Печорский край. Евгений Ляцкий

[ads_color_box color_background=»#7A231C» color_text=»#ffffff»]В проекте «Запечатлевшие время» наш журнал знакомит вас с наследием известных и не очень фотографов, в разное время – от дореволюционного до наших дней – снимавших жизнь региона, его людей, его достижения и беды. 

Проект «Запечатлевшие время» реализуется при содействии Национального музея Республики Коми.

В этом выпуске использованы фотоматериалы из фондов Российского этнографического музея (РЭМ) в Санкт-Петербурге.[/ads_color_box]

 

 

[ads_color_box color_background=»#d4c8c3″ color_text=»#444″]В предыдущих выпусках рубрики мы рассказали о фотографах, запечатлевших дореволюционную жизнь Усть-Сысольского уезда – южной части обширного Коми края. Сегодня переместимся на север, в Печорский уезд и его центр – село Усть-Цильму. Здесь в 1904 году и сделал целую серию фотоснимков этнограф, литератор Евгений Александрович Ляцкий (1868—1942).[/ads_color_box] 

[ads_dropcap]С[/ads_dropcap]трого говоря, в начале ХХ века такой административной единицы, как Коми край, на карте Российской империи не было. Усть-Сысольский и Печорский уезды входили в состав Архангельской губернии. Территория Печорского уезда была гораздо обширнее, чем Усть-Сысольского.

«Печорский уезд Архангельской губернии занимает громадную площадь в 25 931 000 десятин. С севера он граничит с Ледовитым океаном, с востока – Уральскими горами, с юга – с реками Ухтою и Вымью, и, наконец, с запада граница, отделяющая его от Мезенского уезда, проходит по Тиманской тундре», – писал в своих путевых записках архангельский губернатор А.П.Энгельгардт, объехавший почти всю огромную территорию губернии в конце ХIX века.

Надо сказать, Печорский край уже в то время привлекал русских и иностранных промышленников своими природными богатствами. Помимо традиционных рыбы и пушнины, край был известен разведанными залежами нефти и медной руды, огромными запасами строевого леса. Наконец, здесь пролегал главный водный путь края – река Печора, судоходная от устья до предгорий Урала, сулившая заманчивые торговые перспективы.

Привлекал этот малоизученный край и путешественников-исследователей, преодолевавших сотни верст на лодках, лошадях и «своих двоих». Их интересовали не только полезные ископаемые и водные пути, но и самобытная культура, традиции, быт местного населения. Одним из таких исследователей был этнограф Евгений Александрович Ляцкий.

[ads_dropcap]С[/ads_dropcap]егодня о Евгении Ляцком мало кто помнит, а в литературных и научных кругах начала ХХ века он был человеком известным. Согласно трехтомному словарю «Русская литература XX века», Е. Ляцкий родился 3 марта 1868 года в Минске, в семье дворянина-землевладельца. Будучи еще гимназистом, увлекся изучением народного творчества и самостоятельно ездил в фольклорные экспедиции. В 1889 году он поступил на историко-филологический факультет Московского университета. По окончании учебы был оставлен при университете и занимался преподавательской деятельностью. При этом Ляцкий постоянно ездил в экспедиции – в Полесье, Поволжье, на Русский Север для сбора фольклорных и этнографических материалов, публиковал статьи в журнале «Этнографическое обозрение», в «Известиях Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук».


Е.Ляцкий. Улица в Усть-Цильме. Архангельская губерния, Печорский уезд, с. Усть-Цильма. 1904. © РЭМ, 608-14.

В конце 1890-х годов Евгений Ляцкий переехал в Петербург. Недолго прослужив в Институте антропологии и этнографии им.Петра Великого (Кунсткамера), он получил должность старшего этнографа и заведующего отделом в Этнографическом отделе Русского музея им. Александра III (ныне – Российский этнографический музей). Ляцкий должен был организовать работу по комплектованию собрания музея предметами традиционной культуры народов, живших на обширной территории империи. Это дало ему возможность вплотную заняться этнографическими исследованиями.

Как сообщается на сайте РЭМ, за пять лет службы в музее, с января 1902 по январь 1907 года, Ляцким был выполнен огромный объем работы. За три полевых сезона 1902, 1903, 1904 годов, длившихся по три месяца каждый, Ляцкий доставил в музей 1915 экспонатов из Архангельской, Новгородской, Псковской, Костромской, Минской, Витебской и Могилевской губерний. Фонды музея пополнялись и коллекциями фотоснимков, сделанных Евгением Ляцким во время экспедиций. Из поездки в Печорский край он привез коллекцию из 39 снимков, которая сегодня хранится в фондах РЭМ. Часть фотографий из этой коллекции мы сегодня и публикуем.

На Печору Евгений Ляцкий отправился весной 1904 года. В поездке его сопровождал врач, краевед и публицист Сергей Васильевич Мартынов, отбывавший ссылку в Архангельске. Он уже был знаком с Печорским уездом, участвовал в губернской экспедиции по исследованию санитарно-бытового состояния края. Проделав долгий и трудный путь через Северную Двину и Мезень водными путями и посуху, путешественники достигли Усть-Цильмы – русского села при впадении Цильмы в Печору, административного центра Печорского уезда. Побывавший там А.П.Энгельгардт писал об Усть-Цильме так:

«Здесь сосредоточены все правительственные учреждения: полицейское управление, казначейство, почтовое отделение, а ныне — телеграфная станция и больница; здесь же имеют местопребывание чиновник по крестьянским делам, мировой судья, он же судебный следователь, акцизный надзиратель и уездный врач. В настоящее время с. Усть-Цыльма растянулось почти на 3 версты, имеет более 1000 строений, с населением около 4000 душ, превышающим по численности любой из уездных городов Архангельской губернии».

[ads_dropcap]М[/ads_dropcap]ы не можем сказать, какое впечатление произвели Усть-Цильма и ее жители на Евгения Ляцкого. А вот его спутник оставил заметки, составившие книгу «Печорский край». С.Мартынов отзывается об Усть-Цильме как о «богатом селе», а о жителях уезда пишет:

«Русское население на Печоре, по сравнению его с крестьянами центральной полосы России, заметно отличается большею самостоятельностью, сметливостью и предприимчивостью», «носит обычную крестьянскую одежду и одевается, вообще говоря, опрятно, а по праздникам и щеголевато. Употребление лаптей здесь совершенно неизвестно».

Кроме того, Мартынов отмечает и дома печорцев, которые «по сравнению с условиями жилищ центральных губерний стоят в лучших условиях: они более просторны, светлы, содержатся опрятнее и снабжены обстановкой, о которой не знает русский крестьянин». Правда, не вполне ясно, пишет он это об устьцилемах или ижемцах, поскольку у нас есть и другие свидетельства о жилищах и быте жителей Усть-Цильмы того времени.

В 1859 году очеркист С.В. Максимов, например, в известной книге «Год на Севере» писал: «В действительности все дома усть-цылемские плохо срублены, неискусно слажены и потому большею частию холодны. К тому же они переполнены черными тараканами-пруссаками».

Спустя три десятка лет автор очерка «Поездка на Печору» Н.Е.Ермилов передал еще более неприглядную картину:

«Переходя к описанию самого села Устьцильмы, я должен сказать относительно внешнего вида селения, что оно отличается крайнею неряшливостью и запущенностью. Улицы покрыты громадным слоем грязи, щеп и всевозможного мусора; избы построены без всякой распланировки; сараи и амбары, сплошь и рядом развалившиеся, тщетно ожидающие починки и исправления. Внутри помещений – диаметральная противоположность жилищам села Ижмы: тип обыкновенной русской избы – с ее испорченным воздухом, тараканами, закоптелыми стенами и прочими атрибутами этого рода строений – преобладает и господствует в селе Устьцильме. Про внутреннюю обстановку этих помещений и говорить нечего…».

Судя по всему, картина не изменилась и в 1912 году, когда Усть-Цильму посетил очередной архангельский губернатор С.Д. Бибиков. Чтобы уж совсем не обижать устьцилемов, свидетельства губернатора цитировать не буду, любопытные могут обратиться к его книге «Архангельская губерния, ее богатства и нужды по обзору 1912 г.».

Большинством населения Усть-Цильмы были (и остаются) русские, в основном староверы, народ со своей самобытной культурой и верой, оставшейся со времен церковного раскола XVII века. Занимались устьцилемы в основном рыбной ловлей и охотничьим промыслом, в меньшей степени кустарным производством. По причине сурового климата хлебопашество было развито слабо, хотя в иные годы получали неплохой урожай ячменя и ржи. А вот скотоводство, можно сказать, процветало. Богатые разнотравьем пойменные луга позволяли содержать в иных хозяйствах устьцилемов по 15 и даже 20 голов скота. Одна-две коровы на семью считались признаком бедности. В чести у жителей были лошади. С их помощью подрабатывали извозом в соседние уезды, лошадей выращивали и для продажи на ярмарках.

Беды Печорского уезда были те же, что и в любой российской глубинке – отсутствие дорог, недостаток школ и медицинских учреждений. Помимо того, постепенно расшатывались и старообрядческие устои, молодежь все больше пристращалась к пьянству и другим порокам.

После этой поездки Евгений Ляцкий еще три года работал в Этнографическом отделе, дослужившись до чина статского советника. В 1907 году он покинул стены музея, полностью окунувшись в литературу и издательскую деятельность. Из-под его пера вышла масса статей и книг о творчестве Гоголя, Белинского, Чернышевского, Гончарова, Льва Толстого. В 1909 году он основал в Петербурге издательство «Огни». В 1912-1913 годах Ляцкий был редактором знаменитого журнала «Современник».

В конце 1917 года Евгений Ляцкий уехал в Финляндию. Там он редактировал русскую газету «Северная жизнь», публиковал антибольшевистские статьи. Затем переехал в Стокгольм, организовал издательство «Северные огни». С 1922 года и до самой смерти Ляцкий жил в Праге, преподавал в университетах, сотрудничал в русских газетах, основал издательство «Пламя», написал роман «Тундра» – о жизни соотечественников-эмигрантов, много сделал для популяризации русской литературы в славянских странах. Ну а нам он оставил пусть и небольшую, но очень ценную коллекцию фотографий, запечатлевших жизнь одного из самых любопытных мест Коми края в самом начале ХХ века.

Евгений ХЛЫБОВ

Благодарим за помощь в подготовке публикации научного сотрудника ведущей категории РЭМ, кандидата исторических наук А.А.Чувьюрова.


Толпа ребят. Архангельская губерния, Печорский уезд, с.Усть-Цильма. 1904. © РЭМ, 608-23.


Молодая зырянка. Архангельская губерния, Печорский уезд, с.Усть-Цильма. 1904. © РЭМ, 608-28.


Привал у берега реки Печора. Архангельская губерния, Печорский уезд, с.Усть-Цильма. 1904. © РЭМ, 608-35.


Качели. Архангельская губерния, Печорский уезд, с.Усть-Цильма. 1904. © РЭМ, 608-29.


«Телёга». Архангельская губерния, Печорский уезд, с.Усть-Цильма. 1904. © РЭМ 608-13.


Игра в «лежки». Архангельская губерния, Печорский уезд, с.Усть-Цильма. 1904 г. © РЭМ, 608-11.


«Калика перехожая». Архангельская губерния, Печорский уезд, с.Усть-Цильма. 1904. © РЭМ, 608-18.


Раскольничье кладбище. Архангельская губерния, Печорский уезд, с.Усть-Цильма. 1904. © РЭМ, 608-17.c


Молодки. Архангельская губерния, Печорский уезд, с.Усть-Цильма. 1904.  © РЭМ, 608-25.


Хоровод. Архангельская губерния, Печорский уезд, с.Усть-Цильма. 1904. © РЭМ, 608-15.