Вадим Яшин: «В этом сезоне мы нашли свою игру»

Настоящую сенсацию в Суперлиге российского чемпионата по мини-футболу сотворили в нынешнем сезоне игроки сыктывкарской «Новой генерации». Вопреки всем прогнозам, в четвертьфинале команда из столицы Коми буквально катком прошлась по действующему чемпиону страны, клубу «Газпром-Югра» из Югорска. Это уже не первая большая победа в истории сыктывкарского клуба – пять лет назад, в сезоне 2013/14 сыктывкарцы оставили за бортом плей-офф тоже на тот момент чемпиона – московское «Динамо». Но тогда основу команды составляли легионеры и приглашенные из других клубов игроки. На этот раз сенсацию сотворили местные воспитанники. Что это было, маленькое футбольное чудо или результат кропотливой работы? Ответ на этот вопрос, очевидно, знает наставник сыктывкарцев, один из самых перспективных тренеров Суперлиги, Вадим Яшин.

От игрока до тренера

Вадим Викторович, давайте отправной точкой нашего разговора сделаем окончание вашей игроцкой карьеры. Помните свой последний матч на площадке? Когда к Вам пришло понимание «все, хватит»?

– Наверное, это был матч с «Тюменью», а играл я тогда за клуб «ТТГ-Ява» (сейчас – МФК «Газпром-Югра» из Югорска). У меня был такой период, когда в 30 лет, выступая в «Синаре», я получил травму. И, наверное, год лечился, а потом помогал екатеринбуржцам вторым тренером. И когда сезон закончился, я подумал, почему бы не поиграть еще, вроде колено зажило, возраст некритичный – всего 32 года. И я подписал контракт с «ТТГ-Явой». Пробыл там три месяца – такое желание играть было огромное. И вдруг понял, что я очень слабый. Все какие-то быстрые, мобильные, куда-то несутся, а я не такой. По сути, просто отбывал номер на площадке. И, не дожидаясь окончания контракта, в марте 2004-го подошел к руководству, и все – пожали друг другу руки, с тех пор больше я не играл.

Именно тогда Вы впервые задумались о тренерской карьере?

– Нет, честно говоря, не думал о тренерстве, уехал в Челябинск. И стал заниматься делами, не связанными с футболом. Но в 2007 году появилась такая команда – «Динамо-Тималь». Шамиль Газизов ее возглавлял. Звонок от них был неожиданным: «Вадим, очень хотим вас пригласить к нам в команду в качестве тренера». Первые два звонка я отказывал, а когда позвали в третий раз, подумал, почему бы и нет…

Как игрок Вы выиграли практически все, что можно было в 90-х, включая Чемпионат Европы-1999. Сложно ли было перестроиться молодому тренеру Вадиму Яшину, чтобы не пытаться лично показать нужный технический прием?

– Да, многие говорят, работая тренером, хочется выйти на площадку и показать, еще побегать. У меня же вообще никогда такого желания не было, и в этом плане мне, наверное, повезло. Я четко понимал, что все, карьера игрока закончена.

В 2010-2012 гг. Вадим Яшин уже тренировал «Новую генерацию». На этом снимке – эпизод из матча с «Динамо» в сентябре 2011 г. Тогда сыктывкарская команда была совсем другой – и по составу, и по игре. Всего же за свою более чем десятилетнюю тренерскую карьеру Вадим Викторович был наставником шести мини-футбольных клубов. Помимо «Генерации», это «Динамо-Тималь», ЦСКА, «Синара», «Ямал» и «КПРФ». Команду «коммунистов», преградившую сыктывкарцам путь в финал Суперлиги, Яшин тренировал как раз перед вторым пришествием в «Новую генерацию» – в 2015-2017 гг.

«На фига нам ваша зона!»

В 2010 году Вы впервые возглавили тогда еще совсем молодую и неопытную сыктывкарскую команду. Какую задачу ставило перед вами руководство клуба?

– В первый раз я возглавил «Новую генерацию» уже по ходу сезона. После второго или третьего тура. Задача была одна – сделать команду, которая хотя бы на что-то могла претендовать. Потому что на тот момент результаты были не очень – одна-две победы в прошлом сезоне, в текущем вообще без побед, ноль очков. И задача была что-то сделать, чтобы уйти с низов турнирной таблицы. Кого-то пригласили, с кем-то расстались, но особо похвастать было нечем. Были, правда, волевые победы, как, например, над «Тюменью» 6:5, и я видел, что потихоньку мы растем.

Что из себя представляла тогда «Новая генерация»? Насколько уровень игроков соответствовал Суперлиге?

– Ну, во-первых, на тот момент команда не обладала своей школой, не было в городе собственных воспитанников. Нет, конечно, был чемпионат города, но все, что называется, «варились в собственном соку». Сразу было заметно, что в других клубах играют на порядок сильнее. Было понятно, что нужно добавлять…

Уже спустя пару месяцев не от одного специалиста приходилось слышать, мол, Яшин в короткие сроки поставил команде игру. Что означает «поставить игру»?

– Когда я прихожу в команду, сразу хочется понять, во что мы будем играть. У нас должна быть организация. Понятно, что каждый футболист индивидуален. И конечный результат зависит от того, как конкретный эпизод футболист решит в силу своих лучших качеств и умений. Но при этом мы должны быть организованы так, чтобы все четко представляли, что мы делаем в защите, что мы делаем в атаке и как перестраиваемся.

С чем тогда пришлось столкнуться? Как восприняли вашу новую игровую философию футболисты, например, лидеры из «местных» – Виктор Прокушев, Александр Коданев? Трудно ли было найти с ними общий язык?

– Момент понимания новой игровой философии прошел достаточно гладко, ребятам было интересно, и в плане человеческих отношений все было замечательно, но в процессе перестройки случались забавные случаи. Это было, когда я только пришел в клуб. У нас первая игра была через три или четыре дня. C «Мытищами», не самой сильной командой на тот момент. И у ребят и руководства клуба были надежды, что мы сможем здесь зацепить какие-то очки. К моменту моего прихода в обороне парни играли по системе «каждый с каждым», а я был ярым приверженцем зонной защиты. Так играли в Европе, так играли наши лучшие клубы. С передачей игроков, с подстраховкой. Три дня мы отрабатывали этот вариант, и с ним же вошли в игру. Мы наделали огромное количество ошибок и проиграли с каким-то неприличным счетом…

Счет был 1:9.

– Да, все были расстроены, я захожу в раздевалку, а там игрок, по-моему, это Саня Коданев был, мне и говорит «Да на фига нам сдалась эта ваша зона, играли бы себе спокойно, как раньше». Но потом и он понял, что это современная модель игры, так сегодня играют все.

И все-таки, команда играла откровенно плохо, но вдруг в апреле 2011 года, во время паузы в чемпионате «Новая генерация» отправилась в зарубежное турне. Впервые в своей истории провела сборы за рубежом, в Португалии. Насколько я понимаю, это была ваша идея. Зачем?

– Ну, во-первых, был большой перерыв, найти спарринг-партнера было очень тяжело. А во-вторых, ребятам нужна была встряска. Провели там несколько игр – и сразу появились новые эмоции, парни раскрепостились и стали чувствовать себя увереннее. Да, это был в первую очередь некий психологический момент – результат не довлел, команда играла в свое удовольствие. К тому же у португальцев совсем другой рисунок и стиль игры. И мы на их фоне выглядели очень уверенно. Эта поездка нам потом очень помогла в концовке чемпионата. И, кстати, позднее она стала традиционной.

В историческом четвертьфинале с «Газпром-Югрой» эмоции зашкаливали и на площадке, и на трибуне.

Второе пришествие

Ну, а теперь перейдем к нынешнему сезону. Не секрет, что последние годы мини-футбол лихорадит. Исчезло очень много хороших команд. Мини-футбол лишился больших денег, финансовые проблемы накрыли всех, и «Новая генерация» в этом смысле не стала исключением. Вы понимали, с какими трудностями предстоит столкнуться перед вторым возвращением на тренерский мостик сыктывкарской команды?

– Даже возглавляя «Синару», я все равно следил за «Новой генерацией». Знал примерно состав. Но летом покинули клуб Соколов, Лялин, Чуйков, и в какой-то момент мы поняли, что осталось всего пять человек. Я был, честно, озадачен. Когда мне сказали, что остальные будут совсем молодые парни, я сказал: «А давайте попробуем». И первые три-четыре месяца старался найти оптимальную игровую схему, в которой мы были бы конкурентны. Конечно, в чем-то игру упростили, отказались от «зоны» в пользу смешанной обороны, упростили контроль мяча. Прекрасно понимали, по-другому играть против очень мастеровитых команд будет тяжело. Но вместе с тем у нас были свои козыри – мы молодые, функционально сильные. Можем быстро бежать, можем постоянно прессинговать, напрягать.

Для Вас имели тогда значение успехи наших футболистов на юношеских первенствах? Вы видели, скажем так, «материал», с которым можно работать?

– Ну, конечно, сейчас команда кардинально отличается от той, что была в 2010 году. Республиканская футбольная школа начала давать, как говорится, свои плоды, и сегодня нам есть из кого выбирать. Эти ребята с детства мечтали стать именно мини-футболистами, прошли все этапы, и они целенаправленно шли к тому, чтобы попасть в основную команду.

Следите ли Вы за дублерами сейчас?

– За весь сезон у нас в Сыктывкаре был всего один тур, и то мы – основная команда – в этот момент были на выезде. Юноши здесь тоже провели всего один тур, я на нем присутствовал, смотрел ребят 2001 года рождения. Хотелось бы, чтобы игр Высшей лиги у нас было больше, но почему-то Ассоциация мини-футбола России слишком мало доверяет Сыктывкару. Это проблема.

Переход из юношеского футбола во взрослый всегда считался трудным и тернистым. Это так?

– Все сугубо индивидуально и, в основном, зависит от каких-то психологических моментов. Парень может быть очень талантлив и технически одарен, но не готов играть на другом уровне, с другим уровнем сопротивления. И наоборот. Вот смотрите, Миша Москалев. Я бы не сказал, что в команде своего возраста он как-то выделялся. Мы приглашали на сборы 5-6 человек 1999 года рождения. Миша там был далеко не первый, на кого мы надеялись. Но своей работой, своим отношением и характером очень быстро доказал, что именно на него и нужно рассчитывать. И мы ни разу не пожалели, что Миша сейчас у нас в основном составе.

В молодежную сборную уже привлекались полевые игроки Иван Обжорин, Владислав Барсков и вратарь Кирилл Щурок. Кирилл дебютировал на международной арене в товарищеских матчах против сборной Ирана. Владислав Барсков составил ему компанию уже в играх против Португалии. Есть у нас еще ребята на подходе?

– Ребята все молодые, 20-21 год, у них все впереди. Если брать кого-то персонально, то это, повторюсь, наш 99-й год, Даниил Новик и Михаил Москалев. Вполне могут получить вызов в молодежную сборную. Но им надо показывать себя в чемпионате. Еще один такой удачный сезон как этот, и не только в «молодежку», в лучшие клубы страны позовут.

«Сегодня мы на правильном пути»

Мы подходим к самой главной теме. До этого года сезон 2013/14 для «Новой генерации» считался самым ярким, звездным и, казалось, больше недостижимым по результату. Но произошло невероятное, «Новая генерация» подтвердила свой статус «грозы авторитетов» и выбила из розыгрыша не кого-нибудь, а чемпионов страны – «Газпром-Югру». И сделала это не легионерами, а силами наших мальчишек. Сейчас вы, по сути, заново переписываете историю клуба. Это чудо, или я не прав, и все-таки победы – справедливая награда за труд?

– Честно говоря, для себя мы ставили цель попадания в полуфинал. Но… не в этом году (смеется). То, что мы перевыполнили задачу, стало большой неожиданностью даже для меня.

Как же волшебно мы сыграли эту серию с «Газпром-Югрой»… Мы очень хорошо попали в нее функционально, психологически. Минимальное количество ошибок, допущенных нами в противостоянии с чемпионом России, тоже о многом говорит. Ну и, конечно, многие ребята в этой серии прыгнули выше головы. Тот же Леготин Дима со своим «хет-триком» в первом матче… Да, многие вещи удачно сложились, но опять же, не могли они возникнуть на пустом месте. Работа была проделана ребятами колоссальная, что было видно даже в конце регулярки, где мы со всеми уже играли «фифти-фифти». Где-то в концовках не хватало совсем чуть-чуть, и вот этого самого «чуть-чуть» мы добрали в плей-офф.

Ну, а в целом, каким получился этот сезон для клуба и для Вас лично? Что из задуманного удалось воплотить, что нет, удивила ли Вас команда?

– Этот сезон дал нам очень многое. Мы закалились как коллектив, мы нашли свою игру. Если в прошлом сезоне мы поработали где-то на ощупь, то в этом уже четко понимали, как будем играть. Даже новичкам было легче адаптироваться, модель игры в команде усвоили абсолютно все. И первый матч сезона с «КПРФ», который команда сыграла в ограниченном составе, показал – мы на правильном пути. Потом был спад, который, наверное, в том числе был связан с финансовыми трудностями. Очень тяжело было до Нового года, но я благодарен ребятам, которые старались не обращать на это внимания. Клуб был без денег, но по нашему настрою и отношению к играм этого сказать было нельзя.

Но тренировочный процесс все равно страдал…

– Ну, конечно, трудно предъявлять требования ребятам, которые два-три месяца сидят без зарплаты. А она, к слову, у них небольшая. В общем, к Новому году мы стали проседать, и когда ситуация стабилизировалась более-менее, пошел эмоциональный подъем. Мы стали шаг за шагом прибавлять. На этот период у нас пришлось большое количество игр, когда мы, уступая в два-три, а то и в четыре мяча, не ломались, проявляли характер. Было видно, что ребята хотят чего-то добиться. То есть для них футбол не просто времяпрепровождение, профессия с заработком, а путь самореализации. Возможность добиться чего-то в жизни. И это для меня стало приятным открытием, что у нас коллектив, который играет не за какие-то материальные блага, а за идею, за партнеров, за команду.

После сенсационной победы в четвертьфинальной серии с «Газпром-Югрой» (3:1) сыктывкарская «Новая генерация» уступила в полуфинале МФК «КПРФ» (0:3 в серии) и в «бронзовой» серии – самарскому «Динамо» 1:3. «То, что мы в итоге оказались в четверке лучших клубов Суперлиги, наверное, уже неплохо. Конечно, хотелось бы большего, но надо объективно смотреть на вещи. Уже то, что мы здесь – замечательно!», – сказал Вадим Яшин сразу после окончания сезона.

 

«До мурашек по коже»

Вы называете футбол «Новой генерации» энергозатратным – высокий прессинг, постоянная борьба. Какой должна стать «Новая генерация» в идеале?

– Тот футбол, в который мы играем сегодня, я считаю, очень зрелищный. Потому что практически нет игры в середине площадки. Мы стараемся играть от ворот до ворот, вертикально. В матчах «Новой генерации» всегда много ударов по воротам, голевых ситуаций. Иногда их, конечно, больше у наших ворот (смеется), но тем не менее… Мне кажется, зрителям это нравится. Мы этого часто добиваемся нестандартным подходом. Регулярно к розыгрышу подключаем вратаря, у нас постоянная концентрация на отрывах, то есть мы должны всегда забегать за спины защитников, напрягать их. И при потере мяча вступать в отбор на чужой половине. К тому же стараемся «взрывать» игру, чтобы она не шла монотонно. Оставив все эти принципы, я бы улучшил контроль мяча и добавил в реализации моментов.

Болельщики в этом сезоне стали для вас «шестым» полевым игроком? Вы чувствовали их дыхание?

– Когда с «Газпромом» мы играли здесь третий и четвертый матчи полуфинальной серии, был полный зал, где не было даже стоячих мест. Когда каждое касание мяча нашими ребятами зал встречал овацией, это очень сильно заряжало. В такой обстановке играется совершенно по-другому. А когда мы играли с «КПРФ», я первый раз услышал, как на представлении наших ребят судья-информатор называл имя, а трибуны подхватывали фамилию, это было просто до мурашек по коже. Только ради такого отношения стоит играть, и полные трибуны – это главная оценка нашего выступления в этом сезоне.

Беседовал Максим ВАСИЛЬЕВ

Фото vk.com/ng_sykt