Не просто урокодатель

Иван Бобков – преподаватель истории и обществознания сыктывкарской школы №35. За девять лет преподавания он понял, что учитель по призванию – творец. В 2021 году он выиграл два всероссийских конкурса, получил миллионный грант и основал школьное телевидение.

УУМная победа

Требовать от семнадцатилетнего подростка выбрать дело всей жизни – головная боль большинства учителей. С профориентацией в школе большие проблемы, считает Иван Бобков.

Часто дети решают, кем им быть, очень поздно и с большим трудом. В школе хватает теории, но недостаточно практики, а школьные знания часто оторваны от реальной жизни. С этими мыслями историк принялся за создание школьного телевидения «СДШ», что расшифровывается как «специально для школы». Сначала в школе проводились мастер-классы от сыктывкарских журналистов и практические занятия по созданию репортажей от студентов СГУ. Затем Иван Бобков заявился на всероссийский конкурс молодежных проектов в рамках форума «Экосистема» – и выиграл его. Победа принесла проекту миллион рублей, на которые было закуплено современное оборудование для школьного телевидения.

Следующую победу Иван Бобков одержал на всероссийском конкурсе «Моя страна – моя Россия» в номинации «Моя педагогическая инициатива». Главная идея нового проекта – в создании в Сыктывкаре сообщества педагогов, которые занимались бы разработкой и внедрением технологий УУМов – универсальных учебных материалов для изучения предмета на двух уровнях: «мастер» и «ученик».

– В классе всегда разные дети. Некоторые могут выполнить программные задания без помощи учителя, для них и разрабатывается уровень «мастер». Для других подходит уровень «ученик». В нем задания идут с небольшими подсказками, наводящими вопросами, – объясняет Иван.

Педагог считает, что два уровня его методики не предел, но с таким делением уже можно говорить о какой-то дифференциации, которой в современной программе очень не хватает.
Вторая особенность УУМов – приобретение навыков работы с текстом. Статистика показывает, что определенный процент детей делает ошибки потому, что просто неправильно понимает задание.

– Задача современного учителя сводится к правильной организации учебного процесса. Главное не мешать, – убежден Иван Бобков. – Дети сегодня в состоянии самостоятельно добыть информацию, переработать и представить ее. Учителю нужно владеть разными методиками, просто трансляция знаний – устаревший поход.

Есть контакт!

К тому, чтобы стать учителем, Иван Бобков пришел осмысленно только на 5 курсе истфака, о педагогике в начале студенческого пути и не думал. А на пятом курсе случилась педпрактика в старших классах. Тогда Иван и понял, что вот оно, то самое дело жизни.

Выпускнику Сыктывкарского гос­университета, учителю-новичку Ивану Бобкову после приема на работу дали пятые и одиннадцатые классы.

– И для пятиклашек, и для меня это был новый этап жизни. Я только стал учителем, а они попали в новый для себя мир старшей школы. С 10-11 классами было сложнее, до меня у них было несколько учителей истории и «общества», и меня с ними сравнивали, – вспоминает он.

С кем-то удалось наладить контакт сразу, с кем-то для этого понадобилось время. Все дело, по мнению учителя, в балансе. Кто-то видит себя равным среди учеников, кто-то понимает, что он часть команды, но все-таки организатор процесса. Кто-то сразу начинает предъявлять определенные требования, забывая про мотивацию.

У любого возраста, считает учитель, есть свои приятные особенности. Со взрослыми ребятами ему интереснее в дискуссиях. Процесс организуется по-другому, когда учитель понимает, что в классе есть на кого положиться. В работе с 5 классами тоже есть определенные преимущества. Как правило, они как губки впитывают без остатка все, что говорит учитель. Но и в таком юном возрасте бывают ребята, которые поражают интеллектом. Однажды пятиклассник в самом начале курса обществознания рассказал Ивану об инвестициях, причем самостоятельно изложил термин почти как в учебнике.

Одна команда

Формулу «Дети и учитель – одна команда» Иван Бобков освоил еще школьником в городе Коряжма. Его учитель физкультуры Александр Владимирович Подоров – не просто урокодатель с журналом под мышкой и свистком на шее, а настоящий друг.

– Сегодня учитель должен быть на одной волне с учениками, следить за трендами, соцсетями, при этом его профессиональное развитие должно быть непрерывным. Я умудряюсь за полгода проходить по три курса повышения квалификации. Раньше все ограничивалось вузовским дипломом, сегодня мы понимаем, что нужно все время расти, – говорит Иван Бобков.

При гармоничном управлении процессом пресловутые отчеты не отвлекают от полноценного общения с детьми. Иван пришел к этому не сразу, поначалу без опыта было сложно, потом начал правильно расставлять приоритеты в пользу результатов учеников.

– Главное – дети и их результаты. А все остальное – инструменты. Для хороших учителей важны не знания самих предметов, а умения, которые ученики получат на уроках и пронесут через всю жизнь, – рассуждает историк. – У выпускника школы должно быть сформировано уважительное отношение к окружающим, к семье, к своей малой родине и критическое мышление.

Другая скорость

Век двадцать первый – цифровой. В школе принято с опаской относиться к гаджетам в руках ученика, педагоги старшего поколения с неохотой осваивают новые технологии.

– Не надо считать технологии каким-то врагом. Наоборот, учителю нужно стараться использовать их с максимальной пользой для образовательного процесса. Давайте вспомним всем известные Zoom и Skype, которые так всех спасли в период пандемии, – говорит Иван Бобков.

Постоянное взаимодействие с интернетом повлияло на умение детей работать с информацией. Раньше все учились в библиотеке, по энциклопедиям. Сейчас дети говорят: «Зачем учить, если я знаю, где это можно быстро найти». Телефон сопровождает нас везде, мы засыпаем и просыпаемся с ним, он наша библиотека сегодня. Тяжело приходится как раз библиотеке, которой нужно быть конкурентной. Каждый учитель должен понимать, что изменения в окружающем мире стремительны, и с этим нужно работать не в ущерб образованию, а на его пользу.

Как одну из побочных особенностей «цифрового поколения» Иван Бобков называет неумение вычленять из текста нужную информацию. Чтобы материал был усвоен, учителю приходится где-то добавлять больше иллюстраций, где-то включить небольшой видеофрагмент.

– Если бы я пришел со своими наработками, с которыми вел урок у 5 класса в 2013 году, к сегодняшним пятиклассникам, урока бы просто не получилось. Детям было бы просто скучно, а это самое страшное, – объясняет Бобков.

Зато у таких детей есть своя «суперспособность» – скорость. Они оперативные, удивляют быстротой в поиске информации и в формировании ответа, потому что выросли в мире с сумасшедшим темпом изменений.

Быть творцом

На вопрос, что больше всего нравится в профессии, Иван Бобков не задумываясь отвечает: «Творить!».

– Профессия учителя – это творчество, по-другому никак, – говорит он. – Человеку, который не считает себя творцом, который не погружается в профессию, в школе будет очень сложно.

Многих его коллег в школе удерживает именно вдохновение, страсть к творчеству. Сегодня она подкрепляется и материально. Зарплата учителя напрямую зависит от вовлеченности и готовности к функционалу, который может предложить школа. Есть одно «но» – пропасть в зарплатах у региональных учителей и их коллег из больших городов. Ее, по мнению Ивана, не должно быть, ведь учителя везде делают абсолютно одну и ту же работу. Однако тем, кто выберет школу как любимое место работы, историк советует быть смелыми:

– В своих действиях, поступках, в принятии решений. У меня были советчики, которые говорили: «Может быть, все-таки не в школу?» Я рад, что послушал себя.

– Изменили бы что-то в программе по истории? – спрашиваю молодого учителя.

– Да. Я считаю, что изучение любого события должно происходить не только через оценку государства, но и сквозь призму жизни обычного человека. Нужно дополнять историческое содержание именно человеческой историей. Например, как жил солдат на фронте в годы войны или как жила его жена в тылу. Речь идет как раз не об известной и всем понятной личности главнокомандующего или руководителя государства, а о простом человеке. Как жил в том или ином году крестьянин, крепостной, какой у него был экономический уровень, из чего состоял его день, что он ел на обед, какой был уровень образования. История – очень сложная область, которая требует понимания с разных точек зрения. Говорят, историю пишут победители. Я бы с этим поспорил, – говорит Иван Бобков.

Василиса РОМАНОВА

Фото из личного архива героя публикации