Глядя в звездное небо

В середине прошлого века с крыши главного корпуса Коми пединститута следили за искусственными спутниками Земли

В апреле в нашей стране традиционно отмечался День космонавтики. В Коми по этому случаю прошли музейные выставки и экскурсии, кинопоказы, викторины и квизы, концерты и даже лыжный забег «Гагаринская миля». Мы же предлагаем читателям вернуться в уже далекие 1950-е годы, когда на заре космической эры при Коми пединституте была создана станция наблюдений за искусственными спутниками земли.

Связь времен

65 лет назад, 4 октября 1957 года, в 22 часа 28 минут 34 секунды по московскому времени впервые на околоземную орбиту с научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР «Тюра-там» (ныне космодром «Байконур») был запущен на орбиту первый искусственный спутник на модифицированной ракете-носителе «Спутник» (Р-7). На 314,5 секунды после старта произошло отделение спутника от центрального блока ракеты. В течение 2 минут спутник подавал позывные на Землю, а потом ушел за горизонт. Шли первые минуты космической эры человечества, в которую вступила наша планета. Мало кто знает, что к этому событию были причастны и астрономы из Коми. Но сначала немного истории.

В конце ХVIII – начале ХIХ века в России проводились работы по астрономическим определениям широты и долготы крупных населенных пунктов. В марте 1814 года в Усть-Сысольск прибыл астроном из Санкт-Петербургского университета Викентий Карлович Вишневский, который производил наблюдение вблизи Троицкого собора. Это было первое и притом единственное полное определение географических координат на современной территории Республики Коми.

Значок «За участие в наблюдениях», которым в 1967 году награждали сыктывкарских астрономов.

А в июне 1843 года в Коми крае побывала экспедиция А.А. Кейзерлинга и П.И. Крузенштерна, организованная Министерством финансов и Корпусом горных инженеров. На основе астрономических наблюдений Вишневского работы продолжились в верховьях Вычегды и в Печорском крае.

В разделе «Печорский край в географическом и гидрографическом отношении», напечатанном в журнале Министерства внутренних дел за 1851 год, астроном-гидролог Павел Иванович Крузенштерн высоко оценил помощь «расторопного и любознательного» коми крестьянина Филиппа Якимовича Попова, приставленного уездными властями в помощь экспедиции: «Описание рек Усть-Сысольского уезда, Печоры и верховьев Вычегды почерпнуты из заметок… усть-сысольского мещанина Филиппа Попова, который несколько лет старался собирать известия об этой стороне». А начальник экспедиции Александр Андреевич  Кейзерлинг в письмах к отцу отмечал трудолюбие, честность и сообразительность помощников-зырян.

По чьему-то высшему замыслу правнук этого «расторопного и сообразительного» зырянина – Павел Иванович Попов – решением Астросовета АН СССР при Коми пединституте был назначен начальником станции наблюдений за искусственными спутниками Земли. Космический промысел?

Студент Вячеслав Попов во время наблюдений за звездным небом.
На нижнем снимке он с будущей женой Ниной.

«Вижу, летит!»

Заведующий кафедрой теоретической и экспериментальной физики Коми пединститута в 1972–1982 годы Е.И. Оплеснин был активным участником наблюдений за искусственными спутниками Земли в конце 1950-х годов. «У физмата была лаборатория по астрономии, а на крыше для учебных занятий по астрономии в 1957 году уже была оборудована площадка для наблюдения звездного неба», – вспоминал он. Этот фактор и сыграл положительную роль в решении вопроса о включении КГПИ в сеть станций оптических наблюдений ИСЗ.

Летом 1957 года на подготовительные курсы для будущих начальников станций наблюдения за искусственными спутниками Земли при Ашхабадской астрофизической обсерватории были откомандированы преподаватели физмата КГПИ М.А. Выборов и П.И. Попов. По заказу Астросовета АН СССР были изготовлены телескопы. К первому октября 1957 года на территории СССР было готово к работе 66 станций оптических наблюдений ИСЗ, в том числе и в Сыктывкаре. Станция была оборудована на крыше главного корпуса КГПИ на улице Коммунистической и оснащена хронографом, телескопом, специальными подзорными трубами ТЗК.

Труба зенитная командирская, присланная Астросоветом для наблюдений в Сыктывкаре.

Участником наблюдений за ИСЗ c астрономической станции в Сыктывкаре был и Вячеслав Александрович Попов, тогда студент КГПИ, а впоследствии заведующий кафедрой математического анализа, проректор по учебной работе, профессор, заслуженный работник РК и высшей школы РФ.

– Работа на станции оказалась очень непростой, – вспоминает Вячеслав Александрович, который пронаблюдал более 360 спутников. – Утром надо было на почтамте получить телеграмму из Астросовета, где в зашифрованном виде указывались координаты нескольких точек звездного неба и примерное время пролета спутников около этих точек. Если небо не было закрыто облаками, мы заблаговременно запускали и по сигналам радиостанции настраивали хронограф, который по нажатию кнопки позволял засекать моменты времени с точностью до 0,01 секунды. Затем определяли по Атласу звездного неба, в каких созвездиях находятся указанные в телеграмме точки. За десять минут до времени пролета спутника, указанного в телеграмме, поднимались с подзорными трубами на смотровую площадку и искали намеченное на небе место, ожидая спутник.

В.А. Попов – заслуженный работник РК и высшей школы РФ.

«Вижу, летит!» – раздавалось на площадке. И все наблюдатели в дальнозоркие трубы должны были скорректировать направление своего наблюдения, распределившись вдоль траектории полета спутника.

10 тысяч наблюдений

Рядом со студентами-астрономами всегда находился Павел Иванович Попов – начальник астрономической станции, который прекрасно знал все «закоулки» звездного неба. Он был единственным человеком в Коми АССР, который на профессиональном уровне занимался отдельными вопросами сферической астрономии и астрофизики.

Вопрос о точности получаемых данных был главным в работе станции наблюдения. Координаты точек траектории с указанием времени зашифровывались и утром следующего дня телеграммой отправлялись в центр «Космос» Минобороны СССР. Надо сказать, что астрономическая станция, руководимая П.И. Поповым, отмечалась в числе работающих надежно и без брака. А в год 10-й годовщины запуска первого искусственного спутника Земли на станцию пришла телеграмма от президента Академии наук СССР академика М.В. Келдыша, который отметил серьезный вклад сыктывкарцев в дело освоения космического пространства. И специальными значками были награждены наиболее активные наблюдатели. За пятнадцать лет существования астрономической станции было проведено около 10 тысяч (!) наблюдений, порядка четырех тысяч измерений ночного неба и происходящих на нем явлений. Все материалы, поступавшие со станции, публиковались в бюллетенях «Результаты наблюдений ИСЗ», издававшимися
Астросоветом.

В соответствии с письмом Астрономического совета от 17 декабря 1972 года приказом ректора КГПИ станция визуальных наблюдений спутников при институте с 1 февраля 1973 года была закрыта. Оборудование станции передали в кабинет физики на баланс института.

Любовь под звездами

Увлечение астрономией, между прочим, сыграло свою роль и в личной жизни Вячеслава Попова. Однажды он заприметил около парка им.С.М. Кирова яркую брюнетку, еще не зная, что они учатся в одном вузе. Позже он встречал девушку в аудиториях института, но повода для знакомства не было.

В студенческом общежитии №4 иногда по субботам были танцы под магнитофон. На танцы Вячеслав не ходил, но однажды его одногруппник и коллега по наблюдениям на станции Михаил Лубышев сообщил, что на танцах он видел ту «незнакомку». В ближайшую же субботу Вячеслав пригласил ее на танец. Так он и познакомился с Ниночкой Лойко.

Рассказы юноши – опытного астронома – о звездах первой величины, туманности Андромеды, созвездии Волосы Вероники, красивых звездных скоплениях Плеяды и Гияды увлекли девушку. Нина сначала не поверила, что все это можно увидеть в Сыктывкаре. Но первое же свидание на крыше пединститута развеяло сомнения. Молодые люди, приникнув к покрытым изморозью окулярам подзорных труб, чувствовали свою приподнятость над миром, свой полет сквозь просторы Галактики. Так на астрономической станции родилась дружба, переросшая в любовь. Позднее возникла новая семья, которой уже 54 года! А привычка любоваться звездным небом осталась. Сегодня Вячеславу Александровичу хотелось бы, чтобы на крыше строящегося учебного корпуса теперь уже СГУ им. П. Сорокина была астрономическая обсерватория.

Наблюдать за звездным небом и безднами космоса – такая роскошь!

Павел Иванович Попов почти 50 лет жизни посвятил обучению студентов физико-математического факультета одной из увлекательнейших наук – астрономии. На станции наблюдений за ИСЗ студенты выполняли лабораторные работы по измерению моментов захода, восхода и кульминации астрономических объектов с помощью телескопа, проводили другие исследования по тематике курсовых и дипломных работ.
А будучи членом республиканского общества «Знание», П.И. Попов ездил по городам и селам, читая лекции о науке. В республиканской прессе выходили его статьи: «Тени на Солнце», «Свет Венеры», «Солнечные затмения в Воркуте», «Как увидеть комету Галлея». Под началом П.И. Попова была проведена Всероссийская олимпиада по астрономии среди учащихся школ на базе КГПИ в 2002 году.

Коми была причастна и к полету Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года  на корабле-спутнике «Восток-1». Дело в том, что иллюминаторы космического корабля были созданы в экспериментальной конструкторской лаборатории при стекольном заводе в Гусь-Хрустальном из горного хрусталя, добытого на месторождении Желанное в Интинском районе. Считается, что это месторождение было открыто в середине 1950-х годов геологом Владимиром Букановым, работавшим в Коми филиале АН СССР. Хотя о запасах хрусталя и кварца на этой территории было известно и ранее.

Владимир Буканов. 1960-е гг.

На территории Республики Коми разведаны 5 месторождений кварца, в них сосредоточено около 80 процентов общероссийских запасов кварцево-жильного сырья. Наиболее крупным и единственным разрабатываемым из них является месторождение Желанное, расположенное в 140 километрах от Инты. Кварцевое сырье, добываемое на этом месторождении, используется в России в производстве специальных видов стекла для электроники, оптики, синтеза искусственных монокристаллов.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Месторождение Желанное долгое время считалось закрытым промышленным объектом. Говорить и писать о нем запрещалось, поскольку производство было связано с оборонной промышленностью страны. Добыча велась на высоте более 1000 метров над уровнем моря подземными горными выработками, штольнями и скважинами колонкового бурения из них. В рабочем поселке на месторождении были контора, столовая, клуб, компрессорная станция, ремонтные мастерские, склад и магазин. Для электроснабжения всего месторождения была построена дизельная электростанция. Одно время на предприятии работало больше 250 человек.

После развала СССР прекратилось финансирование и шахты закрыли. В 2007 году работы по добыче минералов на небольшом участке возобновились усилиями ЗАО «Кожимское разведочно-добычное предприятие». Предприятие занимается отработкой центральной части месторождения Желанное и производством кварцевых концентратов. На месторождении действует горнодобычной участок – вахтовый поселок и штольни.
Рядом, в долине реки Балбанью, есть турбаза «Желанное» с гостиницей.

Галина ШИКИРЯВАЯ

Фото из личного архива В.А. Попова