Радость в движении

Надежда Усова: «Будущее фитнес-индустрии – в паритете государства и бизнеса»

Первому в Сыктывкаре фитнес-центру «Здоровье» в этом году исполнилось 17 лет. Какое место центр занимает сегодня на рынке фитнес-услуг, как будет развиваться эта индустрия в ближайшем будущем и как на нее повлияла пандемия, «Региону» рассказала исполнительный директор комплекса Надежда Усова.

– Надежда Анатольевна, как в условиях пандемии может развиваться индустрия фитнес-услуг?

– Действительно, период пандемии – это серьезное испытание для рынка фитнес-услуг. В целом он просел больше чем на сорок процентов. Несмотря на часть снятых ограничений, количество продаж и средний чек так и не приблизились к докризисным показателям. Сегодня в центр «Здоровье» вернулись лишь около 60 процентов активных клиентов. Мы всем продлили действие карт и абонементов.

Во время самоизоляции именно фитнес-инструкторы первыми ушли в онлайн-пространство, стали работать в частном порядке, без посредничества работодателя. Но нам в условиях локдауна удалось сохранить коллектив и выполнить все социальные гарантии перед своими работниками – и это при полном отсутствии дохода и увеличении издержек, в том числе на дезинфекционные мероприятия.

– Повлияла ли пандемия на цены на фитнес-услуги?

– Безусловно, финансовая стабильность любой компании во многом зависит от умения выбирать и реализовать модель ценообразования. Когда мы принимаем решение о стоимости услуг, то не просто изучаем цены своих прямых конкурентов и тренды потребительского рынка, а ориентируемся на реальные доходы населения. Поэтому было принято непростое решение, и сегодня цены на услуги центра «Здоровье» зафиксированы на уровне 2019 года.

– Как изменились ваши услуги, какие программы сейчас пользуются наибольшим спросом?

– Во время карантина мы вводили онлайн-тренировки, но оставлять этот формат после открытия посчитали нецелесообразным. Конечно, в условия всеобщей цифровизации это направление можно развивать, но клиенты любят приходить в центр «Здоровье», общаться, а некоторые тренировки просто невозможны без специального оборудования. Поэтому эта тема пока в категории «оценить, просчитать». Что касается наших услуг, то здесь я бы отметила их постковидную трансформацию: сегодня мы готовы предложить нашим клиентам оздоровительно-реабилитационные программы с элементами дыхательной гимнастики – йогу, Pilates, Stretch.

Предпочтения клиентов меняются. Уже сегодня к нам приходят «зуммеры» – это современная молодежь, представители «цифрового поколения», которые не готовы тратить много времени, чтобы сравнить условия фитнес-клубов и выбрать подходящий по интересам и цене. Поэтому, чтобы оставаться в тренде, нам необходимо предугадать желания клиентов и улучшить продукты. Молодое поколение ценит результат и положительные эмоции. Поэтому нашим рекламным полем становятся соцсети, где мы стараемся создать дружелюбную атмосферу тренировок. Ценится индивидуальный подход. Важную роль играют персональные инструкторы, которые могут дать консультации, в том числе по питанию, снять психологическое напряжение. Особое место занимает профессиональный медицинский персонал.

После тяжелых силовых тренировок необходимо расслабить мышцы. Немногим захочется бежать на другой конец города, чтобы пройти релакс-процедуры. У нас в клубе есть возможность поплавать в бассейне, посетить сауну, а это дополнительная статья дохода.

– Что в целом нужно сделать, чтобы бизнес был успешным, особенно в условиях жесткой конкуренции?

– Тут я бы выделила несколько основополагающих постулатов. Во-первых, это качественная, безопасная, оптимальная с точки зрения цены и комплексности услуга, а также выстраивание конструктивных отношений с партнерами и клиентами. Я уже затрагивала тему потребностей молодого поколения, которым важны свобода выбора и возможность постоянно пробовать что-то новое. Мы знаем и готовы к тому, что их потребление становится все более дискретным, молодежь все реже готова приобретать полугодовые или годовые клубные карты, они платят только за те услуги, которые точно будут им нужны, и не хотят переплачивать за то, чем пользоваться не будут.

Второй постулат – все для клиентов, а они сейчас в хорошем смысле этого слова избалованные. Им нужен мгновенный ответ консультанта на любой вопрос в социальных сетях. И это правильно: фитнес-услуги сегодня предлагают многие, что-то не понравилось – уйдут к конкуренту. Поэтому важно обеспечить обратную связь, отслеживать отзывы, применять индивидуальный подход, сделать страницы в социальных сетях удобными, информативными. И, конечно, поощрять постоянных клиентов. Один довольный клиент приведет несколько новых. Чем больше клиентов, тем стабильнее бизнес.

В-третьих, важны подбор и мотивация персонала. Отрасли фитнес-услуг катастрофически не хватает профессиональных кадров. В лучшем случае в фитнес-индустрию приходят тренеры из спорта, квалификация и навыки которых заточены, как правило, на высокие достижения. Приходится тратить много ресурсов на переобучение сотрудников. Что касается персонала Центра «Здоровье», их основные качества – надежность, отзывчивость, убедительность.

Ну и, конечно, надо постоянно двигаться вперед. Если не делать ничего для развития бизнеса, он просто перестанет существовать.

– Большие фитнес-центры или маленькие студии – что лучше?

– Не хочу повторять стандартные фразы о вовлечении и мотивации к занятию спортом. Это безусловно важно. А что нас побуждает к занятию спортом? Только наша осознанность! Выйти из зоны комфорта, стряхнуть апатию и лень не всегда просто. Тонуть в социальных сетях, как ни парадоксально, намного приятнее! При этом опрометчиво думать: все, что связано с богатым потребителем, априори приносит большую прибыль. Вполне возможно, что при правильном выборе целевой аудитории, оснащении современным инвентарем и тренажерами, привлечении в команду инструкторов-профессионалов небольшая студия будет успешна. Конечно, фитнес-клуб с бассейном — это большое преимущество для клиента. Из-за удобного расположения в центре города у нас исторически сложились достаточно разные группы посетителей. Поэтому есть определенное время посещения, отличное от других клубов и студий. Есть утренние пики, когда Центр посещают клиенты «серебряного возраста» и мамы с малышами. Дневное время – время детского фитнеса. Вечер — для тех, кто приходит к нам после работы. Мы учитываем эти нюансы. Для нас в приоритете не количество проданных клубных карт, а количество клиентов. Поэтому сочетаем и клубную систему, и продажу абонементов на отдельные занятия. Мы с 2004 года накопили бесценный опыт работы, сегодня «Здоровье» – это атмосферный клуб, где услуги готовы предложить уже малышам с трехмесячного возраста. А самому возрастному нашему клиенту – более 80 лет.

– Сколько раз в неделю нужно заниматься спортом, чтобы быть здоровым и хорошо себя чувствовать?

– Это очень индивидуально и зависит от того, кто какие целевые ориентиры для себя ставит. Более 65 процентов наших посетителей – женщины. А прекрасная половина всегда ориентирована на создание красивого тела. Чаще их выбор падает на кардиотренировки или групповые и индивидуальные занятия с тренером – это, как правило, 2-3 раза в неделю. Некоторые из них добавляют к этим тренировкам плавание, сауну, посещение массажного кабинета. Сегодня мы оцениваем целесообразность введения такой процедуры, как прессотерапия.

– Что Вы посоветуете родителям, которые хотят, чтобы их дети были развиты физически? С какого возраста лучше отдавать ребенка в студию и на какие занятия?

– Думаю, все родители желают, чтобы их дети были физически активными. Любой спорт вырабатывает характер, ответственность и дисциплинированность. Есть общепринятые рекомендации, которые не стоит игнорировать. Так, развивать гибкость можно с ранних лет, а выносливость, напротив, развивается постепенно. Поэтому прежде всего надо внимательно присмотреться к малышу, к его характеру, темпераменту, телосложению, интересам. При этом мы всегда рекомендуем пройти консультирование и тестирование у нашего штатного педиатра. По ее наблюдениям, 40 процентов детей, прошедших обследования, имеют избыточный вес, сколиоз. Именно она подскажет, какие виды спорта пойдут на пользу, а какие противопоказаны. Сегодня мы готовы предложить для детей такое направление, как корригирующая гимнастика – это занятия и в бассейне, и в спортивном зале. Такие группы на протяжении всего времени курируются врачом, проходят постоянные промежуточные тестирования детей.

Что касается остальных направлений, в центре «Здоровье» под руководством опытных тренеров-педагогов детям будет интересно заниматься и в группах по обучению плаванию и единоборствам, художественной гимнастике и йоге, большому теннису и танцам. Летом, когда у нас работает детский оздоровительный лагерь, детки с удовольствием занимаются всеми видами спорта, многие потом делают для себя выбор на весь год.

– Как, на Ваш взгляд, будет развиваться рынок фитнес-услуг? Насколько важна роль государства в развитии этого сегмента?

– За последний год фразы «крепкое здоровье», «здоровый образ жизни» получили совершенно особую ценность и пробудили интерес населения к занятию спортом. Индустрия фитнеса — это не просто дух времени, она обладает огромными возможностями благодаря современной материально-технической базе, квалифицированным кадрам, гибкому режиму работы, продуманной пиар-кампании. Ее потенциал в деле оздоровления населения во многом недооценен. До настоящего времени к таким центрам, как «Здоровье», относятся исключительно как к коммерческим структурам, хотя именно спортивно-оздоровительные услуги являются той сферой, где возникает паритет государства, бизнеса и потребностей горожан.

За последние годы на федеральном уровне в области здорового образа жизни приняты важнейшие документы – концепции, стратегии, ряд федеральных законов. Дело за малым – грамотно встроить в эту систему коммерческие спортивно-оздоровительные клубы. К примеру, неплохой симбиоз на региональном уровне можно разработать, синхронизируя мероприятия национальных проектов «Демография» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В этом случае удастся одновременно решить две задачи – поддержать малый бизнес и повысить процент граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.

Еще пример. Программа кешбэка за путевки в детский лагерь в 2021 году – отличная идея, реализованная на федеральном уровне. Единственное «но»: под эту программу не попали спортивные оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей. А зачастую родителям удобнее отдавать детей в такие лагеря, мы знаем это по многочисленным отзывам. Целый день они находятся под присмотром, развиваются, оздоравливаются, получают новые знания и навыки. Почему бы не ввести с 2022 года на региональном уровне программу кешбэка для таких лагерей?

Честно говоря, я не могу сказать о быстром восстановлении спроса на фитнес-услуги, возможно, что ковид еще несколько лет будет влиять на выбор людей. Одним из факторов, который повысит доступность спортивно-оздоровительных услуг для населения, станет специальный налоговый вычет. Граждане с 2022 года смогут вернуть до 15 600 рублей в год, это нововведение позволит снизить затраты на занятия спортом для себя и несовершеннолетних детей.

– В чем Ваши сильные и слабые стороны как руководителя?

– Как ни парадоксально, это одно и то же качество. Я жесткий руководитель, ориентированный на достижение результата. Я могу и умею работать в режиме многозадачности, но всегда важно понять, какое решение принесет наибольшую ценность, и сосредоточить все свои усилия на нем. Я всегда стараюсь создавать комфортную рабочую атмосферу, мотивируя коллег на командную работу. Однако никогда не смогу заставить сотрудника работать, если он сам не увлечен и не заинтересован в этом. Есть принципы, через которые я никогда не переступлю. Любой имеет право на ошибку, но когда ошибки переходят в систему – значит, человек не из команды.

– Какие планы на будущее? У Вас есть мечта, которая кажется несбыточной?

– Для меня мечта тождественна цели. Поэтому не трачу время на фантазии об идеальном иллюзорном мире. Я получаю огромное удовольствие от своей работы. Сейчас мне нравится возглавлять команду единомышленников – проводников здорового образа жизни. Многие думают, что если изменить себя внешне, жизнь тоже станет лучше. Бывает, к нам приходят клиенты в состоянии депрессии, начинают активно, а главное систематически заниматься спортом – и проблемы отступают, они психологически разгружаются, начинается новый виток активности. Так что мое золотое правило – радоваться каждому дню в движении!

Беседовала Вероника НОВИКОВА

Фото Сергея Зиновьева и пресс-службы фитнес-центра «Здоровье»