В родном колледже

Алексей Поморцев – о Воркутинском Горном, неформальной педагогике и судьбе заполярного города

В этом году Воркутинский горно-экономический колледж отметил 75-летие. В сентябре это старейшее учебное заведение заполярного города возглавил коренной воркутинец Алексей Поморцев. В Год Наставничества в Республике Коми о своем взгляде на педагогику, работу с молодежью и будущее Воркуты он рассказал в интервью «Региону».

– Алексей Александрович, Вы ведь сами – выпускник Воркутинского горного колледжа. Как Вы воспринимали Горный с детства и как он связан с историей города?

– Горный всегда был хорошим «советским» техникумом с традициями и своей атмосферой. У воркутинской молодежи считалось почетным учиться не где-то, а именно в Горном.

– Благодаря чему гремит слава колледжа: ярким личностям, выдающимся преподавателям или уникальной подготовке горных специалистов?

– И тому, и другому. Тут готовили не просто горных специалистов, техников или строителей. Готовили младший командный состав: горных мастеров, механиков, с дипломом Горного дослуживались до заместителей начальников участков «Воркутаугля», интинских шахт. Все горные специалисты готовились в связке с шахтами. Директор Горного техникума, в советские времена, всегда состоял в Совете директоров шахт, а в его назначении участвовало руководство «Воркутаугля». Это были люди-глыбы, которые, прежде чем занять пост директора техникума, проходили весь горняцкий путь.

В Горном всегда был очень мощный педагогический состав. Это было элитарное учебное заведение, куда очень хотелось поступить. Сейчас при поступлении – конкурс аттестатов, а тогда мы сдавали серьезные экзамены, преодолевали конкурс. В 1994 году, когда я поступал в Горный, конкурс составлял четыре человека на место. Зачастую он был посерьезнее вузовского и доходил до шести человек на место.

Что касается меня, я поступал в Воркутинский горный техникум, а заканчивал уже ВГЭК: во время моей учебы он сменил название. До этого исторического события в основном техникум готовил студентов по горным специальностям, была всего пара групп других направлений. Ну, а после переименования добавился и бухгалтерский учет, коммерческое дело и так далее. Но все аббревиатуры групп – те же, что были при открытии Горного 75 лет назад, как дань памяти историческому прошлому.

– С сентября Вы исполняете обязанности директора колледжа. Наверняка у Вас есть свой взгляд на то, какой руководитель нужен колледжу сегодня: управленец, умеющий добиться финансирования, достать необходимое, педагог, ведающий подход к молодежи, или бывший горняк, знающий, как свои пять пальцев, подземную часть Воркуты?

– Сегодня реалии таковы, что наступает время «универсалов». Надо, чтобы человек прошел путь подземной работы, поработал в коммерции и строительстве, разбирался в управлении и финансах, ну и, конечно же, с молодежью имел дело.

– И Вы все это прошли?

– Получается, что так. После окончания Горного я пошел отдавать долг родине на Северном флоте. Я мореман: за два года службы у меня 297 дней «чистого моря». Я служил на новейшем корабле, из Балтийска мы прямо своим ходом переходили в Мурманскую область, к постоянному месту службы. После службы устроился на добычной участок № 9 шахты «Северная» электрослесарем.

– И пошел в забой?

– Точно так. За время работы и таскал, и копал, и чинил. Был и дежурным электрослесарем в добычных сменах, и одним из ведущих электрослесарей в ремонтные смены. Много всего было, насмотрелся на подземную часть нашего города. Шахтерское дело – это колоссальный, титанический труд. Это очень сильные люди, которые каждый день спускаются в шахту, как на войну.

– Когда выбрались на поверхность?

– Когда мне предложили другую работу. Вот тут начинается коммерция. Подрабатывать в строительной фирме я начал, еще работая в шахте. И опять начался новый круг: пилить, таскать, крутить, правда, основной работой было электричество, меня в среде строителей так и называли «мегавольт», и занимался я тем, чему меня и научили в Горном. Постепенно начал головой больше работать, стал потихоньку руководить, дальше – больше. Руководитель на то и руководитель, чтобы думать, как повысить результаты и облегчить труд тех, кто работает руками, быстрее освоить и внедрить новые технологии. Я стал отвечать не только за себя, но и за других людей. В начале 2000-х государственных предприятий в Воркуте осталось мало, коммерческие выживали, как могли, всегда надо было искать работу себе и бригадам. Параллельно с этим я работал менеджером строительных магазинов, при которых были бригады. В один прекрасный день меня пригласили руководить строительной фирмой. Пять лет я возглавлял коммерческое предприятие.

– И вдруг – педагогика?

– Действительно, вдруг. Хотя, когда я тут учился, думал, что, может, вернусь когда-нибудь в альма-матер. После Горного были у меня и институт, и разные курсы, но колледж был первым – и самым главным. И три года назад Виктор Тельнов, тогда директор колледжа, пригласил меня на работу во ВГЭК.

– Чем Вы заинтересовали требовательного к людям Тельнова?

– Вероятно, своей активной жизненной позицией: три созыва я работаю в Общественном совете Воркуты, один созыв работал как приглашенный эксперт в комитете по работе с молодежью, последние два созыва сам возглавляю его, был опыт работы заместителем председателя Общественного совета. С 2008 года являюсь членом, с 2012-го – президентом воркутинского байк-клуба «Полярные волки», одна из главных задач которого – работа с молодежью. Вот в поле этой деятельности мы и познакомились с Виктором Николаевичем. Он тогда возглавлял Агентство по делам молодежи РК, а в сентябре 2016-го, будучи директором колледжа, он предложил мне должность заместителя директора по учебно-производственной работе.

– С каким функционалом?

– Должность включает в себя руководство практиками, госэкзаменами, защитой дипломов, в постоянной связи не только со студентами, но и с производством. То есть профстандарт для этой должности у меня был идеальным: горное дело, строительство, управление, общественная работа, плюс работа с молодежью, причем не всегда благополучной. И в колледж, и в клуб приходят разные ребята, в том числе и неформалы, которые отрицают все и вся, вот и приходится все время искать правильные подходы к каждому из них. Очень приятно, когда наблюдаешь, как на глазах они постепенно преображаются, как меняются их ценности. Ведь и мы когда-то такими были.

– Коллектив Горного сегодня – это команда единомышленников или просто набор штатных единиц?

– Конечно, это сильная команда, которая вместе двигается к общей цели. Горный – это не директор, не бухгалтер, не выдающиеся педагоги, это единый живой организм, где все работают слаженно. Если мы все будем тянуть только в свою сторону, то все очень быстро закончится.

– Вы можете сформулировать, как сейчас принято говорить, миссию ВГЭКа?

– Хм… Пожалуй, главная наша задача – воспитать достойную молодежь, смену не только нам, но и всей стране. Мы выпускаем не просто специалистов, но и людей. Можно быть хорошим специалистом, но никудышным человеком, и наоборот. И тогда вряд ли на профессиональном поприще у тебя сложится все благополучно. Не бывает учебы без воспитания. Мы считаем себя причастными и к этим процессам.

– То есть в то время, когда все чаще говорят, что воспитывать – удел родителей, а учебное заведение должно образовывать, Вы не снимаете с себя этой задачи?

– Я считаю, что это неправильно. Перестанем воспитывать – будем пожинать печальные плоды. Хотя бы объяснять, что плохо, что хорошо, мы обязаны. Можно же по-разному сказать: накричать, поставить в ряд, отчитать, вызвать к директору – вариантов много, но прежде всего должно быть человечное отношение к ученику, дети это чувствуют и вспоминают во взрослой жизни. Мы ведь не помним тех, кто просто читал нам лекцию из учебника, преподавая учебную дисциплину, мы помним только тех, кто отдавал нам частицу своей души. И эту частицу, которая уже проросла в нас, хочется передать нашим сегодняшним студентам. Со многими преподавателями, даже разъехавшимися по стране, мы поддерживаем связь, в последнее время благодаря соцсетям. И знаете, что меня восхищает: вот было у них двадцать выпусков, а они всех ребят помнят по именам, в какой группе ты учился, где ты успевал, где у тебя были пробелы.

– Есть в педсоставе Горного свои «звезды»?

– Каждый педагог в Колледже – звезда своего предмета, звезда в общении со студентами. У каждого своя методика, и каждого уважают и любят. Есть строгие преподаватели старой закалки, требовательные, есть демократичные. Но нет не любимых студентами. У наших педагогов нет задачи просто провести занятие. Нашим преподавателям не все равно, сколько человек пришли к ним на занятие, насколько внимательно они слушают, сидят они в телефонах или втихаря слушают музыку в наушниках. Тех, кто пришел просто отчитать свои часы и получить зарплату, у нас нет. Мы стараемся не «тянуть» студентов за уши, прощая хвосты, а по-настоящему учить. Да, отчисления за неуспеваемость у нас бывают, но это, скорее, ЧП, чем норма. Мы все были студентами, могли прогулять, где-то полениться, но потом наверстывали и сдавали. За красивые глаза оценки во ВГЭКе не ставили и не ставят. Работали и руками, в том числе. Раньше у нас было так: прогулял – и прежде чем тебя допустят к сдаче, ты должен принести колледжу какую-то пользу, то есть поработать руками. До сих пор в учебной шахте я с тайной гордостью смотрю на светильники, которые мы сами ремонтировали, закрывая «хвосты». Нас этому учили, и такая отработка была очень хорошей практикой тут же. Часть всех нас есть в колледже, потому он и родной.

– А студенты-«звезды» у вас есть?

– У нас есть студенты-изобретатели. Их открытия сделаны благодаря собственному высокому уровню и преподавателям. Под руководством опытных наставников происходят открытия, есть даже патенты на изобретения, сделанные студентами. Но если мы говорим про «звезд», то процент таких светлых голов, как и везде, невысок. У нас много красных дипломов, различных студенческих побед, но как-то больше успешных ребят запоминаются двоечники и хулиганы, которые, учась в колледже, меняются на глазах. Хорошие дети ровно успешны, часто предсказуемы. Ребята, которые часто попадают в истории, прогульщики видны больше, и их успехи мы отмечаем как личные. Они ярче, и в работе в дальнейшем находят такие же нестандартные решения, как когда-то в учебе. Есть старый анекдот: «Будьте всегда снисходительны к одноклассникам-двоечникам, через много лет они возьмут вас к себе на работу». Неординарным ребятам часто недостает не знаний, а усидчивости. Они нестандартны, но зато находят выходы из экстремальных ситуаций, пробивают себе новые пути.


Студенты горного колледжа не удивляются, встретив в городе своего наставника в байкерском прикиде. Дело в том, что Алексей Поморцев еще и руководитель клуба «Полярные волки», который был организован в 2002 году. Теперь это мощный неформальный молодежный центр, на базе которого соединено множество разных направлений – байкеры, музыканты, реконструкторы. Среди членов клуба есть и студенты ВГЭК. Здесь они могут неформально общаться со своими педагогами, специально для этого запущен проект «Не по ГОСТу». Клуб проводит работу с трудными подростками, занимается благотворительностью, имеет филиалы в Сыктывкаре, Нижегородской области, Инте, готовится к открытию филиала в Белгороде.
«Полярные волки» – постоянные участники городских праздников и крупных мероприятий.

– О Воркуте можно услышать полярные мнения. С одной стороны, «воркутинское братство», дух «воркутян», с другой стороны, – «отсутствие перспектив», люди уезжают. Глядя на бурную жизнь и успехи ВГЭК, второе кажется несправедливым. А Вы что думаете о Воркуте и ее будущем, и главное – какую роль в нем может сыграть ВГЭК?

– Знаете, почему про воркутинцев говорят, что они умеют дружить, держатся вместе? Слово «Воркута» – это пароль. В нашем далеком северном городе мы не можем сесть на машину и временно «сбежать» из него, все тут живут одной семьей. Мы в одной лодке, все вместе. Поэтому Воркута так сплочена.

Ну, а что касается Горного – уголь будет нужен всегда. Пока в стране будут лить сталь, будет уголь. Это энергетически важное сырье, без которого не будет ни энергетики, ни строительства. Сталелитейные заводы никогда не перейдут на газ. Что бы ни строилось, оно строится с применением стали. Ни поезд, ни корабль, ни самолет из пенопласта не построишь. Нужна сталь, а значит, нужен уголь. А значит, и Воркута – столица мира, как ласково ее зовут воркутинцы, будет жить долго. И мы уверены, что еще расцветет, пусть даже и не до бывалых масштабов – мы же все-таки форпост Арктики.

Беседовала Полина РОМАНОВА
Фото из архива ВГЭК