Дмитрий Карпов: «Мы должны поддержать каждого ветерана»
Мы привыкли, что ветераны – это бабушки и дедушки с медалями и орденами, воевавшие с фашистами. А ведь сегодня портрет «среднего» ветерана сильно изменился, ветеранами стали участники уже иных сражений, и у них в душе – воспоминания совсем о других войнах… В марте этого года председателем Совета ветеранов Сыктывкара избран Дмитрий Карпов, прежде возглавлявший городскую организацию «афганцев». С ним беседует наш корреспондент.
– Как думаете, почему на городской конференции председателем Совета ветеранов выбрали именно Вас? И почему Вы на это согласились?
– Конечно, к выборам предложили несколько кандидатур. И с каждым кандидатом разговаривали. Меня спросили: «Ты хочешь заниматься тем, чем занимаешься? Будешь заниматься?». На посту председателя Совета ветеранов Афганистана у меня были те же направления работы: военная патриотика, жилищно-бытовое, социальная поддержка… И они видели, что я справлялся со всеми поставленными задачами. Но «афганцев» в городе около 220 человек, а ветеранов-участников ВОВ, тружеников тыла – тысячи. Масштабы в разы больше. Я сказал: «Постараюсь справиться».
– И как себя ощутили в новом качестве? Учитывая, что на первые полгода работы выпали на трудное время пандемии, самоизоляции и всяческих ограничений.
– 16 марта все это началось, а через неделю я начал ездить с нашими партнерами, «Единой Россией», на оказание социальной помощи ветеранам – покупку продуктов, лекарств и всего остального. То есть включился в работу практически сразу. Пандемия просто изменила вектор нашей деятельности – ветеранам стало важнее не посетить выставку, театр, концерт, а чтобы у него были дома хлеб, молоко, медикаменты. В этом направлении отработали март, апрель, май.
В июне начались послабления, и мы начали переходить на работу по ремонту жилья ветеранов: ездить с комиссиями на осмотры, собирать заявки, оформлять и согласовывать многочисленные документы. И начинать работу. Это одно из важнейших направлений, которое мы реализуем в нынешнем году – косметический и капитальный ремонт жилья ветеранам Великой Отечественной. В год 75-летия Победы республиканский Совет ветеранов войны, вооруженных сил и труда получил на эти цели грант из республиканского бюджета – 50 миллионов рублей на всю республику. Из них на Сыктывкар было выделено 8,5 миллионов. С июня по октябрь наметили отремонтировать 75 квартир и домов.
Вы бы видели, что там было до ремонтов… И вы не представляете, как ветераны благодарны нам за то, что мы улучшили их условия жизни. Как довольны они сами, их дети и внуки!
Хотя не могу не отметить, что дети-внуки, которые у большинства ветеранов есть, тоже встречаются разные. Есть квартиры ветеранов в очень плохом состоянии. И мало того, что потомки сами не благоустроили жилье своих бабушек и дедушек, а это сделали мы, общественная организация и волонтеры, так некоторые еще и ведут себя так, будто мы им что-то должны! Не только не помогают, а еще и создают сложности. Таких немного, но они есть.
Еще момент. Сумма в 50 миллионов – вроде бы значительная. Но она «размазана» по всей республике, а ветеранов много… Есть участники войны, затем труженики тыла, дети войны. За ними участники локальных конфликтов: «афганцы», «чеченцы»… уже «сирийцы» пошли, парни по 25 лет! Этих денег явно недостаточно. Да, на выделенные деньги мы отремонтируем 75 квартир, но их – тысячи! Нужно еще сделать десять раз по столько же, чтобы мы привели в нормальное состояние жилье всех ветеранов. Когда я был председателем Совета ветеранов Афганистана, мало с этим сталкивался. А когда категорий ветеранов, с которыми работаю, стало намного больше, я понимаю, что этих мер социальной поддержки явно недостаточно. Их надо увеличивать! Ведь эти ветераны отдали за нашу мирную жизнь свое здоровье.
«В этом году вручали юбилейные медали «75 лет Победы в Великой Отечественной войне». Это были не торжественные мероприятия,
потому что большинству ветеранов уже трудно куда-то ходить».
– А сколько сегодня в Сыктывкаре ветеранов?
– Всего ветеранов самых разных категорий и просто пенсионеров в Сыктывкаре до 80 тысяч человек. Практически треть населения города! Больше всего ветеранов труда – разных отраслей народного хозяйства, спорта… За ними по численности идут труженики тыла, «дети войны» – официально такой категории нет, но по факту они есть. Еще 60 малолетних узников концлагерей и 40 ветеранов-участников Великой Отечественной войны. Ветераны боевых действий: Афган, Чечня, Сирия. Тем, кто попал на начало афганской кампании, уже под 60, кто ее оканчивал – под 50, первым «чеченцам» за 40… Работы очень много.
– Не было мыслей вроде: «И зачем я только согласился?».
– А пока не было таких ситуаций! Может быть, сейчас у меня подходящий период для столь плотной работы. Дети выросли – сыну 22, дочери 17, внуков пока нет – самое время трудиться на общественное благо! Супруга работает в госучреждении – тоже человек занятой. Сил у меня еще достаточно. Так что все устраивает.
И знаете, сколько энергии дает общение с нашими ветеранами! Нашим бабушкам порой нужно так мало. Но для них эти, вроде бы, мелочи, очень важны! Вот сегодня одна пришла: «Ой, внучок, все плохо, мне ветка бьет в стекло, спилите мне это дерево!». Дерево у дома, оказывается, разрослось, и одна ветка упирается в стекло. Мы ей объяснили, что спилить дерево нам никто не позволит, но ветку убрать попробуем. И она ушла такая довольная, воодушевленная! Вроде бы простая бытовая ситуация, но ей эта ветка мешает жить. А мы ей пообещали – и она уже рада, что кто-то обратил внимание на ее проблему! Теперь, конечно, надо думать, как нам спилить эту ветку на уровне третьего этажа… Но когда оказываешь реальную помощь, решаешь проблему и видишь радость людей – это придает сил и желания трудиться дальше.
– Что нового появилось в работе городского совета ветеранов с вашим приходом к его руководству?
– Новое направление, которого прежде у городского Совета ветеранов не было – реставрация могил и памятников. Самая крупная – реставрация памятника Лизе Чайкиной, лет 40 назад установленного в поселке Седкыркещ около школы. В Год памяти и славы Совет ветеранов совместно со своими социальными партнерами – предпринимателями с активной жизненной позицией – решили его отреставрировать: обновить и покрасить постамент, уложить рядом брусчатку. Социальные партнеры профинансировали проект, администрация и Совет города поддержали, и мы произвели реконструкцию. Обошлось это, вместе с покупкой материалов и доставкой их в поселок на пароме, всеми работами, в сумму около 150 тысяч рублей. 10 сентября состоялось открытие отреставрированного памятника Лизе Чайкиной.
К 9 Мая покрасили барельеф Герою Советского Союза Николаю Оплеснину на улице его имени. Тогда же навели порядок у памятных знаков около 35-й школы и в Лесозаводе около спорткомплекса, где установлен памятник ушедшим на фронт труженикам ЛДК.
К 75-летию Победы мы получили грант от администрации Сыктывкара в рамках акции «Сохраняя память». Суть акции – уход за бесхозными могилами участников Великой Отечественной на центральном кладбище Сыктывкара. Мэрия выделила на эти цели более 50 тысяч рублей, на них мы совместно с общественной организацией «Боевое братство» за лето привели в порядок около 20 могил – убрали, покрасили и так далее. Таких могил достаточно много, поэтому трудились весь теплый сезон до октября и продолжим эту работу в 2021-м году. В этом направлении работаем и совместно со Следственным управлением Следственного комитета, прокуратурой – сотрудники этих ведомств помогают нам финансово и рабочей силой, тоже обиходили несколько могил. Есть и воспитательный момент в этой акции: она осуществляется, в основном, силами молодых ребят – в основном, это дети наших ветеранов боевых действий, а также члены «Молодой гвардии Единой России». Мы называем их волонтерской ротой. По численности, конечно, это далеко от роты, но название прижилось.
«Новое направление, которого прежде у городского Совета ветеранов не было – реставрация могил и памятников. Самая крупная – реставрация памятника Лизе Чайкиной в поселке Седкыркещ».
– Пандемия коронавируса внесла коррективы в вашу работу?
– Мы работаем по плану-графику, разработанному на год заранее. В связи с пандемией, конечно, часть мероприятий провести не удалось. Но кое-что сделать получилось.
В феврале, до пандемии, провели в школах уроки мужества. Февраль у нас всегда был месячником военно-патриотической работы. Этот месячник мы согласовываем с администрацией Сыктывкара, Управлением образования города и проводим совместно с городским Центром по военно-патриотической работе. В феврале провели порядка 40 мероприятий с охватом до 2500 детей и подростков – это и уроки мужества, и торжественные линейки. А скоро у нас будут также традиционные встречи с подростками ко Дню неизвестного солдата 3 декабря и Дню героев Отечества 9 декабря. Работаем совместно со всеми военно-патриотическими общественными организациями: ветеранами пограничных и десантных войск, ВМФ, Афганистана, Чечни… И постоянно принимает участие в этих мероприятиях участник войны Николай Акимович Рочев, закончивший войну в 18 лет в Японии. Этот удивительный человек в свои 90 с лишним лет сохранил активность, бодрость и ясность ума, рассказывает о войне детям, что очень ценно!
В этом году вручали юбилейные медали «75 лет Победы в Великой Отечественной войне». Это были не торжественные мероприятия, потому что большинству ветеранов уже трудно куда-то ходить. Мы приезжали к ветеранам домой, вместе с медалями торжественно вручали поздравления от главы администрации города Натальи Семеновны Хозяиновой. Еще Совет ветеранов всегда поздравляет юбиляров с 90- и 95-летием. Это та категория ветеранов, которые поощряются и Благодарственным письмом Президента Российской Федерации. Им мы также вручаем, в том числе, и поздравления, памятные подарки от имени главы города.
В июле-августе, совместно с подразделением по делам несовершеннолетних при МВД по Коми, провели акцию «Передача копии знамени Победы». Эта акция началась еще в 2019 году и прошла по всем школам и ссузам. Мы привозили копию знамени Победы, приходили ветераны Отечественной войны… Летом передавали на время копию знамени двум сменам детского оздоровительного лагеря на базе «Динамо».
А 3 сентября, в День солидарности в борьбе с терроризмом, уже ветераны-«чеченцы» ходили в школы города и рассказывали детям про трагедию в школе Беслана и так далее.
Конечно, хотелось бы и больше праздников, концертов, походов в театр, но не удается.
– Интересно, а Вы сами, Ваши ровесники себя ощущаете ветеранами?
– Наверное, сейчас уже в силу возраста – да, ощущаю. Ветераны Великой Отечественной войны – это поколение героев, защищавших Родину, это труженики тыла. Кто-то воевал, а кто-то подростком, впроголодь, в холод, в три смены вкалывал за станком. У нас, ветеранов боевых действий, были совершенно другие задачи. Они, наверное, тоже были необходимы государству, и мы тоже защищали интересы государства – но не Родины. Это разные вещи. Да, сегодня я тоже ветеран, а за моей спиной – большая организация. И каждого ветерана я должен поддержать. Но самая главная, ценная категория для нас – ветераны Великой Отечественной войны, потому что их у нас осталось буквально чуть-чуть, им по 93-95 лет…
«Скоро у нас будут традиционные встречи с подростками ко Дню неизвестного солдата 3 декабря и Дню героев Отечества 9 декабря. Постоянно принимает участие в этих мероприятиях участник войны Николай Акимович Рочев. Этот удивительный человек в свои 90 с лишним лет сохранил активность, бодрость и ясность ума, рассказывает о войне детям, что очень ценно!»
– Дмитрий Викентьевич, расскажите о себе.
– Мне 52 года, коренной сыктывкарец. Учился в 16-й школе, моим классным руководителем была Нелли Леонидовна Струтинская. Потом было 34-е училище, учился на оператора автоматических линий (станков с ЧПУ). Тогда это было, как сегодня учиться на айтишника – у нас были первые компьютерные классы, новейшие станки… Наше училище готовило кадры для фабрики «Север». Кстати, в параллельной группе учился Валерий Козлов, будущий мэр Сыктывкара, мы с ним уже лет с 14-15 занимались боксом. После училища, в 1986-м, меня призвали в армию – в Казахстан в погранвойска. После полугода «учебки» меня распределили в ВПБС – взвод повышенной боевой способности десантно-штурмовой маневренной группы. Потом три месяца горной подготовки в Таджикистане – и нас забросили в Афганистан, я там служил в 1987-88 годах.
Никто нас не спрашивал, хочешь или не хочешь ехать туда, надо – отправили! Я был физически развит, поэтому тем более сказали: «Едешь». А у меня даже в мыслях не было, куда везут… В первый раз я узнал о потерях в Афгане году в 84-м. У меня мама работала в педучилище. И там я услышал тихие разговоры: привезли парня из Афганистана, «груз 200». Но как-то не отдавал себе отчета в полной мере… И лишь когда туда приехал, где-то дня через три, понял, что там происходит. Нас загрузили в вертолет и выбросили в горах. Километрах в 10-15 от нас уже граница с Пакистаном. И оттуда идут караваны, а мы их отлавливаем. Но потом пришел в себя, освоился… Служба – самые интересные времена в моей жизни! До сих пор вспоминаю, по школам хожу, рассказываю. Страшно не было – юность! Потерь в нашем взводе повышенной боеспособности тоже не было. Нашей основной задачей была разведка, сбор информации. Мы же погранвойска! Если мы плохо собираем информацию, – значит, на границе кто-то воюет. Если хорошо собираем информацию, – значит, пограничники спят. И не потому, что они плохие, а потому что все вокруг знают, а часовые на посту контролируют обстановку.
В 1988-м – «дембель». Работал в пожарной охране, но недолго: заметив мои физические данные, меня пригласили бегать за республику в пожарно-прикладном спорте, а вскоре позвали в горком ВЛКСМ инструктором. Когда комсомол «сошел на нет», я окончил Академию госслужбы по специальности «Управление персоналом». А потом меня пригласили работать в Москву, в реставрационную мастерскую. Там начал с работы в отделе кадров и дорос до директора. Проработал там пять лет, а потом поступило предложение из Сыктывкара. Вернулся, трудился в строительной отрасли. В 2015-м мне предложили возглавить сыктывкарский Совет ветеранов Афганистана – тогда эта организация «лежала», ее функции фактически выполнял республиканский Совет «афганцев»… Ну и после этого пятилетнего срока предложили стать председателем Совета ветеранов города.
– Сколько человек в активе вашего Совета?
– У нас трудятся замечательные женщины, которые в свое время отдали много сил и опыта работе в социальных службах. Наиболее активных – шестеро: Вера Андреевна Канева, Вера Геннадьевна Михайлова, Елена Анатольевна Щербакова, Любовь Николаевна Двинская, Владимир Тихонович Пыстин, который 10 лет посвятил этой работе и просто не может сидеть дома, а продолжает помогать ветеранскому движению, и я. Конечно, нам помогает министерство труда и соцзащиты, администрация города. Но наша работа общественная. И то, что по разным причинам не могут сделать министерство или администрация (как с этой веткой, или дрова привезти, или что-то иное такого рода), делаем мы.
– Какой Вы видите дальнейшую работу Совета ветеранов Сыктывкара?
– Направления будут прежними: социальная работа с ветеранами и работа с подрастающим поколением в формате сохранения существующих исторических традиций. Но, конечно, есть задумки по формам работы, и мы их будем обсуждать на соответствующих комиссиях. Потому что новые формы должны быть. Просто рассказывать детям «за войну» – это делали наши предшественники, ветераны Великой Отечественной. Уроки мужества проводим уже не в форме устного рассказа, а с презентацией. Про Великую Отечественную сейчас много рассказывают поисковики… Но эти ребята свой отпуск раз в год тратят на раскопки, остальные 11 месяцев в году после работы сидят в архивах, отрывают себя от семьи, а тут их еще просят выступить перед детьми. Если бы был какой-то бюджет на хотя бы минимальное стимулирование таких выступлений… Например, дали бы возможность поисковому отряду выиграть грант, скажем, в 15 тысяч рублей на проведение 20 уроков. Ведь эти ребята свое личное время тратят! Вот к чем надо стремиться.
Сейчас нужны интерактивные формы работы. Может быть, восстановить полевые лагеря, «Зарницы», потому что детям это очень важно. Сделать спорт более доступным, каким был в нашем детстве – ну нет у большинства семей по 100-150 рублей за одну тренировку ребенка! Есть у меня маленькая мечта: сделать спортивный зал, в котором бы занимались, условно, 20-30 детей. Чтобы они не тусовались где-то в торговых центрах, а занимались спортом. Так что сейчас будем искать социально активных предпринимателей, которые помогут нам оборудовать такой спортзал, хотя бы на самом элементарном уровне.
Беседовала Ирина САМАР
Фото Инны АЛЕКСАНДРОВОЙ,
из архивов Совета ветеранов
г. Сыктывкара и Д. Карпова