В поисках Summum bonum

На сцене Театра драмы им. В. Савина поставили спектакль «Питирим Сорокин»

15 ноября в Театре драмы имени Виктора Савина показали первую премьеру 90-го театрального сезона – спектакль «Питирим Сорокин» по документальной пьесе журналиста Игоря Бобракова и ученого, доктора философских наук Николая Зюзева. Спектакль о социологе с мировым именем поставил режиссер Борис Лагода.

Жизнь уроженца Коми края, будущего американского профессора Питирима Сорокина в России легко могла бы стать сценарием для остросюжетного фильма: годы революционной борьбы, знакомство с виднейшими общественно-политическими деятелями начала ХХ века – сам Ленин обратил внимание на молодого эсера, отрекающегося от борьбы с большевиками, – чудесное спасение от расстрела, эмиграция на Запад и признание в научном мире…

Задумывая пьесу «Пути и перепутья Питирима Сорокина» к 130-летию социолога, Игорь Бобраков и Николай Зюзев осознавали, что художественные возможности театра отличаются от возможностей киноискусства, и отказались от воспроизведения в драматическом произведении всех жизненных перипетий героя.

– Я понял, что должен остановиться на одном центральном событии в жизни Сорокина – этим событием было его отречение от идей революции, – отметил на пресс-конференции накануне спектакля Игорь Бобраков.

В середине 1990-х годов на сцене драмтеатра уже шел спектакль «Питирим» по пьесе Виктора Кушманова, написанной на пике антикоммунистических настроений и с позиции настоящего времени читающейся несколько идеологически предвзято. Над новым спектаклем о Питириме Сорокине работал режиссер театра им. В. Савина Борис Лагода. Ему традиционно помогали главный художник драмтеатра Эрих Вильсон и хореограф Нелли Дашевская, которая приехала в Сыктывкар из Саратова – это уже четвертый спектакль в таком составе.

Чтобы спектакль на довольно сложном и сухом документальном материале не превратился в «театр у микрофона» и чтение про– и антиреволюционных доктрин, постановочная группа представила путь Питирима Сорокина серией ретроспективных зарисовок. Точкой отсчета для первого действия стала встреча Сорокина с зырянкой Домной Гавриловной на заимке, когда он прятался от большевиков в 1918 году.

Этой простой крестьянке в исполнении Веры Габовой Питирим Сорокин, которого играет Владимир Рочев, рассказывает о своем детстве, о коротком заключении в Кинешме, где он познакомился с революционерами «первой волны», своей встрече с будущей женой в доме у Каллистрата Жакова (Владимир Кузьмин) и женитьбе. Диалог с Домной Гавриловной, не различающей всех оттенков революции, но знающей простую истину о том, что «ненависть порождает ненависть, а любовь порождает любовь», к которой Сорокину еще предстоит прийти, лейтмотивом соединяет череду эпизодов.

Во втором действии, уже спустя десятилетия, в Бостоне ученый рассказывает о событиях, последовавших за его заключением в тюрьму Великого Устюга, американской журналистке (Надежда Кожевина) на записи интервью в 1949 году.

Художник Эрих Вильсон, работая над сценографией «Питирима Сорокина», пошел по пути минимализма, ограничившись черным кабинетом и многофункциональными лаконичными станками, позволяющими быстро и открытым приемом менять место действия. Костюмы же, напротив, максимально приближены к истории, сами персонажи загримированы так, чтобы получилось портретное сходство с прототипами.

Удачное пластическое решение, в котором сочетаются и хореографические номера от кадрили до рок-н-ролла, и чисто пластические этюды, задает форму и динамику спектакля. Кажется, его задача состоит еще и в том, чтобы увести от однозначности трактовок представленных событий, идей и персонажей изображаемой эпохи. В спектакле, как своеого рода эмблемы, появляются писатель Александр Грин (Евгений Чисталев) – непременно с моделью корабля под алыми парусами в руках, коми архитектор Александр Холопов (Вадим Козлов), мечтающий о двухэтажных особнячках на улицах Усть-Сысольска, и совсем уже карикатурный Ленин в исполнении Ильи Кеслера – серьезно воспринимать этого персонажа, больше похожего на ряженых двойников вождя, и его речи невозможно.

Наверняка, иногда зрителям не очень просто разобраться в диалогах героев, «правых», «левых», «меньшевиках», «большевиках», «эсерах», многозначительно произносимых фамилиях, которые сегодня говорят уже не так много… Но понятной остается трагедия людей, попавших под маховик истории, молодых, талантливых, в расцвете лет перемолотых революцией.

Питириму Сорокину повезло, он не только выжил в революционной смуте, но и вынес единственно важный урок: «Жестокость, ненависть и несправедливость не могут и никогда не смогут создать ничего достойного в умственном, нравственном или материальном отношении. Правда, Добро и Красота – вот Верховная Троица, воссоединяющаяся в одном Summum bonum – высшем благе…» И эти последние его слова растворяются в звуках красивой простой коми песни, звучащей над всеми героями спектакля и зрительным залом, как будто развеивая весь морок и возвращая к самому главному.

Юлия ЛЕГОТИНА

Фото Ивана ФЕДОСЕЕВА