Территория творчества

Работы скульпторов преображают городское пространство Ухты

Меньше двух месяцев потребовалось на то, чтобы союз скульпторов и газовиков принес плоды в виде художественного преобразования городского пространства Ухты. С легкой руки ООО «Газпром трансгаз Ухта» и Коми регионального отделения Союза художников России с 21 июля по 10 сентября в Ухте проходил уже второй скульптурный симпозиум «Север в трех измерениях».

Результат горожане смогли оценить 11 сентября на открытии экспозиции, которая объединила две территории: офис ООО «Газпром трансгаз Ухта» и Набережную газовиков. Новая экспозиция стала местом отдыха и достопримечательностью Жемчужины Севера, туристическим объектом и площадкой для творческих экспериментов молодежи, а главное – итогом художественного осмысления северного пространства с помощью современной объемной пластики.

– Художественный образ городского пространства, особенно провинциального, складывается из цветной мозаики изобразительных историй, – говорит куратор симпозиума, член Союза художников России, искусствовед Ольга Орлова. – Очень важно, что в Ухте понимают, что такое эстетика пространства, современное искусство, и поддерживают скульпторов, язык которых обращен к поиску общего языка со временем. А руководство «Газпрома» в последние годы последовательно реализует философию преобразования городских пространств.

В творческий проект организаторы пригласили скульпторов, работающих в современных формах пленэрной скульптуры. На конкурс поступила 31 заявка из Сыктывкара, Санкт-Петербурга, Москвы, Ижевска, Перми, Владимира, Ленинградской области. Из них комиссия отобрала шесть: от скульпторов и художников Юрия Лисовского, Валентины Пылаевой, Анастасии Юрьевой, Виталия Окуня, Михаила Блинова и Ильи Мишанина.

– Выбор был непростым, но ключевыми при этом стали объемный взгляд художников на Север: высоту неба и гор, ширину северных просторов и тундры, глубину человеческой души, – отмечает Ольга Орлова.

За творческим процессом создания композиций жители Коми наблюдали в соцсетях. Работа на «удаленке», но в открытую – одна из особенностей симпозиума. Освещался каждый этап процесса: от концепции скульптуры до выбора места на набережной. Полтора месяца художники трудились в своих мастерских, и лишь 6 сентября собрались в Ухте для монтажа работ.

Итог работы оценили и приглашенные эксперты. Профессор из Санкт-Петербурга, доктор искусствоведения Светлана Грачева напомнила, что пленэрная скульптура – относительно новое направление, приобретшее популярность во всем мире в последние полвека. Ухта обогатилась такими произведениями благодаря скульптурным симпозиумам 2017 и 2020 годов. В этом году акцент был сделан на декоративной парковой скульптуре из металла и других современных материалов. Искусствовед отметила широкий стилистический диапазон работ – от традиционных графически-плоскостных решений до почти стрит-арта. Именно в этом ключе создана скульптура «Сияние». Ее автор, сыктывкарка Анастасия Юрьева любит экспериментировать с разными материалами: сочетать стекло, керамику, дерево, эпоксидные смолы. Она рассматривала несколько вариантов для конкурсного отбора на симпозиум. В итоге выбрала то, что, по ее мнению, наиболее подходит Ухте.

– Композиция «Сияние» посвящена редкому природному явлению. И материал я подобрала соответствующий, «северный». В композиции использованы трубы разного диаметра и длины, по которым транспортируется газ из северных месторождений. Они спаяны вертикально и создают образ единения, роста и развития. В вечернее время будет гореть подсветка с растяжкой холодных цветов и оттенков – белого, голубого, синего, желтого, зеленого… Чем не наше северное сияние? – говорит скульптор.

Виталий Окунь «запекал» своего «Хариуса» в Ижевске. Ковал железную рыбу в кузнице, патировал в заводской печи. Северная рыба декорирована цветным каленым стеклом и оборудована подсветкой и, по мнению эксперта Светланы Грачевой, просто обречена разделить судьбу петербургского миниатюрного памятника Чижику-Пыжику, ставшего символом Северной столицы.

– Хариус – ценная рыба и желанная добыча для северных рыбаков, обитает он в чистой холодной воде, и это символично, – говорит о работе Виталия Окуня Ольга Орлова. – В графике своей рыбы автор отталкивается от петроглифов Белого моря, Урала, Средней Лены. Композиция, выполненная в характерном для художника «реликтовом стиле», имеет декоративно-символическую пластику. Основной акцент сделан на большом спинном плавнике, декорированном пурпурным, фиолетовым, синим, муаровым стеклом, придающим образу сказочно-мифологическое звучание.

Скульптурная композиция московского скульптора Ильи Мишанина «Полет» продолжает серию его авторских работ из камня «Двое» и «Семья». Одна из его скульптур уже украшает Ухту. Это композиция «Романтики», расположенная на Комсомольской площади. Композиции Ильи Мишанина можно встретить не только в городах России, но и за рубежом: в Египте, Швейцарии, Германии, Боснии и Герцеговине, в Австралии.

Материалом для скульптуры на Набережной газовиков стала кованая медь и бронза. Скульптурное изображение молодых мужчины и женщины, парящих над городом, над пространством в виде большой птицы на фоне небесного светила – это символ молодого города, созданного для двоих, устремленности в будущее и дома, уюта.

Творческие интересы владимирского скульптора Михаила Блинова чрезвычайно широки. Он работает с различными материалами и техниками: камень, арт-бетон, пластик, дерево, металл, полиэфирные технологии. Скульптура с наивным названием – строчкой из советской песни-гимна «Пусть всегда будет солнце» выполнена из стали, тонированной под бронзу. Образ героини композиции – хрупкого ребенка, одетого в облако-платье – отсылает зрителя к детству, надежде на светлое будущее, освещенное солнцем.

Верный этнофутуристическому стилю универсал Юрий Лисовский создал своих «Трех птиц» из черной стали методом плазменной резки по металлу, что придает композиции кружевную легкость. Три летящих птицы в коми мифологии – символ верхнего мира, духовного начала, любви, веры, силы духа. Большую роль в восприятии этого образа играет и вечернее освещение, создающее разнообразные эффекты.

Световой день любого северного города короток. Свечение окон в зимние вечера и ночи завораживает. Каждое окно, несмотря на аскетичный монохром, влечет своими непохожими мозаичными мирами. Каждое окно – это история людей, новый мир, непознанная вселенная. Все вместе они и есть Север. Такова идея скульптурной композиции «Северные окна» из смальты и бетона сыктывкарского мастера Валентины Пылаевой. «Оконный проем олицетворяет пространство, в котором можно увидеть северный пейзаж, свет будущего или самого себя», – говорит о работе Ольга Орлова. А эксперты, глядя на работу, вспомнили знаменитые мозаики Гауди в Барселоне.

Сегодня пространство города пронизано творчеством, философией и переосмыслением северного духа – сурового, но богатого и щедрого. А сама Ухта, отмечают эксперты, из рядового советского невзрачного производственного города со страшным гулаговским прошлым превращается в настоящий город-сад – один из центров культурной жизни российского Севера.

Полина РОМАНОВА

Фото Евгения ГРОХА и Евгения ЖДАНОВА