кресла, подушки, теплые цвета, шторы, где-то служащие перегородками, ими можно закрыться, создав уютные ниши и уголки, а можно распахнуть.

Есть в «Сыктывкаре» и зимний сад. Правда, на потолке. Пространство центрального, Зеленого зала, зонировано. Команда подошла к этому нетрадиционно, избегнув всевозможных заборчиков, ступенек, подиумов. «Нужно было придумать такую хитрую штуку, чтобы пространство выделить, но при этом оставить свободным пол – для перестановок, танцев, экспериментов», – описывает задачу Анна. Дизайнерская мысль буквально взлетела с земли на небо. Квадрат, обозначающий зону, и зелень, напоминающая о «зеленых легких» нашей республики, – над головой гостей. Благодаря этому достигнут двоякий и в чем-то парадоксальный эффект: пространство зала расширяется, создавая ощущение многоуровневости, и одновременно гость чувствует себя «в домике», защищенный зеленой воздушной «крышей».

Евгения Вылегжанина, дизайнер, г. Сыктывкар:
– Работа выполнена очень большая, много интересных уникальных деталей. Особенно интересна попытка встроить в стилистику ресторана этнические, графические орнаменты, выполненные Юрием Лисовским. Это всегда более сложная задача, и в этом направлении обязательно должны двигаться дизайнеры республики. Особенно мне понравился холл ресторана, жду его реализации. Лобби гостиницы «Сыктывкар» не хватало лоска, респектабельности и комфорта.

Достать из-под земли

Сказать, что с поиском и поставкой материалов для нового ресторана было сложно, значит ничего не сказать.

– Это был целенаправленный тяжелый поиск, тяжелым он был бы в любом другом месте. Искать и находить именно то, что послужит реализации идеи, мы смогли благодаря пониманию руководства гостиничного комплекса. Я очень благодарна за это, потому что часто бывает так: дизайнер рисует картинки и при этом не думает, где он будет это покупать, – делится Анна Аветисян печальным опытом. – А тут вся команда, все сотрудники гостиницы были включены в процесс поиска, но мы все нашли и воплотили наши фантазии практически один в один. К примеру, я не верила, что мы найдем такие люстры, которые я нарисовала. Нашли – во Франции. Это очень важно, потому что конечный итог зависит от деталей, «мелочей».

Многое в дизайне ресторана произошло впервые, стало новаторским. Дизайнер никогда не видела такой этнофутуристической росписи, или чтобы бетонные плиты совмещались на барной стойке в виде сот – это стало ноу-хау, и нигде больше нет такого огромного кухонного колпака, имитирующего деревенскую вытяжку. Дело в том, что в «Сыктывкаре» кухня открытая. Колпак над барной стойкой, который маскируется под деревенскую вытяжку, – гордость Анны. «Для меня это корабль, плывущий под потолком, он как портал. Все поначалу испугались: огромная, массивная, тяжелая, с двоякой и даже троякой кривизной. Никто не хотел браться, долго сопротивлялись. Но ведь и исполнители у нас тоже очень талантливые, и нашлись мастера, которые смогли построить этот «корабль» – это замечательные смелые мебельщики из Кирова», – радуется дизайнер.

Погружение в проект было полным, а сам проект «глубоководным». Он близок к завершению. А команда дизайнеров уже начинает скучать по нему. «Будем летать сюда с друзьями выпить кофе», – обещает Анна.

Полина РОМАНОВА
Фото Дмитрия ГРИШИНА и Юрия ЕФИМЦА