Хранители традиций

В селе Вомын можно почувствовать живую связь времен

2024 год – трижды юбилейный для села Вомын Корткеросского района. Самому селу исполняется 350 лет, а 140 лет назад тут родилась первая детская коми писательница Агния Суханова. Скромный в сравнении с этими датами, двадцатилетний юбилей отмечает и народный праздник «Чомöр», который ежегодно проводится в Вомыне.

На родине Агнии Сухановой

Дом культуры села Вомын готовится к новоселью. В старом здании – «художественный беспорядок». Среди костюмов, музейной утвари, поделок и книг в историю села нас погружает директор учреждения Ольга Канева.

Но сначала – чай с домашней выпечкой. Ольга Канева не только сама печет рыбники и шаньги. Фанерные деревья – декорации к спектаклям – она тоже выпиливала сама, лобзиком, который подарил ей зять. И не только деревья. Костюмы, альбомы, поделки – тоже ее рук дело. Директор сельского Дома культуры должен уметь все. Шутка ли – в год тут проводят 140 мероприятий! И это для трехсот пятидесяти жителей села, двести из которых – пенсионеры, неизменные помощники Ольги Анатольевны, как и коллективы художественной самодеятельности, с которыми она постоянно сотрудничает.

– Сама я не местная, родилась в деревне Новик в двадцати километрах отсюда. Кстати, именно в Новике начинала свою педагогическую карьеру и Агния Суханова, – рассказывает Ольга Анатольевна.

В селе активно готовятся к юбилею Сухановой. Несмотря на то, что писательница и педагог родилась в двадцатых числах января по новому стилю (даты ее рождения разнятся), отмечать круглую дату решили в апреле. В селе очень надеялись, что к этому времени Дом культуры, где располагается и библиотека, переедет в новое кирпичное здание, которое несколько лет до этого пустовало. Но с ремонтом задержались.

В библиотеке, которая носит имя Агнии Сухановой, бережно собирают и хранят все сведения о ней: портреты, иллюстрации к ее пьесам, генеалогическое древо рода, рукописные воспоминания старожилов – родственников тех, кто учился у нее, статьи о ней.

Агния Суханова создала не только первые детские произведения, но и учебники для коми детей, вдохновляла на это и коллег. Вместе с детьми она ставила спектакли по своим пьесам, а после революции подчеркивала роль женщины, доказывая, что ее удел не только домашнее хозяйство. За это, как рассказывает Ольга Канева, на заре советской власти она чуть не поплатилась свободой.

– Она стала работать с женщинами из деревень, защищала их от домашнего насилия, учила девочек не только грамоте, но и рукоделию, и в спектаклях они играли. Местные старожилы вспоминали, что она очень красиво одевалась и имела большой авторитет, – рассказала директор Дома культуры.

Грамоте Агния Андреевна обучала и детей, и взрослых, а учеников постарше погружала в методику преподавания, чтобы они учили младших братьев и сестер.

– Родная сестра моей бабушки училась у Сухановой, стала ученым, жила и работала в Москве. И всегда говорила, что всего достигла благодаря влиянию в детские годы Агнии Сухановой, – продолжает Ольга Канева.

Долгая память

Агния Суханова перевела на коми язык русскую классику – пьесы Островского и Гоголя – и сама писала драматические произведения. Отцом национальной драмы в Республике Коми называют Виктора Савина. Однако на эту роль вполне могла бы претендовать и Агния Суханова, которая вместе с детьми ставила спектакли по своим пьесам. Знаменитый сегодня коми «брат» Деда Мороза Кöдзыд Пöль впервые появился в ее произведении. Портрет злобного жестокого деда, каким он предстает в ее пьесе, тоже есть в библиотеке. Суханова работала в Коми книжном издательстве, созданном в 1920 году. На новом месте работы она продолжала составлять школьные учебники, сборники произведений для детей, хрестоматии.

Известный ленинградский поэт Глеб Горбовский никогда не видел свою коми бабушку Агнию Суханову, которая рано умерла от туберкулеза, но именно ей он посвятил стихотворение «Зыряне». Песню «Зыряне», музыку к которой написал Алексей Ген, сегодня исполняют коллективы Корткеросского района.

– В честь 140-летия Агнии Сухановой мы будем ставить в новом Доме культуры два спектакля – «Кань козин» и «Кöдзыд Пöль». Кроме того, хотим сделать экскурсию, пригласим писателей и организуем детский конкурс чтецов стихов Глеба Горбовского, – поделилась планами Ольга Канева.

Помимо сохранения памяти об Агнии Сухановой, в Вомыне собирают историю церкви, ныне снесенной, маслобойни, колхозов и совхозов, родословные сельчан, фотографии, малейшие свидетельства о прошлом села.

Праздничная капуста

Кроме знаменитой землячки, в Вомыне гордятся тем, что именно отсюда пошло возрождение национальных традиций. Начало этому Ольга Канева положила еще в 1980-х, когда работала воспитателем в детском саду.

– Мы решили сделать какой-то праздник для детей. Как раз в это время мы с мужем дом строили, и я увидела, как соседи варят капусту. И это меня возвратило в детство, – вспоминает она. – Мои родители тоже вместе с соседями варили капусту. Ставили столы, и был праздник. И я подумала: почему бы в садике с детьми не сделать так? Мы «примкнули» к одной семье, и, как смогли, отпраздновали с детьми чомöр.

«Чомöр» в переводе с коми означает окончание полевых работ. 20 лет назад Ольга Анатольевна пришла работать в клуб и решила сделать чомöр праздником села. В этом ей помогла землячка, тогда редактор радио «Коми гор» Наталья Макарова, кстати, правнучка Агнии Сухановой.

– Сделали мы детско-молодежный праздник, накормили все село. Потом слух об этом пошел по району, и стали к нам гости из других сел приезжать. Мы сделали праздник «Чомöр» ежегодным, но привносили каждый раз что-то новое. Стали приглашать официально гостей из бывших совхозов, которые были когда-то в Вомыне, потом соседние районы стали приглашать, расширились, – рассказывает об истории праздника директор Дома культуры.

Когда вомынцы выиграли с «Чомöром» первый грант, вышли на республиканский уровень. Всего за 20 лет современной истории «Чомöра» вомынцы выиграли шесть грантов разного уровня, участвовали и в проекте «Народный бюджет». Познакомились с туроператорами, которые стали возить в Вомын туристов. Чтобы поддерживать интерес к празднику, ежегодно придумывали для него какую-то «изюминку». Как-то собрали на праздник исключительно мужские самодеятельные коллективы. Экскурсии стали проводить на лошадях, запряженных в телеги: разбивали группы туристов на три и по очереди возили их по знаковым местам села: на родник, к огромному трехсотлетнему кедру, на место, где когда-то стоял дом Агнии Сухановой, а теперь – обелиск в память павшим в Великой Отечественной войне. Каждый год собирают из местных жителей оркестр огородных инструментов, наряжаются в костюмы, дегустируют сур из старинных чаш, устраивают батлы с туристами, молодежные посиделки, качаются на старинных качелях, устраивают показ мод совместно с сыктывкарским магазином авторской одежды. Несколько лет назад к празднику приурочили и мотопарад.

– Все-таки лошадей в селе мало, поэтому односельчане выехали на своей технике, креативно украсив ее. Тут и трактора были, и мотоциклы, и мотособаки, – говорит Ольга Анатольевна.

Что до капусты, которую раньше вомынские совхозы выращивали целыми плантациями – по двадцать гектаров, так теперь свои мини-поля засаживают местные огородники. Сама Ольга Канева ежегодно выращивает по сто кочанов. «Солим, квасим, варим в чанах» – хватает и на детей с внуками, и на себя с мужем, и на праздник.

– Если бы не «Чомöр», нового клуба у вомынцев бы не было. «Чомöр» заработал нам его», – уверена Ольга Канева. – Потому что помогают тем, кто что-то делает. Праздник вдохнул жизнь в село.

Сто катушекна дорожку

Среди вомынских активистов – Мария Александровна Попова. К ней мы отправились, чтобы увидеть начало создания традиционных дорожек. Ткацкие станки видели и даже пробовали ткать на них многие современные мастерицы. Но прежде чем заправить станок, на что уходит не меньше дня, нужно сделать заготовки. Обычно делают это летом в отдельных просторных постройках. Вся сложность – в огромной конструкции-вертушке с четырьмя крыльями-лопастями, с помощью которой создают основу будущей дорожки. Чтобы посмотреть на этот процесс, мы не случайно отправились именно в Вомын, где стали возрождать забытое старое, а потом и заново обучать мастериц со всей республики.

– Забывали мы это ремесло, потому что стало немодно, перешли на ковры, за которыми в очередях стояли. А сейчас наоборот – ковры убрали, половики достали, – говорит Мария Александровна.

Выросла она в одной из вомынских деревень, Якушевске, где издавна ткали – и не только дорожки, но и ткань для одежды, как, впрочем, во всех деревнях. Девочкой мастерица часто захаживала в гости к бабушкам, слушала, как стучат станки под ловкими руками, помогала. Уже взрослой ей захотелось научиться старинному ремеслу. Наставницей стала односельчанка Земфира Ивановна Каракчиева, в семье которой не переставали ткать даже когда дорожки вышли из моды. Освоив ткачество, Мария Александровна стала обучать других. Приезжали много женщин: из Подтыбка, Большелуга, Пезмега.

– Прямо на видео снимали, чтобы не забыть и не перепутать ничего, – говорит она.

Мы застали уже финал первой ступени рождения дорожки. Сто катушек белых и черных суровых ниток уже почти полностью были намотаны на новую вертушку в пять этажей. Каждая нить длиной в 27 метров. Это длина будущей дорожки, которую потом можно расстелить в доме целиком или порезать на отрезки любой длины: главное, не забыть завязать после обрезки нитяные «хвостики» и обшить края тканью.

– Количество «этажей» зависит от ширины дорожки, – объясняет Мария Александровна. – Рисунок я распределяю сначала на бумаге. На каждый этаж приходится двадцать шесть оборотов вертушки, для крайних нитей – по двадцать семь – для крепости. Арифметика такая: сразу две нити делают оборот вокруг вертушки, потом обратно. Таким образом, один оборот снизу доверху делают 132 пары нитей. В общей сложности, когда завершаю наматывать, на вертушке остаются 528 нитей по 27 метров каждая.

– Дорожку я тку не спеша за месяц, примерно по метру в день. Тку весной – до начала огородных работ. Лета у нас нету – огород да внуки. Сентябрь, октябрь, ноябрь – снова тку. Зимой делаю заготовки для дорожек: стираю старые футболки, рубашки, халаты, постельное белье и режу на клубочки, – описывает Мария Александровна свой «календарный план».

Половики используются в доме не просто для красоты, но и как оберег. Стелят «змейкой» вдоль жилого помещения, а «хвост» дорожки – поперек: если в дом зайдет кто-то с плохими намерениями, то переступить эту часть не сможет, «споткнется»…

Полина РОМАНОВА

Фото автора и Сергея Добрякова из группы села Вомын ВКонтакте