Пятидесятые, освоение Севера. Василий Надеждин
[ads_color_box color_background=»#7A231C» color_text=»#ffffff»]В проекте «Запечатлевшие время» наш журнал знакомит вас с наследием известных и не очень фотографов, в разное время – от дореволюционного до наших дней – снимавших жизнь региона, его людей, его достижения и беды. Проект «Запечатлевшие время» реализуется при содействии Национального музея Республики Коми.[/ads_color_box]
[ads_color_box color_background=»#eee» color_text=»#444″]Ухтинский фотограф, кинооператор и режиссер документальных фильмов, краевед Василий Петрович Надеждин (1912-1990) оставил богатое творческое наследие. В фондах Ухтинского краеведческого музея и Национального музея Республики Коми хранятся сотни его фотографий, негативов, кинопленок. Из этого наследия мы выбрали лишь несколько снимков, сделанных в 1950-е годы.[/ads_color_box]
Фото m.uhta24.ru
[ads_dropcap]В[/ads_dropcap] жизни страны 1950-е годы были во многом переломными. Смерть Сталина, демонтаж ГУЛАГа, начало «оттепели» и космической эры, масштабное освоение целины и природных ресурсов Севера… Для Коми АССР эти годы стали определяющими в ее дальнейшем экономическом и социальном развитии. Уже за время пятой пятилетки (1951-1955) в СССР намечалось увеличить промышленное производство аж на 70 процентов. Чтобы достичь этого, нужна была мощная сырьевая база. Важным регионом для ее пополнения стала территория Коми с ее запасами леса, угля, нефти и газа. По сравнению с отдаленными сырьевыми регионами, эти ресурсы были более доступны благодаря относительной близости к промышленным центрам страны и действующей Печорской железной дороге. К тому же еще с 1930-х годов силами заключенных здесь уже вовсю шла разработка природных богатств. Именно на дальнейшее их освоение были направлены десятки миллионов рублей капитальных вложений и организационные усилия партийных органов.
Помимо капвложений, для строительства новых промышленных объектов, разведки и разработки газонефтяных и угольных месторождений, нужны были рабочие руки, квалифицированные специалисты. При Сталине кадровая проблема решалась за счет лагерей, а с освобождением тысяч заключенных в середине 1950-х годов в республику хлынул поток вольнонаемных – по оргнабору, комсомольским путевкам или собственной инициативе, в надежде на хорошие заработки. Если, к примеру, в 1950 году в угольной промышленности республики работали 18 тысяч человек, то в 1958-м уже 39 тысяч. Любопытно, что по переписи 1959 года население республики составило 815 тысяч человек, это даже больше, чем сегодня – 813,5 тысяч!
Менялся и национальный состав региона: в предвоенном 1939 году коми составляли 72,5 процента всего населения, а в 1959-м уже 30,4 процента. Люди разных национальностей ехали на Север со всей огромной страны, в основном молодежь, их надо было обеспечить не только работой, но и жильем, построить объекты соцкультбыта. Поэтому невиданными темпами росли северные города Воркута, Инта, Ухта, Печора, появлялись новые поселки лесозаготовителей в южной части республики.
Промышленный бум 1950-х годов нашел отражение на страницах газет и журналов, в радиорепортажах и документальных фильмах тех лет. Свою весомую лепту в летопись освоения северного края внес и Василий Надеждин.
В Ухту (а точнее – в поселок Чибью) Василий Надеждин попал задолго до 1950-х. Родился он в 1912 году в деревне Ивановка Тамбовской губернии, в многодетной семье сельского священника, школу закончил в городе Козлове (с 1932 года – Мичуринск), здесь же работал художником-оформителем в НИИ плодоводства им. Мичурина и краеведческом музее.
Фотографией Василий Надеждин увлекся в 1937 году. Тогда он, конечно, не подозревал, где ему пригодится это ремесло. Уже на второй день войны Надеждина призвали в действующую армию. Сведений, где он служил, я не нашел, на сайте музея ГУЛАГа есть только информация, что 20 января 1942 года Надеждин был арестован. В краткой биографии Василия Петровича (серия «Краеведы Ухты») утверждается, что арестовали его «за неосторожные слова в адрес Сталина». Там же указывается, что Особым совещанием при НКВД СССР 16 сентября 1942 года он был приговорен по статье 58-10, часть 2 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы.
Срок Надеждин отбывал в Ухтижемлаге – сначала на общих работах, а с 1944 года расконвоированным фотографом, по некоторым данным – на ОЛПе №13 (Кирпичный завод на Ветлосяне).
После освобождения в 1951 году Василий Надеждин остался в Ухте и стал руководителем первого в городе фотоателье «Ухтинская центральная фотография «Динамо». Работники фотоателье снимали не только ухтинцев для документов и семейных альбомов, но и важные события в жизни города. Ухтинских фотографов приглашали для съемок и в другие города Коми. Поэтому Василию Надеждину удалось объездить и север, и юг республики, он сотрудничал с республиканскими газетами, его снимки публиковались в центральной прессе. Фотографии Надеждина можно найти и во многих буклетах, фотоальбомах, изданных в республике в 1960-1970-х годах, более двадцати его снимков есть в известном фотоальбоме «Коми – край мой северный».
Как фотографу-профессионалу Василию Надеждину хорошо удавались и пейзажные съемки, и портреты, и фоторепортажи. Тема индустриализации края при этом была для него основной. И не только на фотоснимках. В 1956 году при ЦДК нефтяников в Ухте организовали секцию кинолюбителей, и Надеждин стал ее руководителем. Благодаря шефам из «Ленфильма» ухтинцы получили широкопленочную камеру и несколько тысяч метров кинопленки, что позволило снимать документальные сюжеты на вполне профессиональном уровне. Надеждин при этом был, как правило, и оператором, и режиссером. Названия его киноочерков созвучны времени: «За технический прогресс», «Разведчики недр», «В глубь тайги», «Растут города Севера», «Шахтерская слава» и так далее. Некоторые из киноработ Надеждина даже были показаны на центральном телевидении.
В.П.Надеждин у вертолета МИ-1 на лежневой дороге близ Вуктыла, на буровой № 20. 1969 г. Фото из фондов НМРК.
В.П.Надеждин у себя дома. Конец 1980-х гг. Фото m.uhta24.ru
[ads_dropcap]Г[/ads_dropcap]ерои большинства фотографий и киносюжетов Василия Надеждина – нефтяники, газовики, шахтеры, геологи, буровики, строители, сельские труженики. Тема рабочего человека и его, как правило, героического труда была в те годы ведущей и в прессе, и в искусстве. Подавалась она, конечно, однобоко. Условия жизни рабочих – убогие бараки, общаги и коммуналки – в объективы фото- и кинокамер не попадали. Как не попадала на страницы прессы изнанка самого индустриального освоения Севера.
Это гораздо позже, в 1990-е, авторы «Истории Республики Коми» могли констатировать: «Уже в тот период становилось ясным, что экономика республики развивается непропорционально. Государство отпускало большие средства на освоение богатейших природных ресурсов, разведанных на ее территории. Таким образом формировалась по преимуществу ресурсодобывающая структура народного хозяйства Коми республики, что впоследствии породило многочисленные проблемы. Важнейшей среди них стала неблагоприятная экологическая ситуация, чрезмерная нагрузка на окружающую природную среду. Были, к примеру, вырублены огромные лесные массивы, а из-за отсутствия перерабатывающих предприятий значительные объемы древесины не использовались. Несоблюдение технологических требований при разработке нефтяных и газовых месторождений вызвали загрязнение больших земельных площадей, что при замедленных регенерационных процессах в специфических условиях Севера нанесло труднопоправимый ущерб природе».
В «перестроечное» время и сам Василий Петрович Надеждин, очевидно, уже иначе оценивал прожитые им и страной годы. В самом конце 1980-х он был в числе основателей ухто-печорского общества «Мемориал», хотя на этом поприще сделать что-то серьезное уже не успел – Василий Петрович Надеждин скончался в январе 1990 года.
Свой заметный след в краеведении Василий Надеждин все-таки оставил. Долгие годы он тщательно собирал по архивам, в том числе центральным, сведения и подлинные документы по истории освоения ухтинской нефти. Результатом этого труда стала небольшая, но очень содержательная книга «Колыбель российской нефти». Больше тридцати лет ее рукопись оставалась неизданной и вышла в свет лишь в 2005 году, сегодня став библиографической редкостью.
Евгений ВЛАДИМИРОВ
Разведочные работы на нефть и газ в районе Троицко-Печорска. Геодезист у нивелира. 1952 г.
Главный геолог Ухтинского территориального геологического управления А. Я. Кремс. 1960 г.
Сейсморазведка. 21-я партия в Троицко-Печорском районе. Палаточный поселок. 1958 г.
Цементирование скважины внутри буровой. Ухтинский район. 1952 г.
Продувка головной скважины близ Войвожа. Сосногорский район. 1952 г.
Наводнение в Ухте. 1952 г.
Первые архитекторы Ухты-каменной Н. П. Жижимонтов и П. К. Мурзин на постройке жилого дома на ул. Мира. Июль 1958 г.
Безкомпрессорная заправка автомашин непосредственно из газовых скважин. Карьер возле Нибели. Сосногорский район. 1951 г.
Начальник нефтешахты №1 Б.Ф. Харитоненко. Ярега. 1953 г.
Подземные работы на нефтешахте № 1. Ярега. 1953 г.
Отряд топографов. Троицко-Печорский район. 1952 г.