Как заинтересовать инвестора?

Ответы на этот вопрос знают в Корпорации по развитию Республики Коми

Быть одновременно экономистом, правоведом, психологом, стратегом и тактиком, администратором и управленцем – это значит работать в Корпорации по развитию Республики Коми. У компании широчайший спектр деятельности. Сегодня это большой холдинг, перед которым стоят различные задачи. О работе по сопровождению инвестиционных проектов «Региону» рассказала заместитель руководителя Корпорации Галина Жукова.

  

По принципу одного окна

Специфика деятельности холдинга простирается от науки до инвестиций. «Мы разбираемся даже в углеводородном сырье», – говорят специалисты компании. С широтой охвата связаны и сложности управления, хотя благодаря универсальности интересов перед корпорацией разворачивается широкое поле для маневрирования.

Одно из важнейших направлений деятельности Корпорации, помимо управления активами и имуществом дочерних предприятий, – сопровождение инвестиционных проектов по принципу одного окна. Галина Жукова признается, что это требует широких знаний, в том числе, понимания работы органов госвласти.

В 2012 году Агентство стратегических инициатив разработало региональный инвестиционный стандарт из 15-ти позиций для всех субъектов. По мысли авторов, это должно было дать предпосылку к тому, чтобы инвестиционная деятельность в регионах получила толчок для развития. Это и разработка инвестиционной декларации, инвестпортала, наличие канала прямой связи с руководством региона. Одно из главных условий – создание структуры, работающей по принципу одного окна. Было решено, что заниматься этим будет Корпорация.

Два года назад было подписано Соглашение с Правительством Республики Коми, согласно которому Корпорация выполняет работы по сопровождению инвестпроектов. Если на территорию республики заходит инвестор, именно в Корпорации ему должны помочь. В первую очередь – организационно и информационно, хотя ограничений нет. Главное, чтобы ни один проект не завис из-за административных проволочек.

– У инвестора может не хватать знаний, опыта, времени. Теоретически он должен знать, как реализуется инвестпроект – поэтапно, шаг за шагом. Но этому не учат нигде. Только в 2018 году Минтруд РФ ввел профстандарт «специалист по сопровождению инвестпроектов». Поэтому всю историю с продвижением проекта специалисты компании берут на себя, – рассказывает Галина Жукова.

Сегодня Корпорация сопровождает свыше 20 проектов. Только в этом году заключены четыре соглашения на сопровождение инвестиционных проектов на сумму свыше 340 млн. рублей.


При поддержке Корпорации по развитию Республики Коми ООО «Автодор-Комплект» реализовало проект, позволяющий получать пиролизное топливо, необходимое Коми дорожной компании при изготовлении асфальта. Технология уже применялась при ремонте дорог в Усинске.

Три кита инвестподдержки

Однако «доброго слова» и безукоризненной навигации в административных лабиринтах недостаточно, убеждены в Корпорации. Тут стремятся к переформатированию работы, чтобы усилить механизмы поддержки инвесторов. В идеале это сочетание «трех китов»: административного, имущественного и финансового. Каждый из них имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Эксперты считают, что ни один проект не должен получать господдержку, если он не сопровождается Корпорацией. Такое сопровождение позволяет контролировать проект с точки зрения его реализации. В случае возникновения проблем помогает Корпорация. Такой подход позволяет, с одной стороны, способствовать реализации проекта, а с другой, контролировать эффективность государственной поддержки. Что касается имущественного аспекта, обладание этим ресурсом делает регион лакомым куском для инвестора.

– Бывает, что инвестор готов зайти на территорию, если только вы ему предоставите готовый земельный участок или помещения по типу промпарков или индустриальных парков. И третий аспект – финансовые вложения. Некоторые субъекты им владеют в различных формах, вплоть до вложений в уставной капитал. Такая форма позволяет закрепить «интерес» региона в конкретном проекте и обеспечить долю участия, – поясняет Галина Жукова.

В целом по стране очевидна общая тенденция – чем ближе к центральной части России, тем больше аспект делается на имущественной (земельной) поддержке реализации инвестиционных проектов.

У Корпорации есть понимание, как повысить эффективность работы по сопровождению инвестиционных проектов и сформировать все три «кита». С этой целью Корпорация плотно работает с организациями поддержки предпринимательства по вопросам финансовой поддержки, а также муниципалитетами по земельным вопросам.


У работников Корпорации есть понимание, как повысить эффективность работы по сопровождению инвестиционных проектов и сформировать все три «кита». С этой целью Корпорация плотно работает с организациями поддержки предпринимательства и муниципалитетами.

Помогать, не критикуя

За несколько лет работы Корпорации ее специалисты сталкивались с самыми разными проектами: от выращивания картофеля до сложных научных проектов уровня Сколково. Как раз такой – разработка высокопроходимой платформы Тетработ по типу лунохода, который может использоваться во многих отраслях, включая поиск взрывных устройств, освоение нефтяных и газовых месторождений, – сейчас на стадии сопровождения. Откровенно утопических проектов не было. Были, пожалуй, поверхностные или с непросчитанными рисками. В любом случае, в Корпорации не отказывают никому, однако корректно указывают на определенные риски.

– Мы не входим в стадию критики проекта. Мы помогаем реализовать. Хотя, конечно, говорим о возможном отсутствии потребителя, угрозе сбоя в поставке сырья в связи со сложной логистикой и других трудностях. Я не знаю людей, которые вкладывают деньги вслепую, не оценивая риски, – объясняет Галина Жукова.

Один из самых успешных, уникальных для нашей территории проектов, – пиролизная установка переработки шин. Проект, можно сказать, в тренде: одно из достоинств – его экологичность. Автор проекта Игорь Смирнов вынашивал идею, которая возникла у него во время работы в Усинске на должности первого заместителя главы муниципалитета в 2012 году. Сегодня ООО «Автодор-Комплект», реализовавшее проект в составе холдинга АО «Коми дорожная компания», перерабатывает автомобильные покрышки и получает продукт –  пиролизное топливо, по своим характеристикам и свойствам аналогичное печному. В деятельности Коми дорожной компании таким топливом разогреваются установки по изготовлению асфальта. «То есть, мы решаем экологическую проблему – утилизации использованных покрышек, хранение которых запрещено законом, и получаем топливо для дальнейшего использования в основной деятельности», – говорит Игорь Смирнов.

По словам предпринимателя, помощь Корпорации в развитии проекта была весьма существенной.

– Нам помогли консультационно при оформлении лицензии на переработку отходов, а также оформить документы для включения нашей установки в территориальную схему по утилизации ТКО, – рассказал он. – Благодаря этому нам могут сдавать на утилизацию пластик, резинотехнические изделия, масла, нефтесодержащие отходы и так далее. Сейчас мы совместно с Корпорацией по развитию Республики Коми работаем над проектом применения технической серы с месторождений Республики Коми в дорожной и строительной сфере. В перспективе ее можно перерабатывать в новый вид дорожного покрытия – в асфальтобетон, более долговечный, устойчивый к амортизации.

Полина РОМАНОВА
Фото Дмитрия ГРИШИНА