Владимир Рохин: «Пусть скульптуры будет больше!»

Известный мастер – о заказе для Кобзона, работе с Кербелем, Третьяковке, пчелах и многом другом

В этом году отметил 80-летие Народный художник Республики Коми Владимир Рохин – известный в республике и далеко за ее пределами скульптор. Автор таких известных работ как рельеф-фриз с солнцем на фасаде республиканского театра оперы и балета, два барельефа на снесенном кинотеатре «Парма», памятник Домне Каликовой у перекрестка ул. Советской и Д. Каликовой, мемориальный комплекс рядом со школой №25, все деревянные скульптуры 1980-х годов в детской части Кировского парка, гранитный медвежонок с ягодами малины у фонтанов перед администрацией города, распятие в часовне в память о безвинно пострадавших в годы массовых политических репрессий, множество барельефов и памятных досок на стенах домов в Сыктывкаре; памятный знак в Усть-Выми к 600-летию села, памятник Андрею Журавскому в селе Усть-Цильма и многих других.
Сегодня Владимир Рохин – гость нашего номера.

Владимир Афанасьевич Рохин
родился 17 февраля 1939 года в Сыктывкаре.
1953 – 1958 – учеба в Московской средней художественной школе.
1958 – 1964 – учеба в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова на скульптурном факультете (окончил с золотой медалью).
С 1961 – участник Всероссийских и Всесоюзных художественных выставок.
1967 – принят в члены Союза художников СССР (ныне – член СХ РФ).
1969 – Лауреат премии Коми комсомола.
1979 – Заслуженный деятель искусств Коми АССР.
1990 – Лауреат Государственной премии Коми АССР им. В. Савина в области литературы и искусства.
1993 – Народный художник Республики Коми.
2003 – Лауреат премии Правительства Республики Коми в области культуры и искусства.
2012 – Заслуженный художник России.

 

Владимир Афанасьевич, почему Вы в свое время выбрали скульптуру?

– А потому что вся моя деятельность, начиная с образовательной, была связана со скульптурой. Ходил я на изокружок в сыктывкарском Доме пионеров – он еще не был дворцом, это было деревянное здание напротив 12-й школы. У нас была студия, кто-то рисовал натюрморты или что-то другое, а я с другом отлил блок из гипса под кирпич и стал вырезать из него белого медведя. С этого и началась моя работа. Потом вырезал что-то из дерева… Абсолютно из всего можно что-то вылепить или вырезать – из глины, гипса, камня, металла… В 12 лет мне довелось поучаствовать во Всесоюзной выставке изобразительного творчества детей, и об этом даже писали в газете. А в 14 лет, после 7-го класса, мой отец, видя, что я люблю что-то такое лепить, отправил меня в Москву – там у него жила сестра, – в детскую художественную школу при институте имени Сурикова. Таких школ в СССР были единицы: в Москве, Питере, Киеве и, кажется, Тбилиси. И эти школы вели между собой свое-образное соревнование… И тогда, в 14 лет, я поступал сразу на скульптурное отделение. Школа находилась напротив Третьяковской галереи, я там часто бывал, видел множество работ из бронзы, мрамора, других материалов, и думал: «А почему я так не могу сделать?». А после этой школы я поступил в Суриковский институт. Хотя и после школы при нем, но поступал как все, на общих основаниях, конкурс был четыре человека на место.

Тогда так много молодых людей хотели быть скульпторами?!

– Тогда был бум послевоенного строительства. Примерно до середины 1950-х продолжалась эпоха сталинского ампира… А потом началось панельное строительство при Хрущеве, и всякие украшения зданий, присущие сталинскому ампиру, стали не нужны. Что делать скульпторам? Они тоже оказались не нужны…

А как же пресловутые «девушки с веслами»? Или они были актуальны еще до войны?

– Что касается «девушек с веслами» – был Художественный фонд СССР, большое промышленное предприятие, где трудилось много профессиональных художников и рабочих. Первые лепили этих девушек или мускулистых рабочих, а вторые клепали эти скульптуры по готовым формам для всех городов страны. И хоть до войны, хоть после – тема возвеличивания партии была всегда, а спорт тоже был любим во все времена и все эпохи. Поэтому существование Художественного фонда соответствовало идеологии – без нее жить нельзя, она закладывает в наши головы линию мышления и поведения, без нее государство развалится. Если у нас не будет идеологии, нас ожидает то же самое.

То есть Вам приходилось делать работы для «соцреализма», по заказу «партии и правительства»?

– Обязательно. Я не «левый», не подпольный, что делаю – все на виду. Даже «обнаженка», которая у меня тоже есть – тоже ее не скрывал. Сейчас, кстати, есть идея сделать «обнаженку», которую можно будет отливать из силиконовой формы.

По окончании института Вы вернулись в Сыктывкар. Не было желания остаться в столице?

– Я подписывал бумагу, что вернусь на родину. Тогда были инструкции, чтобы выпускники-художники в Москве не оставались, на местах так берегли кадры для себя. Конечно, художники любят большие города из-за наличия спроса и рынка сбыта. В Москве, например, востребован труд форматоров, которые эскиз скульптора изготавливают из гипса – переходного материала для дальнейшего перевода скульптуры в бронзу, гранит, мрамор… Это целая специальность там была.

Остаться бы я там мог, и были предложения, но я не хотел. Даже знаменитый Лев Кербель, автор памятника Ленину на Стефановской площади в Сыктывкаре, меня к себе звал. Он этих Лениных по всей стране бессчетное количество понаставил… Когда он сюда приезжал, я ему помогал делать по фотографии макет из фанеры в натуральную величину. Сейчас-то есть фотошоп, чтобы «встроить» любой эскиз в пространство и получить общий вид, как это будет выглядеть. А тогда фотошопа не было – делали такие вот макеты и фотографировали. И Кербель мне сказал: «А чего ты тут делаешь? Поехали со мной, у меня работы полно!». Но это значило – быть там рабом, очень тяжелая работа. К тому же, он был сугубый ленинец, работы у него были только на партийную тематику. Мне это было не по душе, я хотел быть свободным, делать, что хочу. И отказался.

А когда вернулся в Сыктывкар после института, я понял, что никому не нужен, кроме родных, и работы для меня нет. Пошел в Художественный фонд, а там тоже сидят без работы. Владислав Мамченко и Юрий Борисов заняты «левой» работой: делают Христа для храма в Кочпоне…

В 1960-е годы?!

– Да, я приехал сюда в 1964-м. За работу для церкви и они, и председатель Союза художников потом получили большой нагоняй. Это сейчас лепи – не хочу…

Первый год после института я проработал учителем рисования в школе № 14, которую оканчивал сам – не бросить же своих. Но работать с пацанами очень тяжело – это же была мужская школа, хулиганье. Да и условий для преподавания предмета там не было никаких. А параллельно я что-то вырезал во дворе дома: привез целую машину капа, делал деревянные скульптуры из тополей и берез. Да и гранит был: его много выпахивали на совхозных полях, нужно было лишь найти и привезти нужный камень.

Я сделал «Портрет северной девушки» и «Портрет рабочего ЛПК» из гранита. Они прошли на зональную выставку в Архангельске, после чего их закупили. И я понял, что можно так жить: сделал работу, продал – и живи с этого полгода! Правда, работу себе задаешь сам. Камень для «северной девушки» я нашел в Подмосковье и привез сюда. Портрет Ивана Куратова там же делал из подмосковного камня и потом привез сюда – он сейчас в Национальном музее Коми стоит. Словом, творческая работа стала кормить… Тогда было главное, чтоб работы прошли через сита всех выставкомов. В 1967-м я принял участие сразу в трех выставках и вошел в Союз художников СССР.

За создание скульптурного портрета В. А. Малышева скульптор получил Государственную премию Коми АССР .

Вы сказали, что пришлось работать и на «идеологический» заказ. Но среди Ваших работ я таких не припоминаю – есть ощущение, что все годы Вы творили на вечные темы.

– Почти все работы, которые выставлены в Национальной галерее – плод моей фантазии. Был, правда, портрет строителя ЛПК, сделанный на заказ. Все остальное – мое собственное творчество. А оно не кормит художника. То есть кормит только тогда, когда его покупают.

А если все время творить – на что тогда жить?

– Ну какие-то заказы все равно выполнять. Скажем, кладбищенские памятники. Вот поэту Виктору Кушманову делал… Правда, нечасто делаю такого рода работы – не люблю. Потому что надо все время думать об ушедшем человеке, а если он еще и другом был, как Кушманов… Хватает и барельефов для мемориальных досок или музеев.

А любимые темы для воплощения есть?

– Любимое – то, чем сейчас занимаешься. Возникла идея – и на время работы она становится любимой. Понравилась девушка – делаю ее портрет. Вдохновила игра мальчишек, которые катают друг друга на спине – леплю их… Работаю в разных жанрах: делаю портреты, композиции, занимаюсь мифотворчеством – к примеру, портрет Яг Морта или композиция «Пера-богатырь и Яг Морт» …

Портрет А. Журавского.

Как у Вас рождаются идеи для работ?

– А по-разному. Например, вот композиция «Рыбацкая байка». Идею мне подсказал наш художник и заядлый рыбак Леонид Потапов. Он рассказывал, что однажды поймал рыбку. А в ней – другая рыбка, а в той – еще рыбка. И у меня сразу возникла идея такой работы… Ее крупная копия из дерева, как и ряд других работ, потом были установлены в детской части Кировского парка. Но дерево недолговечно – через 11 лет скульптуры пришли в негодность и были вывезены на свалку. Потому что у нас в Коми нет технологии обработки деревянных скульптур, которую используют, допустим, в Прибалтике. То есть такая технология есть: работа помещается в трубу, засыпается сланцем, труба нагревается, сланец плавится, проникает в дерево – и древесина становится «железной». Но эта технология дорогостоящая, чтоб ее установить, нужны капвложения… Недавно реставрировал свой деревянный памятник Журавскому в Усть-Цильме. Он весь закоптился от дыма из печей села. Но такая реставрация все равно мало помогает. Подобные вещи, конечно, надо делать из более долговечных материалов.

Портрет И. Куратова.

Мы уже затрагивали тему религии, у Вас тоже достаточно работ на эту тему. Она Вам близка?

– Да, я даже крещеный. Конечно, вырос я на безверии, но в 60 лет крестился. Отец Игнатий (Бакаев) меня крестил – он тогда служил в храме Преподобного Сергия в поселке Максаковка, а я вырезал Распятие для этого храма. Честно говоря, меня больше наука интересует. Но часто она приходит к выводу, что кто-то управляет Вселенной. Может, и не Иисус Христос, но… И чтобы заказы для церкви делать, надо формальность соблюсти – креститься и копнуть хоть немного православную тему. Так что я – православный крещеный. И тему копнул, узнал кое-что. Но не могу себя назвать ортодоксальным и воцерковленным, я «плохой» верующий. Пришел как-то на Пасху в церковь, но всю службу стоять не стал…

Портрет Святителя Стефана Пермского.

Заметное место в Вашем творчестве занимает «пчелиная» тема, и именно одна из первых работ на эту тему – «Пасечник» – попала в фонды Третьяковской галереи. Это оттого, что Вы сами держали пчел – причем, прямо в центре города?

– Во времена моего детства у 12-й школы, на улице Куратова был сельхоз-участок. Филипп Антонович держал там пчел, и ученицы ходили, помогали ухаживать за ними. А в конце лета он им давал «за трудодни» баночку с медом. Дети довольны: вкусная штука! Я, правда, к нему не ходил, но моя сестра ходила. И когда я приехал после института сюда, а работы особо не было, надо было как-то выживать, где-то зарабатывать, и я подумал: дай-ка поставлю на крыше Дома художника, где у меня была (и сейчас есть) мастерская, ульи. Тогда этих высоток вокруг не было, стояли одни частные дома, около них – сплошные клумбы. В изобилии цвели акации, одуванчики. А еще очень много цветов на летном поле аэропорта было, и пчелы летали туда – могли себя содержать, был нормальный медосбор. Я поставил четыре улья, и они меня здорово выручали. Правда, на меде я ничего не заработал – так его раздавал, и до товарного меда не дошел. А еще было очень интересно наблюдать за жизнью пчел: очень похоже на организованное людское общество! Есть водоносы, есть охранники, которые дежурят и защищают ульи от чужаков… И все честно работают! И между собой общаются, информацию друг другу передают посредством танца. Смотришь на них – и, конечно, всякие образы рождаются… Это интересное занятие, я бы советовал всем заниматься! Правда, теперь сам боюсь пчелиных укусов… А потом округу стали постепенно застраивать, кормиться пчелам стало негде – и пришлось мне ульи убрать, на асфальте им не выжить. Но лет 17 их держал.

В 1967 году появился «Пасечник» – такой улыбающийся, добродушный старик, пальцем снимающий пчелу с бороды, одна из моих любимых работ. Сделал ее из большого березового капа размером с табуретку. Эта работа прошлась по множеству выставок, а потом прописалась у меня в мастерской, – стояла на полу, на ней было удобно сидеть. А в 2011 году ко мне пришла сотрудница Национальной галереи Ольга Орлова и привела с собой заведующую отделением скульптур ХХ века Третьяковской галереи, член-корреспондента Академии художеств России Людмилу Марц. Та походила по мастерской, заметила в углу «Пасечника»… «Присылай, – говорит, – фотографии работы со всех сторон». Я послал, в Третьяковке комиссия эту работу посмотрела – и они решили у меня ее купить. Так «Пасечник» поехал в Москву – сначала экспонировался на выставке работ художников Коми в залах постпредства Коми в Москве, а потом попал в фонды Третьяковки. Я был очень доволен! В этой работе ведь глубокий подтекст. Пчеловод – он же пчел собирает. А Третьяковка тоже собирает, только произведения искусства. Любой собиратель похож на пчеловода.

«Скульптор».

У вас же «Хранитель пчел» должен был туда попасть.

– Да, это более поздняя работа, я ее сделал в 1988 году, в иной технике и из других материалов: вся фигура из дерева, а голова из металла. Ее тоже отобрали для Третьяковки, и закупочная комиссия уже повесила на работу соответствующую этикетку. Но одна недобрая рука, – кого-то из конкурентов, даже догадываюсь, кого, – этикетку наполовину оторвала. А как она пойдет в музей без этикетки! Так «Хранитель пчел» в Третьяковку и не попал – его выкупила наша Национальная галерея, эта работа стоит в одном из залов постоянной экспозиции. Относительно недавно у меня появилась еще одна «пчелиная» работа – «Погружение в нектар»: решил показать пчелу в увеличенном виде. У нее цветок из капа, пчела из эпоксидной смолы, а крылышки – из металла.

А я видела фото такого же «Хранителя пчел», но размером поменьше и из металла…

– С ним была такая история. Как-то в Сыктывкаре был Иосиф Кобзон. На досуге пошел в Национальную галерею, увидел там «Хранителя пчел» и сказал: «Повторить!». А для чего, не сказал. Потом только выяснилось, что он решил такую работу подарить тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову – тот же известен своим увлечением пчеловодством. А как повторить? Дерево повторить невозможно, а в металле еще могу. Повторил в металле, основу сделал пластинками – получилось такое полупрозрачное тело. В той же технике, что и памятник Домне Каликовой в Сыктывкаре или скульптура «Материнство». Выбрал эту технику еще и потому, что работы из нее мало весят.

Словом, сделал я нового «Хранителя пчел», и мы с женой повезли его в Москву. Офис Кобзона был недалеко от площади Маяковского. Привезли – его самого не было. Оставили. Пришли на следующий день – скульптуры нет. Оказывается, Кобзон пришел, увидел: «А почему не из дерева?». Ему-то в Сыктывкаре деревянная фигура понравилась. А жена Кобзона сказала: дескать, в металле еще ценнее, чем в деревяшке! Она его убедила, они эту работу уже вечером вручили Лужкову на торжестве. Я же торопился к определенной дате успеть. В общем, лично Кобзона мы тогда не увидели, где теперь эта скульптура – не знаю… Иосиф Давыдовыч потом заплатил за работу, сколько я запросил. А я недорого взял. Мне потом коллега сказал: «Что ж ты больше не попросил?!». Но все же тогда на эти деньги я на обратном пути купил ноутбук.

«В лаве».

Кстати, в такой технике спайки из кусочков нержавейки еще кто-то из художников работает? Вы ее где-то почерпнули или сами придумали?

– Честно говоря, не знаю, не видел у других подобных работ. Может, кто-то и делает, но я ни разу не видал – ни на выставках, нигде. Эту технику сам себе «сочинил». В ней можно работать. Только этот процесс очень медленный…

Ваши работы хранятся в музее и галерее Коми, в Третьяковке, одна из работ – в Красноярском музее, одна, судя по всему – у Юрия Лужкова. А где еще?

– Большой гранитный портрет моего отца – такой народный усатый персонаж, на Буденного не совсем похож, но все равно жизнерадостный, около полуметра высотой – хранится в городе Ирбите около Екатеринбурга. Это где выпускают тяжелые мотоциклы. Там есть хороший музей графики, мой портрет туда распределили после одной из крупных выставок. А еще одного Яг Морта – такого же, как из алюминия сейчас у меня в мастерской хранится, только из бронзы на черном камне – украли с выставки в Москве. Смотрительница, может, задремала, отвлеклась – и кто-то стащил. Работа не была как-то закреплена или закрыта… Так что не знаю, где она теперь. Украли – и украли. Я не стал разбираться – не люблю эти тяжбы. В Калининграде есть моя работа – «беременная» корова из проволоки. Эту технику – проволочной скульптуры – я опробовал с одной из своих студенток в ее дипломной работе. А потом был в Калининграде у родственников. Делать было нечего, была проволока, и я, чтоб время не терять, решил ее погнуть. Получилась корова – просто родственница коллекционирует фигурки коров. Но одну корову неинтересно – решил «поселить» внутри ее коровку поменьше…

«Хранитель пчел».

Как давно Вы преподаете в Сыктывкарском государственном университете?

– С самого начала, как там образовался факультет искусств – с начала 2000-х. Тогда сразу пригласили преподавать меня, других моих коллег… Преподаю скульптуру, потому что как в искусстве без нее? Даже если учатся на дизайнеров или еще кого-то – они должны полепить, для полного комплекта образовательной нагрузки.

Нравится Вам преподавать? Радуют ли студенты? Меняются ли они от поколения к поколению?

– Бывает, нравится, бывает, нет – смотря какая публика соберется. Вначале, конечно, намного серьезнее к учебе относились. Мы даже портреты в полном объеме лепили. А сейчас вот маленькую головку вылепит – и то хорошо. И натурщика сейчас уже не приглашаем… Это расстраивает. Особенно то, что большинство студентов – девушки. Раньше хоть один-два-три мужика на курсе были, а сейчас – почти нет. Есть девчонки очень талантливые, но я им говорю: «Девочки, скульптура – очень тяжелая и вредная работа. Подумайте, прежде чем выбрать эту профессию. Вот керамика – это гораздо более женское дело». Есть, конечно, с кем работать – например, мой бывший студент Александр Выборов. Он автор памятника букве \ в Сыктывкаре и гранитного же памятника герою России Александру Алексееву в Ухте.

«Геологи».

Вы продвинуты в цифровом плане: например, ведете свою страницу во «ВКонтакте». Людям Вашего поколения это очень мало свойственно, разве что только творческим…

– Мой соученик еще по кружку в Доме пионеров, а потом по институту, великолепный иллюстратор и график Владимир Пунегов категорически не признает эти ноутбуки, интернет: это, говорит, все на виду у всех, зачем мне это надо! Никаких страниц не заводит принципиально. А для меня это выход на публику – на странице «ВКонтакте» выкладываю свои работы. Можно сказать, устраиваю там выставки. А чтоб было не скучно смотреть, иногда добавляю что-то из других сфер. Там есть замечательная стена, где можно размещать все, что хочешь. Почему я еще взялся за это дело – студенты же там постоянно, через соцсеть с ними очень удобно общаться, по делу что-то обсуждать. А спустя годы вижу по их страницам, как они замуж выходят, детей рожают, какие работы создают…

Ваша супруга – тоже художник, мастер декоративно-прикладного искусства Майя Ивановна Волкова. Что вас объединило, как давно вы вместе, трудно ли в одной семье двум творцам?

– Майя Ивановна – моя вторая жена, первая умерла много лет назад. С ней мы уже лет 20. У нас просто мастерские были напротив друг друга. Она увидела, что я все время один, и стала заглядывать – что называется, по-соседски… Два художника в одной семье – это, честно говоря, тяжелый случай! Конечно, у нас всегда какие-то моменты будут спорными. Хотя, бывает, мы творим совместно. Просто я вырос в многодетной семье, поэтому спокойно отношусь, если у близкого настроения нет или еще что-то. С детства учился уживаться с разными характерами. Нас у родителей было семеро, но двойняшки, которые родились во время войны, умерли от болезни… И я вырос с двумя братьями и двумя сестрами, я второй по старшинству. Сейчас у меня снова большая семья – у Майи полно детей и внуков, у меня дочь от первой жены, которая подарила двух внуков.

Спас Нерукотворный.

Несмотря на почтенный возраст, Вы бодры, активны, много шутите и продолжаете заниматься нелегким трудом скульптора. Что Вам придает силы и энергию?

– Во-первых, любопытство. Я никогда не знаю, получится работа или нет. Есть еще задумки, которые хочется осуществить. Ну и, наверное, работа с молодежью не дает стареть.

Каково, по-Вашему, сегодня художественное пространство столицы Коми? С каждым годом в Сыктывкаре появляется все больше памятников, скульптур, разно-образных арт-объектов… Каков их художественный уровень? Что бы Вы, имея любые возможности, от себя добавили?

– Сразу скажу: мало! Надо однозначно больше. Чтоб на каждом углу и перекрестке была скульптура! Скульптура – это не только запечатление памяти, но и всегда какая-то символика, еще со времен фараонов. Если их станет больше, люди постепенно научатся разбираться в искусстве, станут больше думать, у них развивается вкус. Конечно, не все, что установлено, мне нравится. Считаю, какая-то комиссия из профессионалов должна быть, чтобы откровенно безвкусные вещи не проходили. А бывает, работа сама по себе хорошая, но не на своем месте стоит. Да и службы ухода за памятниками у нас нет, поэтому они и зимой, в снегу, не смотрятся, и летом от птиц страдают… Но все-таки, пусть будет больше работ. Тогда и хороших среди них тоже будет больше!

«Память предков»  и «Рыбацкая байка».

Ирина САМАР

Фото из архива В. Рохина