Иван Николайченко: «Театр вдохновляет и лечит»
Иван Николайченко еще студентом республиканского колледжа искусств вытянул счастливый билет – главную роль в спектакле «Ромео и Джульетта» театра драмы имени Виктора Савина. С тех пор он занял свое место в труппе, в его репертуаре больше десятка ролей в спектаклях драмтеатра и Молодежного театра Коми, в республике его уже знают как талантливого актера и востребованного ведущего. О том, как складывается его дорога в профессии, мечтах и увлечениях Иван Николайченко рассказал в интервью «Региону».
Фото Ивана Федосеева
– Когда поступал на актерское отделение в колледж искусств, мог ли ты подумать, что так быстро окажешься на профессиональной сцене?
– Вообще, да, была такая мысль. Но я изначально не хотел поступать в колледж, думал, зачем это среднее звено, после гимназии надо сразу идти на «вышку». Я, в принципе, так и сделал: поступил в Институт сценических искусств имени Петра Михайловича Ершова в Москве, но ушел оттуда, потому что поменялся мастер. В это же время в нашем колледже набирал курс Денис Александрович Рассыхаев, актер и режиссер нашего театра имени Савина. Я подумал, почему бы не попробовать, это очень хороший мастер, а от мастера в нашей профессии много зависит. Один из выпускных курсов Дениса Александровича несколько лет назад целиком взяли на работу в наш драмтеатр. Подумал: вдруг мне тоже повезет? Но, конечно, не загадывал, что это произойдет так быстро. Уже на первом курсе я принял участие в одном из проектов театра, и меня заметили, а потом режиссер Юрий Попов взял меня на роль Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта».
– Трудно было совмещать учебу и работу в театре?
– Я не скажу, что это было тяжело, потому что я занимался делом, которое мне нравится, и оттуда черпал энергию. Еще дирекция колледжа разрешила не посещать неспециальные дисциплины, то есть на некоторые предметы я ходил по мере возможности и сдавал зачеты и экзамены. 24/7 в течение трех лет – к этому режиму привыкаешь.
– Помнишь свои ощущения, когда только начинал работать в спектакле «Ромео и Джульетта»? И как ты теперь себя чувствуешь в этой роли?
– До сих пор для меня это тяжелая роль, очень трудный спектакль. Я тогда перешел на второй курс, ничего не умел, что там проходят. События, оценки, существование в таких мощных предлагаемых обстоятельствах – это было очень сложно. Но где этому учиться, как не на сцене? И это огромный плюс, что я учился профессии параллельно с такой серьезной сценической практикой. «Ромео и Джульетта» – моя лакмусовая бумажка: как я расту с каждым годом, свое развитие больше всего я вижу по этой роли.
Ромео («Ромео и Джульетта»).
– Из всех своих однокурсников ты один остался в театре. Думаешь, это везение?
– Мой путь в профессии можно сравнить с тем, как течет вода, – как будто все само собой происходит все время. Я не стремился в театр. Сначала собирался стать программистом, потому что им хорошо платят. Но так получилось, что проявил себя в театральном кружке в школе, еще в Затоне. А потом родители решили переехать в Сыктывкар, и мне надо было куда-то поступать. Выбирали лицей – технологический, технический… Физмат был в приоритете. Но получилось, что попал я в гимназию искусств. Это был восьмой класс. Я не хотел, вообще не хотел. Пришел даже не с начала года, и так все не нравилось, не хотелось ни с кем знакомиться, думал, уйду скоро. Но сцена, творческие проекты цепляли. Только на этом проучился в гимназии, спасала вторая половина дня, когда мы приходили в концертный зал. Так постепенно отсеклось все лишнее, и я попал в театр.
В спектакле «СКТВКР».
– Ты учился в Москве, когда-то хотел стать режиссером, сейчас уже этих амбиций нет? Не планируешь уехать из Сыктывкара?
– Амбиции были, может быть, и есть до сих пор. Но больше – осознание того, что не место красит человека. Сейчас всю свою энергию я направляю в творчество, пытаюсь разобраться в себе, а не думаю о том, где мог бы быть. За время работы я понял, в чем большие плюсы нашего театра. И самый важный – это замечательная труппа, с которой приятно и хочется работать, это люди, которые стали моей семьей. Я не знаю, как можно взять и уйти из театра.
Летом я поступил на заочное отделение актерского факультета Ярославского театрального института. Возлагаю большие надежды на это образование. Представляю, что педагоги ЯГТИ будут отслеживать и разбирать каждый мой выход, каждое мое действие, и мое погружение в профессию станет еще более глубоким.
– Спектакль «СКТВКР» Молодежного театра Республики Коми, в котором ты играешь одну из ролей, стал большим событием – впервые театр из Коми побывал на «Золотой маске». Что для тебя значит эта работа?
– «СКТВКР» – нашумевшая постановка отчасти из-за того, что ею открывался Молодежный театр Республики Коми. Тогда мы не знали, чего ожидать. Новый театр, новый режиссер из Питера, который будет ставить вербатим о нашем городе. Я немного видел вербатимов, только отрывками у Театра.doc, так что вообще не было представления, что это может быть. Приехал режиссер Максим Соколов, мы все его полюбили, и всегда ждем его снова. И все очень тепло относимся к этому спектаклю о нашем Сыктывкаре. Некоторые отмечают, что отношение к городу меняется, когда смотришь «СКТВКР». Даже у меня. Спектакль дает возможность увидеть жизнь других людей, их проблемы, которые они пытаются решить, им не все равно, они любят свой город. А потом мы попали в программу фестиваля «Золотая маска», пусть и во внеконкурсную. Сначала даже подумал, что это фейк какой-то. Это все шоком было уже до поездки в Москву, а когда приехали – нет слов, чтобы все описать.
Глов-младший («Игроки»).
Валентин («Валентинов день»).
– А тебе самому какой театр нравится? Может быть, есть любимый режиссер, или ты хотел бы сыграть в каком-нибудь конкретном спектакле?
– Мне очень запал в душу Шукшин, еще во время учебы много брал отрывков из его произведений. Когда-то я открыл для себя спектакль Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина» в Театре наций. Кажется, очень простая постановка, но как к ней готовились: ездили на родину Шукшина, снимали видеоматериал. И на сцене только экран – как панорама деревенской жизни, две скамьи и два актера – потрясающий дуэт Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова. Я бы сам хотел сыграть в спектакле по такому материалу, мне очень близки народная культура, фольклор. И я так рад, что наш спектакль «СКТВКР» начинается со звуков гармони – я играю на сцене на гармошке.
– В 24 года в твоей жизни есть место чему-нибудь кроме театра?
– Еще с гимназии я увлекался шахматами, футболом, хоккеем с мячом, конным спортом, живописью, музыкой. Я закончил музыкальную школу, и сейчас продолжаю осваивать новые инструменты: нашел в театре барабаны, бас-гитару, электрогитару. Может быть, иногда мне кажется, что жизнь скучна и однообразна – увлечений много, но времени на них совсем нет. Единственное, что удается – забежать в перерыве в гримерку, поиграть на балалайке. Очень хочется вернуться в конный спорт: я обожаю лошадей, люблю с ними общаться, найти контакт с совершенно другим, непохожим на тебя живым существом – это круто.
Шапкин («Гроза»).
– Не боишься, что такая востребованность на сцене, большая нагрузка могут привести к какому-то кризису, выгоранию?
– Был период, когда я думал: зачем я здесь, это никому не приносит пользу, вот медики спасают жизни, а я что? Но у человека кроме органов, которые надо лечить, есть душа, и ее тоже нужно спасать. Я по себе знаю, что такое катарсис. Даже когда смотришь спектакли в записи, чувствуешь очищение, обновление, это вдохновляет и лечит. Мне кажется, любому человеку, если поглотила рутина, очень важно пойти в театр, сходить на выставку, концерт. Это очень заряжает.
– Как семья относится к твоему выбору?
– Говорят, хочешь расстроить родителей – стань артистом. У меня такого не было, все меня поддержали, мама сама любит театр, очень много смотрит спектаклей. Для родителей было важно, чтобы я занимался тем, что мне нравится. А сам я думаю, что если это действительно твое, твоя профессия, то успех обязательно придет.
Беседовала Юлия ЛЕГОТИНА
Фото пресс-службы Академического театра драмы им. Виктора Савина