Александр Терюков. Человек из Кунсткамеры

Больше сорока лет уроженец Удоры, кандидат исторических наук Александр Терюков считает себя ленинградцем, а теперь и петербуржцем. Уже 45-й год он работает в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук. Все эти годы он не прерывает связь с малой родиной, с 1992 года – со дня основания – возглавляет в Северной столице коми землячество «Неватас». С Александром Ивановичем мы встретились в его кабинете на втором этаже Кунсткамеры, откуда открывается вид на набережную Невы, Дворцовый мост, Эрмитаж и прочие исторические красоты Санкт-Петербурга.

«На Неве мы лениво миногу ловили…»

Александр Иванович, Вы работаете в фантастическом месте с видом на Неву. Как Вы здесь оказались?

– Как все и всегда, случайно. Сюда меня привел один из моих учителей, профессор Риц, в 1975 году. Как раз в 1975 году было большое наводнение – Нева вышла из берегов и залила дорогу у Кунсткамеры. Я не думал, тем более в детстве, что буду работать в этом знаменитом учреждении. А сам я удорский. Родился в Кослане, отец мой из деревни Кэч села Кривонаволоцкое, село существует и по сей день. Он местный, а мама моя из Зеленца.

44 года Вы каждый день смотрите на Неву, на Исаакий, на Эрмитаж. На что еще?

– На рыбалку. В ноябре сюда на моторках приезжают мужики из Лисьего носа, натягивают трос, подвешивают ловушки наподобие маленьких наших морд – и ловят миногу. Потом в магазинах появляется в продаже свежая минога. В этом колхозе когда-то работал мой дядя – с Удоры мужик. Он работал на заводе, был любитель рыбы, ходил в Финский залив рыбу ловить. Это было любительски, а ему хотелось профессионально. А когда вышел на пенсию, наконец поступил в колхоз имени Кирова. Так что миногу и корюшку свежую мы ели – как дома.

А коми язык не забыли?

– Ну, в общем-то, на нем говорю. Часто по-коми говорим в нашем землячестве «Неватас». Но вообще-то землячество у нас интернациональное. Оно больше географическое, чем этническое. «Неватас» объединяет людей, которых судьба когда-то привела в республику. Большая часть – послевоенные люди, те, кто попал туда на работу, их дети, внуки. Старшее поколение – те, кто оказался не по своей воле, – уже уходит. Есть у нас в землячестве и украинцы, и белорусы, русские, татары, немцы. Сыктывкарцы, воркутинцы, ухтинцы, печорцы, интинцы – у них свои локальные группы, но мы все объединяемся на больших мероприятиях.

На встрече с представителем Республики Коми в Северо-Западном регионе РФ Валерием Козловым. Июль 2019 г.

 

Земляков не счесть

Есть у вас статистика, сколько выходцев из Коми перебрались в Санкт-Петербург? Понятно, что «Неватас» – это только надводная часть….

– В активе «Неватас» – около трехсот человек. А сказать, сколько в городе выходцев из Коми… Это очень сложно. Статистика, как вы знаете, самая закрытая отрасль. Она предполагает этническое название, вот в этом году будет очередная перепись – она покажет только тех, кто назовется коми. По переписи 2010 года, например, около трех тысяч горожан назвали себя коми. Но выходцев из Коми перепись не покажет. А их тут очень много: кто-то просто никак не дает о себе знать. Если только студентов брать, то лишь в этом учебном году поступило сто человек первокурсников, в октябре мы их собирали. Немногие возвращаются на родину, больше остаются здесь. Кстати, одна из функций землячества, как и Представительства Республики Коми в Санкт-Петербурге – профориентационная: пытаться предложить выпускникам рабочие места в республике, познакомить их с работодателями.

Есть и другая категория – пенсионеры.

– Да, и их очень много. В 60-80-е годы Коми представляла интерес для жителей Ленинграда как место работы, трудовая миграция была высока. Теперь они возвращаются обратно – и по программе переселения, и самостоятельно. И это явление довольно массовое. Вокруг Петербурга были выстроены несколько домов по программе переселения.

Очень много сюда приезжает уроженцев Коми с высшим образованием, представителей творческих профессий. Сколько людей из Коми поет у нас в Мариинском, Малом оперном, есть и балетные ребята, есть профессорско-преподавательский состав родом из Коми. Думаю, не меньше десяти тысяч выходцев из республики в целом наберется. Иногда коми речь можно услышать даже в общественном транспорте…

Как, кстати, вы в «Неватас» сохраняете язык?

– В ансамбле «Дзоридз». Он популярен в городе, принимает участие во многих мероприятиях. Кроме того, коми говорят на нем, встречаясь. У нас есть библиотека на коми языке, мы получаем журнал «Арт» с публикациями на родном языке, газету «Коми му».

Кроме профориентационной, какие еще функции выполняет «Неватас»?

– Самая главная – сохранение земляческих отношений внутри города. Чтобы люди, которые сменили место жительства, приехали сюда учиться, сохранили связи с республикой, имели точку, где они могут встретиться. Это наша главная задача – поддержка земляков. Мы не можем сделать это финансово, мы делаем это морально.

Ежегодно на Пискаревском кладбище и Невском пятачке члены землячества «Неватас» отдают дань памяти воинам из Коми, защищавшим Ленинград.

 

Сорокин жил, жив и будет жить

Как часто Вы бываете в Сыктывкаре и по каким поводам?

– По самым разным. Иногда несколько раз в год, иногда раз в год. На Удоре, к сожалению, бываю реже.

И какое впечатление производит на Вас Сыктывкар?

– Сыктывкар, пускай и не очень большая, но все-таки столица. Он постоянно меняется, это очень видно мне как человеку со стороны. Радует, что сохраняются любимые с давних пор места, такие маленькие уютные уголки. Например, парикмахерская на Советской. Как ее ни назови, она осталась той же – любимой, с самых давних времен. Или обеды в «Спасском». Меняются названия, владельцы, а ресторан на месте. Был в реконструированном ресторане «Сыктывкар», ныне «Жаков». После завтрака вышел на улицу – и первый, кого встретил, был художник Павел Микушев, который вместе с Юрием Лисовским приложил руку к облику «Жакова». Город маленький и уютный: за день можно обойти все любимые места, встретить людей, не договариваясь о встрече.

В Сыктывкаре отличается темп жизни. Норма жизни провинции – не спешить, не суетиться.

Недавно Вы были в Сыктывкаре на Сорокинских чтениях. Насколько Питирим Сорокин способствует продвижению Коми в России и мире?

– С каждым годом я наблюдаю расширение Сорокинских чтений в количественном и качественном отношении. Интерес к Сорокину есть и будет. Даже бытует шутка в определенных кругах: «Сейчас ссылаться на Сорокина так же модно, как в советское время было модно ссылаться на Ленина», – в хорошем смысле слова. Поэтому кто-то подходит конъюнктивно, кто-то от всей души, искренне, кто-то сугубо научно. И я искренне выражаю благодарность правительству республики, которое поддержало проект, связанный с Сорокиным, поддерживает и, надеюсь, будет поддерживать и впредь. Самое главное сейчас – издание собрания сочинений Сорокина. Он был человек очень писучий, его наследие громадно. И большая его часть малодоступна, поскольку издана в США на английском. Так что работы хватит на долгие-долгие годы: предполагается, что полное собрание сочинений займет где-то тридцать томов. И если все будет благополучно, то правительство поддержит нас.

Если представить республику в виде пирога, то Сорокин – одна из его долей, которая привлекает внимание к ней.

Каждый год в питерские вузы и колледжи поступают многие выпускники из Коми. В прошлом году студентами стали порядка ста человек из республики.

 

Коми в виде пирога

А на сколько частей Вы бы его порезали, этот «пирог»? И каких?

– Большая часть – это промышленность. Это очень вариативная, как говорят, отрасль. Шкала, которая активно двигается по синусоиде, что зависит от многих причин. Республика имеет свой конкретный кусок, связанный с энергетическим комплексом, – и никому его не отдаст.

Следующий кусок пирога связан с попыткой делать ставку на туризм. Этот вопрос очень сложный. У нас «страшная» логистика. Нет инфраструктуры. Взять ту же Усть-Цилемскую горку, на которую приезжают, в основном, родственники живущих там. Разместить всех туристов проблематично. Любые инфраструктурные решения логистических проблем – это деньги. А у нас, к сожалению, общая экономическая обстановка в стране такая: ничего не вложив, попытаться получить прибыль. Так не бывает. Это очень дорого и не быстро.

Лет десять назад я много работал в Сибири: в Сургуте, Ханты-Мансийске. Тогда активно работали с администрацией округа. Губернатор все это понимал, но все, что тогда предлагалось, до сих пор не сделано. Как и у нас – а воз и ныне там. Но само по себе ничего не случается.

А если вернуться к науке, что, кроме наследия Сорокина, Вы бы назвали?

– Институт языка, литературы и истории Коми научного центра создал огромную научную школу: Жеребцов, Микушев, Гагарин… Сейчас этот институт работает не хуже, а в какой-то степени и лучше многих гуманитарных институтов в России. Но из-за последних реформ в науке они превратились в маленькие отделы без возможности дальнейшего развития, которые были еще пять лет назад. А геологи, биологи, физиологи? Это высочайший уровень! Административный бардак не дает им возможности развиваться.

Не кажется ли Вам, что помимо экономики, туризма и науки в Коми есть не менее известный бренд, такой «вкусный» кусок пирога, как лыжный спорт?

– О, это огромный кусок нашего «пирога»! И республиканский лыжный центр, и наши прославленные чемпионы… «Лямпиада» в Большелуге набирает обороты. Тут развитие и известность есть, как и в других видах спорта. Вы знаете, что даже по улицам Санкт-Петербурга у нас ездили автобусы трех маршрутов с рекламой древней лыжи из Национального музея Коми?

Кроме того, в Коми прекрасно работает культура. Там свои сложности, конкуренция – куда без них, но все-таки наши театры сохраняются и развиваются. Для небольшого Сыктывкара это очень неплохо. А выходцы из республики, которые работают в лучших театрах страны! Вот сейчас талантливый сын Ольги Сосновской и Владимира Юрковского Алексей учится в консерватории в Петербурге. Недавно у меня брали интервью и удивились, узнав, что у нас в Сыктывкаре даже ставят оперы на коми языке. Вспомним наш балет «Яг-Морт», другие постановки.

И бесспорно, на самом высоком уровне в Коми находится литература. Так что культура у нас на высоком уровне.

Традиционная встреча членов и гостей землячества «Неватас» в Представительстве Республики Коми в Санкт-Петербурге. Февраль 2017 г.

 

«Многостаночник» в науке

Какой темой Вы сейчас занимаетесь профессионально?

– Я в этом смысле многостаночник. Коми этнографией я с каждым годом занимаюсь все меньше и меньше. Работы хватит всем, но в Сыктывкаре выросла своя большая хорошая школа, начиная с Любомира Николаевича Жеребцова. Есть преемственность. Я начинал свою научную карьеру с духовной культуры коми: этому были посвящены мои первые работы и статьи. Это обряды, как говорят о них, жизненного цикла: свадьба, рождение, похороны. Довольно долго после я занимался историко-культурной этнографией народов Коми. Этому была посвящена большая монография «История этнографического изучения народов Коми», вышедшая в Санкт-Петербурге, где я представил исследователей Коми, не только известных, но и забытых.

А что их привлекало в Коми? Это был искренний интерес или конъюнктура?

– Я бы не сказал, что конъюнктура. Возьмем Кандинского. Он попал в республику чисто случайно: был отправлен туда студентом. Но ничего случайного не бывает. Эта поездка фактически перевернула его жизнь. И поначалу он относился к этому свысока. А потом зацепило.

Сергель поехал, с одной стороны, из любопытства, с другой, – была возможность получить, как сейчас бы сказали, грант. И он прекрасно выполнил свою работу, привез уникальную коллекцию снимков, которая хранится сейчас в Российском этнографическом музее.

Георгий Лыткин, который вышел из Коми и стал первым зырянином с высшим образованием, но его не пустили на родину. Он год ждал приказа министерства просвещения, чтобы ему разрешили занять должность, как сейчас бы сказали, главного инспектора народных училищ миннарпроса на родине. Это как сегодня управление образования. Ему не дали, и он всю жизнь прожил в Петербурге, преподавая в русской гимназии и в свободное время занимаясь этнографией.

Сегодня я работаю над историей русской этнографии. Десять лет я был заведующим отделом восточно-славянской этнографии. Это тоже очень интересно. И немножко занимаюсь Севером, освоением Западной Сибири.

Ансамбль «Дзоридз» (Цветок) популярен в Санкт-Петербурге, регулярно выступает на городских мероприятиях и концертных площадках.

 

Беседовала Полина РОМАНОВА

Фото автора и Представительства Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации