Петруньские пимы
О секретах их изготовления нам поведала потомственная мастерица Фаина Беляева
Пимы – это и оберег, и часть национального костюма, и произведение искусства, и просто теплая и удобная зимняя обувь. У каждого мастера свои традиции, приметы, поверья, секреты выделки… Фаина Константиновна Беляева из села Петрунь Интинского района на протяжении 30 лет занимается этим ремеслом.
«Тöбек», бурки, «пим»…
Фаина Константиновна рассказывает, что искусству шить пимы научила ее мама Таисия Васильевна Хатанзейская, чьи работы хранятся в историко-этнографическом музее села Петрунь.
– Мы из семьи оленеводов, – говорит она. – Жить в чуме в лютый мороз, разделывать камус или шкуру и шить из них одежду семье, чтобы не замерзнуть – это в крови каждого чумработника. С ранних лет я с интересом наблюдала, как мама выделывает камус, делает раскройки, узоры. Сначала я сшивала самые легкие детали, по готовым выкройкам. Далее мама научила по ее трафаретам выкраивать и сшивать узор. Как рассказывала мама, обувь разделялась на два типа: мужские «тöбек» и женские «пим». Они изготавливались из камуса оленя. Камус – это шкура с конечностей, по-коми традиционно называется кыс.
Женская обувь бывает нескольких видов: обычные пимы из камуса с коротким голенищем и праздничные – с длинным голенищем, украшенные разноцветным сукном, имеющие дополнительный подклад в виде меховых чулков – «липича». К мужской обуви относятся меховые пимы с коротким голенищем – бурки, и длинным – «тöбек».
У оленеводов есть еще смоляные тобоки для осенне-весеннего сезона – «сирватöбек». Для их изготовления собирали смолу лиственницы или сосны и с внутренней стороны полностью обрабатывали камус. Таким смоляным тобокам не страшна вода, в них можно было ловить рыбу. Они отлично сохраняют тепло и сухость. А смола препятствует прониканию влаги и воды.
Держи ноги в тепле…
По словам мастерицы, носить пимы нужно, соблюдая веками сложившиеся устои – например, нельзя надевать праздничные пимы в повседневной жизни. Они сшиты из короткого меха, яркие, гладкие, тонкие. «Был случай, в одной семье пошли против правил и своей еще юной дочери вместо теплых повседневных пим надели нарядные, чтобы в период кочевки засватать ее. Мало того, что дочь не засватали, так она еще и сильно отморозила ноги, пришлось ампутировать», – вспоминает Фаина Беляева.
Оленеводы шили пимы исключительно при помощи сухожилий оленя. Сухожилия извлекали из спинных мышц при разделке туши, на сутки замачивали, потом тупым ножом расчищали и сушили 2-4 недели. Хорошо высушенные сухожилия могут долго храниться. Чтобы из них получились нитки, сухожилия «теребят» – разделяют на тонкие волокна. Такой материал прочнее современных ниток. И еще, ни в коем случае нельзя было сжигать сухожилия в печке. Фаина Беляева вспоминает слова мамы: «Ой, опять кто-то в печи сжег сухожилия, опять в руки не идет нитка, все рвется». Но время не стоит на месте, и на замену жилам давно уже пришла капроновая нить. Хотя оленеводы и сейчас шьют по старинке при помощи сухожилий.
Шкурка выделки стоит
– На самом деле процесс изготовления пим довольно трудоемкий. Чего стоит только выделка камуса, – смеется Фаина Беляева.
Интересно, что шесть лет назад школьники села Петрунь изучали тему выделки камуса. И даже написали исследовательскую работу, в которой подробно описана традиционная технология выделки камуса. Из нее можно узнать много любопытного.
Так, свежеснятый камус необходимо очистить с внутренней стороны от оставшегося мяса, жира и крови. Камус красиво расправляют и сушат в проветриваемом помещении. Сушка занимает ориентировочно месяца два. Раньше варили оленью печень, ею натирали внутреннюю часть камуса и оставляли на сутки. Потом камус вручную смягчают, одной рукой придерживая, а другой проделывая круговые движения.
Далее камус проходит механическую обработку при помощи специальных инструментов: крук, кытшылькöрт и надертпöв. После этого материал становится мягче, убирается весь жилистый слой с кожного покрова, и камус увеличивается в размерах. Конечная обработка камуса – «терка» при помощи инструмента коса козяль, после чего камус становится гладким и мягким. Теперь он готов к использованию.
После того как камус готов, его части выкраивают по лекалам и сшивают. Работает мастер обязательно в наперстке (как раньше, он изготовлен из оленьих рогов), поскольку шкура плотная и ее трудно проткнуть. Сами бурки состоят из трех деталей – передняя, задняя части и узор. В старину для мужской обуви был характерен узор буквой «М», для женской обуви – «Ж» с разноцветным сукном. Но сейчас узор принято делать только на женских пимах. Отличительной особенностью петруньских пим стал орнамент – рога с головой оленя.
– Только по этому орнаменту мы могли раньше отличить наши бурки от бурок из соседних районов. Этот орнамент был показателем богатства и оленеводческой династии в четвертом-пятом поколении, – рассказывает Фаина Беляева.
Последний штрих
– А сколько уходит времени на изготовление пим и каков объем камуса требуется? – спрашиваю мастерицу.
– При готовом камусе уходит максимум два дня, – объясняет Фаина Константиновна. – На подшивку тоже дня два… Чтобы бурки смотрелись аккуратно и эстетично, были гладкошерстными и имели высокую износостойкость, а также в зависимости от размера, на одну пару обуви уходит 8-10 ног оленя, а иногда и 12. Плюс требуется еще подклад из меха или байкового одеяла. Только потом заготовка готова. Но самой подшивкой я не занимаюсь, подшивает мой муж Петр Федорович Беляев.
Для изготовления подошвы используют валенки, а не войлок. Отличие войлока от валенок состоит в том, что войлок – рыхлая с низкой плотностью шерсть, а валенки – тот же материал, только свалянный, уплотненный. Подошва состоит из трех частей, – подклада, основной части и каблука, еще ставят задник. На колодку натягивают пимы, крепится стелька. Края ее сглаживаются острым резаком, чтобы можно было на валенки крепить заготовку. Мастер прибивает заготовку к валенкам гвоздиками, она должна просохнуть, «прижиться». Потом, когда нужная форма уже принята, мастер вытаскивает гвоздики. Затем специальным шилом с насечкой пришивает черный рант из натуральной кожи, прошивает подошву по кругу, чтобы она служила дольше. Когда подошва пришита, голенище пим начинают растягивать до нужной ширины. Используют для этого деревянные колодки. Остается лишь пришить опушку по верхнему краю пим. Хранят бурки в деревянных ящиках, присыпая вокруг багульником и табаком от вредителей.
Как отметила Фаина Беляева, раньше пимы носили только оленеводы. Для обычного сельского жителя или горожанина пимы были непозволительной роскошью, дефицитом. Да и сейчас пимы тоже не всем по карману. С появлением современной зимней обуви, легче, кажется, купить новомодные дутики, которые в разы дешевле. Но все же истинные ценители пим продолжают их заказывать у настоящих мастеров.
Валерия БАТМАНОВА
Фото предоставлено Ф. Беляевой