Светлана Бутакова. Серебро Севера

«Регион» совместно с Национальной галереей Республики Коми представляет новую рубрику, в которой будет рассказывать о творчестве ведущих художников республики.

Светлана Бутакова не собиралась становиться художником. Как это обычно бывает, за нее это решил случай. Будущая художница планировала стать филологом, как любимая учительница литературы. У педагога оказалась сестра – преподаватель сыктывкарской художественной школы Ольга Тестова, которая после победы семиклассницы Светланы в конкурсе сочинений по картине о войне предложила ей заняться живописью. Так она сразу оказалась во втором классе художественной школы.

Следующим этапом стало поступление в Ярославское художественное училище – и тоже практически случайно. Подругу, позже тоже ставшую художником, Галину Туисову, не отпускали в чужой город одну. В спутницы ей «назначили» Светлану. Удивление родителей и уговоры директора продолжать учебу в школе не остановили отличницу. В Сыктывкаре Светлане выдали ключи от художки, расставив по периметру натюрморты, которые она рисовала все лето, чтобы подготовиться к сдаче пяти экзаменов. В результате подруга не поступила, а Светлана стала студенткой ярославского училища, сдав испытания с одной «четверкой». Вчерашняя школьница окунулась в совершенно другую жизнь.
– С одной стороны, богема: в общежитии, где жили студенты-художники, театралы и музыканты, с утра до ночи только и говорили об искусстве. С другой стороны, мы впитывали и постигали новую среду. Голодали, чтобы ездить в Москву на выставки, постоянно учились, – вспоминает Светлана Бутакова.

И снова ее судьбу определили обстоятельства – семейные. После училища Бутакова не собиралась возвращаться в Сыктывкар, и поэтому, сев в поезд, проплакала всю дорогу: «Ехала как на свои похороны». Однако в столице Коми образовалась весьма «питательная» среда молодых художников: вместе с Галиной Туисовой, Анжелой Размановой, Ириной Дасюк и другими коллегами по цеху Светлана влилась в проект, организованный нынешним председателем Союза художников Фаруком Бурангуловым. Тогда он работал в Усинске, где и случилась первая выставка Светланы. К ее изумлению, работы стали покупать. «Тогда я впервые почувствовала себя настоящим художником», – вспоминает Бутакова.

За первой выставкой последовали другие, а с ними – пленэры. Первый пленэр, на который Бутакову пригласила художница Татьяна Васильева, закончился курьезом.
– С утра до вечера я строила перспективу одного дома, а Татьяна Васильева говорила нам: «Девочки, бросьте, ведь вы уже художники». В последний день мы пошли купаться, и все работы моей подруги унесло ветром по реке. Но благодаря Татьяне Васильевой я попала в мир «больших художников», – признается Светлана.

Она убеждена, что значение пленэров для становления художника переоценить сложно. Пленэр – это и среда, и сжатые сроки подготовки работы, и общение с местными жителями, и погружение в этнокультурные особенности места, где приходится работать. За плечами Бутаковой десятки пленэров. На некоторых из них, как, например, во Франции и Словакии, ей приходилось отстаивать честь страны. Русского художника видно сразу, говорит она, и мы должны держать планку. Так, в Словении ей, акварелисту, пришлось впервые спонтанно работать с маслом. Тогда же она придумала технику работы со смятой бумагой, которую органично включила в холст. Ее подход восхитил зарубежных коллег, а художник из Кореи даже снимал на видео весь процесс работы.

– Тогда я поняла, что творчество – это умение почувствовать момент и понять, что ты хочешь, – говорит Светлана. – Художник не волшебник, он не может все, но он должен почувствовать свой ресурс и использовать его.
Сейчас Светлана Бутакова называет себя графиком, а своими самыми любимыми работами считает написанные в коми деревне. Все остальные виды, привезенные из других мест, называет «открытками»: прошел миг – и они больше не трогают автора.

– Вот такая долгая дорога к дому у меня получилась, – размышляет художница. – Все время хотела уехать, а потом поняла, что Север – это мое место, и мне стало легко.
«Серебро Севера» – так называется одна из ее выставок. Где бы она ни писала сегодня, это серебро «звучит» в картинах Бутаковой. Рассуждая о кухне художника, Светлана называет себя «земной». Говорит, что ее работы «взаправдашние» и кто-то даже может узнать в них конкретное место.
Один из приемов она открыла тоже случайно, выбрав в качестве холста смятую оберточную бумагу и непроизвольно капнув на готовый рисунок хлорку. Получилась вытравка, которую нельзя повторить. В последних работах отражена ее любовь к листьям, которые она сушит каждый год в огромных количествах. Они непременные участники полотна и переходят из одной работы в другую. Произведения Бутаковой находятся в Национальной галерее Республики Коми, Елабужском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, в Вятском художественном музее имени В.М. и А.М. Васнецовых, а также в частных коллекциях России и за рубежом (Словакия, Сербия, Черногория, Швейцария).

Вторая ипостась Светланы Бутаковой – преподаватель. Уже больше трех десятилетий она учит мастерству будущих графиков, акварелистов и живописцев в Сыктывкарском государственном университете им. Питирима Сорокина.
– Когда мы «висим» на выставке рядом со своими учениками – это высшая моя оценка как преподавателя, – говорит Светлана Бутакова.

Полина РОМАНОВА

Проект реализуется при поддержке Национальной галереи Республики Коми.