Черное, красное, белое…

Театр драмы имени Виктора Савина открыл 91-й театральный сезон «Грозой»

91-й театральный сезон в Академическом театре драмы им. В. Савина открылся спектаклем «Гроза» в постановке Сергея Федотова, художественного руководителя и основателя пермского театра «У Моста». Спектакль поставлен в рамках реализации гранта Главы РК к 90-летнему юбилею театра и 100-летию Республики Коми

Традиционной праздничной церемонии открытия сезона с представлением труппы в этот раз не было. Директор Михаил Матвеев вышел на сцену в маске и обратился к зрителям с просьбой соблюдать все меры безопасности при посещении театра.

– Это очень непростой год для театров, для страны, для всей планеты, но жизнь идет вперед, и после долгого перерыва мы рады видеть всех вас на открытии нового театрального сезона. Этот год особенный для театра драмы, юбилейный. В других условиях мы бы праздновали 90-летие, но сейчас это невозможно, – рассказал Михаил Матвеев. – Тем не менее, театр активно работает, мы уже принимаем зрителей: состоялись показы первых спектаклей первого сезона Молодежного театра республики, гастроли Александринского театра со спектаклем «Демагог».

Еще накануне премьеры на пресс-конференции режиссер Сергей Федотов кратко выразил свою творческую позицию относительно постановки классических пьес: «классику надо ставить как классику», без осовременивания, стараясь раскрыть автора в среде и атмосфере пьесы.

По словам Сергея Федотова, он ставил спектакль о нашей жизни: о любви, которую люди за грехи почитают и за которую жизнь отдать не страшно, о силе и власти денег, о том, что простому человеку не заработать честным трудом на хлеб насущный, о бескорыстных мечтателях и подвижниках, чувствующих красоту земли и желающих изменить жизнь в лучшую сторону, о горькой неволе, когда смерть кажется счастьем.

Чернильное беспросветное небо, в которое вонзается острый шпиль легкой деревянной ротонды, стоящей на высоком берегу Волги и тяжелый деревянный крест погоста, тяжелые массивные дубовые ворота хозяев жизни Марфы Игнатьевны Кабановой (Юлия Экрот) и Савела Прокофьича Дикого (Владимир Кузьмин), за которыми куется богатство из недоплаченных работникам трудовых копеечек. Только в сценах свиданий Катерины (Полина Лудыкова) с Борисом (Дмитрий Максименко) небо прояснится над куполом беседки светлой полосой, чтобы в финале стать беспросветной мглой. Феклуша (Людмила Попова) и приживалки дома Марфы Кабановой, хваткие, пользующиеся возможностью поживиться, поддерживают темный тон того подземелья, в который угодила из-под родительского крыла Катерина. Из безвоздушного, безжизненного пространства дома хозяйки, как из ада, бегут ее дети Тихон (Константин Карманов) и Варвара (Ангелина Комлева).

Катерина Кабанова – душа и сердце спектакля. Рожденная вольной птицей, мечтающая летать, говорящая с ангелами в своих снах, она не может жить в неволе в доме мужа. Чистая от природы, не смеющая скрыть свой грех, давно чувствующая и предсказывающая свою гибель, она прекрасной белой птицей раскрывает крылья и камнем падает в Волгу. Актрисе удалось передать всю глубину чувства героини и высокий полет ее мечты.

Ярким получился образ Кулигина (Вадим Козлов) в желании призвать горожан увидеть красоту родной земли и служить бескорыстно на благо людям.

Режиссер выстроил спектакль в классических цветах – белом, черном, красном. Белый он отдал Катерине, красный – Марфе Игнатьевне Кабановой, Варваре и Кудряшу, а остальные герои получили черный цвет, сливающийся с темным беззвездным небом.

Автором сценографии и костюмов к «Грозе» стала художник театра им. В. Савина Анна Репина. Как того требовал режиссерский замысел, она воссоздала город Калинов из позапрошлого века тихим, деревянным, маленьким – здесь нет места и все друг у друга на глазах. В таком Калинове действительно некуда деться, а свобода там – за обрывом над широкой Волгой, под огромным ясным небом.

Елена БОЙКОВА

Фото Ивана ФЕДОСЕЕВА