Зов предков

Московская художница, дизайнер и продюсер реализует в Коми культурные проекты и поддерживает память о Прометее Чисталеве

Алевтина Стручкова – москвичка с коми корнями. Лишь в 2018 году она впервые побывала на родине предков, открыв ее для себя и полюбив всем сердцем. Сегодня, живя в столице, она поддерживает и популяризирует культуру региона, оттуда ее корни. Продюсер, художник, модельер, дизайнер и много кто еще, она создает графику и эскизы сувениров по коми мотивам, организовывает концерты в Сыктывкаре и проводит свои выставки. А еще способствует поддержанию памяти о коми композиторе, музыканте и ученом-фольклористе Прометее Чисталеве, сохранению его наследия. Ведь Алевтина – его двоюродная племянница.

«Я зырянка!»

– Я всегда считала себя коренной москвичкой, – рассказывает Алевтина. – Но в моей семье часто вспоминали нашу малую родину – Нювчим, где родилась моя бабушка Раиса Александровна Анисимова. Мои прабабушка, зырянка Анна, и прадедушка Александр Анисимов тоже родом из Нювчима, он был управляющим на местном чугунолитейном заводе. Отец моего прадеда был московским купцом первой гильдии, меценатом, за заслуги перед Отечеством получившим дворянство. Знаю, что мамин брат Сергей Федорович Сизов в молодости жил в Коми и даже был директором школы. Он часто рассказывал, как привез в Москву в чемодане четырех лаек, как тоскует по этим краям…

Несмотря на рассказы о далекой северной земле, которые она слышала с детства, Алевтина жила своими московскими интересами. Будучи создателем и продюсером авторского проекта «Московский фестиваль искусств Арт­маяк», осенью 2017 года она представила его в Постоянном представительстве республики в Москве. Там познакомилась с Региональной общественной организацией «Землячество Коми» и Коми национально­культурным обществом «Парма». С тех пор вот уже два года совместно с коми землячеством осуществляет культурные проекты.

А в прошлом году Алевтина стала продюсером молодого талантливого московского пианиста Максима Бетехтина – уроженца Сыктывкара, организовала его гастроли в столице Коми. Тогда же в Гимназии искусств при Главе РК открылась ее выставка «Шылад, кывбур, серпас /Музыка, слово, образ». Впервые приехав в Коми, девушка узнала, что о ее роде написана книга «Колыбельная Чисталеву», была потрясена, узнав, с каким уважением относятся тут к композитору. Теперь она с гордостью говорит: «Я зырянка! Я искренне полюбила мой Коми край, у меня здесь появились друзья, партнеры. И очень хочу быть полезной республике, дарить людям радость через художественное творчество и музыкальные проекты».

В сентябре 2018­го Алевтину пригласили на Налимовские чтения в Музее истории и культуры Сыктывдинского района в Выльгорте. Владимир Муравьев – директор МБУК «Сыктывдинское музейное объединение» – организовал выставки работ Алевтины в родовом доме ее семьи в Нювчиме, в Ыбском историко­краеведческом музее и в СГУ. В октябре нынешнего года в рамках III Северного театрального фестиваля в театре драмы им. Савина экспонировалась еще одна ее выставка. Хотя автора на открытии не было, событие вызвало интерес публики, тем более что на нем прошла и презентация сборника стихов А. Стручковой «Красивый сюжет для эскиза». Сама Алевтина планирует вновь посетить Коми в 2020­м – организовать выступление талантливого пианиста Ильи Шмуклера и привезти свою новую графику.

Дядя Прометей и его наследие

Еще с детства Аля знала, что в Коми живет двоюродный брат ее мамы Прометей Ионович. Родные люди виделись нечасто, но несколько раз дядя Прометей приезжал к сестре в Москву, видел Алю маленькой. Он часто присылал родным поздравительные открытки, в семье хранятся его письма, а дома стоит пианино, которое привозили для брата Алевтины. Прометей Ионович в свои редкие приезды на нем играл, что­то сочинял…

Из рассказов мамы Алевтина знала о дяде, что он был внимательным, участливым и очень скромным человеком, и вся его семья жила более чем скромно. Но успел сделать очень многое для сохранения традиционной музыкальной культуры коми народа. Когда Алевтина проводила в Москве круглый стол по наследию П. И. Чисталева, на него из Сыктывкара приезжал единственный ныне живущий прямой потомок композитора – его внук Роман.

В апреле этого года при активном участии Алевтины в Московском доме национальностей состоялся круглый стол «Национальное наследие народов Севера. Наследие коми композитора Прометея Чисталева». К участию в проекте пригласили многих людей из Москвы, из Сыктывкара тоже приехала большая делегация. В ее числе – автор оцифровок записей Чисталева, сотрудник ИЯЛИ Коми научного центра Анатолий Панюков, который привез коллекцию музыкальных инструментов, собранных П. Чисталевым. А наигрыши на них исполнил актер Национального музыкально­драматического театра РК Александр Ветошкин. Спикером круглого стола стала Майя Бурлыкина – профессор СГУ, руководитель музейного комплекса СГУ им. П. Сорокина, автор той самой книги «Колыбельная Чисталеву».

Опыт популяризации наследия Прометея Чисталева участники проекта твердо намерены развивать и дальше – круглый стол сделать традицией, открыть в Российском национальном музее музыки выставку, посвященную наследию композитора, продолжить оцифровку записей композитора, сделанных в экспедициях по коми деревням, переиздать его диссертацию. Тем более, что Прометей Ионовоч – ровесник Коми республики, и его столетний юбилей будет отмечаться в год 100­летия государственности Коми.

Грани таланта

Сама Алевтина – человек творческий и очень многогранный. С 13 лет она училась в Московской художественной школе им. Репина, получала профессию модельера­конструктора в Лицее швейного дизайна, затем училась в Московском государственном текстильном университете им. А. Н. Косыгина и в 24 года получила диплом художника­стилиста. Теперь она обладатель дипломов по дизайну интерьера, издательскому делу, педагогике дошкольников, предпринимательству… Наработала опыт и fashion­журналиста.

В 2008 году Алевтина создала «Агентство проектов в сфере искусства и моды ART­lightHOUSE», а под него и сайт www.art­lighthouse.com. И стала независимым журналистом и обозревателем в сфере культуры. Делала материалы о разных концертах и выставках, продолжала писать о моде… А в 2013­м году стала продюсером, создав «Московский фестиваль искусств Арт­маяк» – синтез искусств, ориентированный на поддержку инициатив творческой молодежи. В его рамках проходили выставки самой Алевтины, музыкальные концерты молодых, талантливых и смелых музыкантов, жанры были самые разнообразные – от авторской песни, инструментального фьюжн до классики. Продюсер старалась делать не менее двух проектов в год, мероприятия проводились в Московском доме национальностей и в музее С. Прокофьева, различных библиотечных центрах Москвы, театре драмы в Коми и Российском центре науки и культуры в Бухаресте.

Участники круглого стола «Национальное наследие народов Севера. Наследие коми композитора Прометея Чисталева».

И еще Алевтина пишет стихи. К 2017­му сложился первый сборник, где на каждой странице были и рисунки автора. Его издали в Московском доме национальностей, весь тираж разошелся сразу, даже автору не осталось. И в 2019­м Алевтина переиздала книгу в Москве, дополнив новыми стихами и эскизами. Презентовала ее и в Сыктывкаре. Но в качестве поэта девушка себя не позиционирует. Будут ли у нее новые поэтические опыты – не знает и не загадывает. Это же творчество – как его можно предсказать…

Ирина САМАР

Фото из личного архива А. Стручковой

Чисталев Прометей Ионович (1921-­1988)

Коми композитор и музыковед­фольклорист, заслуженный деятель литературы и искусства Коми АССР, член Союза композиторов СССР, лауреат Государственной премии Коми АССР, заслуженный работник культуры РСФСР. Участник Великой Отечественной войны.

Родился в п. Нювчим (ныне Сыктывдинский район Республики Коми) в интеллигентной семье. Окончил Сыктывкарское музыкальное училище и Коми государственный пединститут.

Работал преподавателем математики и физики в средней школе и Сыктывкарском музыкальном училище, позднее стал директором училища. В 1958 г. поступил в Государственное музыкальное училище им. Гнесиных в г. Москве – класс баяна, но по состоянию здоровья оставил учебу и вернулся в Сыктывкар.

В 1960 году поступил на работу младшим научным сотрудником Коми филиала АН СССР по специальности «музыкальная фольклористика», с годами стал крупным специалистом­исследователем коми народной музыки. П. И. Чисталев почти ежегодно выезжал в экспедиции, лично знакомясь с народными исполнителями, с традиционными способами извлечения звука на различных народных инструментах, делал аудиозаписи звучания песен и народных инструментов, а затем нотные расшифровки. Вложил много времени и труда, чтобы появились первые высокопрофессиональные научные статьи о песнях. Совместно с фольклористами­словесниками в 1960­е годы создал трехтомный свод «Коми народные песни», отмеченный Государственной премией Коми АССР.

В мае 1971 г. перешел на работу в Коми республиканскую филармонию и до конца года был ее художественным руководителем, с января 1972 г. был методистом по фольклору Коми республиканского Дома народного творчества Министерства культуры Коми АССР. С 1971 г. работал в составе авторского коллектива над созданием трехтомной «Истории коми литературы», первый том которой целиком посвящен фольклору.

В декабре 1974 года защитил в Ленинграде кандидатскую диссертацию по теме «Коми народные музыкальные инструменты». Это исследование нашло практическое применение в развитии коми самодеятельной и профессиональной музыкальной культуры.

В 1977 г. избран на должность старшего научного сотрудника Института языка, литературы и истории Коми филиала АН СССР.

П. И. Чисталев был участником многих всесоюзных и региональных конференций, выступал с докладами на III и V Международных конгрессах финно­угроведов. Его научные исследования и композиторская деятельность высоко оценена как отечественными, так и зарубежными специалистами.