С третьей попытки

К успешному бизнесу Павел Бабенков пришел через неудачный опыт

То, что большинство первых бизнесов заканчиваются провалами – факт известный. Сыктывкарец Павел Бабенков убедился в этом на своем опыте. Пережив первые неудачи, он стал основателем популярных в Сыктывкаре мест отдыха и теперь преподает студентам основы бизнеса.

Лиха беда начало

История успеха Павла Бабенкова началась в далеком 2009 году с интернет-витрины товаров и услуг. Тогда Павел был девятнадцатилетним студентом Сыктывкарского госуниверситета. В компании работали двое: программист и девушка, которая обзванивала магазины. Витрина работала по принципу яндекс-маркета, только хорошо заработать на этом не получилось. Людям в то время было трудно объяснить, как такими сайтами пользоваться и зачем это вообще надо. Интернет-витрину пришлось закрыть.
В университете Павел учился по специальности «менеджмент». За время учебы дважды ездил в Америку по программе «Work and travel». Там, впрочем, работал не менеджером, а поваром, официантом, барменом, портье. Из этого американского опыта извлек свой плюс: по возвращении домой тоже захотелось открыть какой-нибудь общепит. Денег на открытие не хватало, пришлось поработать в найме, в отделе аренды крупного торгово-развлекательного центра. Там Павел дошел до максимальной зарплаты и взял крупный потребительский кредит. На эти деньги в центре Сыктывкара, «на кольце», открыл булочную «Bonape». Но и вторая бизнес-попытка успеха не принесла.

Из своих неудач Павел сделал важные выводы. Он считает, что при написании бизнес-плана вопрос должен стоять не в том, как больше заработать денег, а как избежать провалов. Секрет успеха – просчет потенциальных рисков. Чем больше их удастся спрогнозировать и расписать для них алгоритм действий, тем успешнее будет бизнес. Павел уверен, что от того же самого коронавируса для бизнеса есть лекарство. Называется оно «финансовая подушка безопасности». Еще один залог успеха – финансовая грамотность. Этот урок он получил, когда продал булочную. Аренда занимала слишком большую долю в товарообороте. «Просчитали бы заранее, открылись бы успешнее в другом месте», – делает вывод Павел.

Важна каждая мелочь

Сменив булочную на магазин разливных напитков, начинающий бизнесмен достиг первого успеха.
– У меня был рекорд. Однажды я поработал продавцом 45 дней подряд по 12 часов. Пришлось досконально разобраться в разновидностях напитков и их продаже. За это время прописал все возможные скрипты в общении с покупателями. Так магазин успешно проработал шесть лет. Потом я продал свой первый успешный бизнес и на вырученные деньги купил колонки для клуба «Синдикат» – рассказывает Павел.
Вскоре Павел Бабенков открыл новое место отдыха – «Ешь, пей», за ним «Барбадос» и нынешним летом – «Синдикат».

– В бизнесе меня привлекает новизна. Моя страсть – новые проекты. Можно позиционировать себя как крутого ресторатора, который лучше всех разбирается в напитках и их подаче. Но это не про меня, я не разбираюсь в этом лучше всех. Мне не хочется строить гигантскую корпорацию для отдыха, мне интересно знакомиться с новыми форматами, – говорит Павел.

Все заведения Павла и правда разные: одно посвящено мононапитку, другое коктейльное, третье – танцевальное. Секрет каждого – в особых «точках» контакта с гостем. У заведений Павла таких «точек» около девяноста, начиная с того, насколько удобно будет сидеть гостю, нужной ли температуры принесут кофе, и заканчивая тем, как к посетителю обратится официантка. Все это важно контролировать.

Чтобы девушки не стеснялись

Новое место для отдыха сыктывкарцев – многоформатный клуб «Синдикат» – Павел открыл в помещении бывшей фабрики «Комсомолка». В разное время суток помещения клуба могут работать как разные площадки. В пятницу вечером тут дают джазовый концерт или стендап, а после ждут гостей на вечеринку с диджеем. Днем никогда не откажут в площадке для лекций, выступлений, квизов.

Несмотря на то, что это уже третий бизнес-проект Павла, без открытий не обошлось и тут. Во всех предыдущих заведениях не нужен был арт-директор. Гости и приходили сами, и сами себя развлекали. В «Синдикате» дошло до смешного. Оказывается, в клубах, чтобы девушки не стеснялись танцевать, нужно их «растанцовывать». Для этого другие, специально нанятые, девушки заполняют танцпол.
– Получается, нужно искать девушек, которые будут танцевать для девочек, которые специально пришли потанцевать, но стесняются начинать первыми, – удивляется Павел Бабенков.

Следовать правилам

Помимо постоянного контроля процессов своего бизнеса, Павел Бабенков преподает в своей alma mater – Сыктывкарском университете. Ведет основы бизнеса для студентов того же направления, на котором когда-то учился сам. Старший преподаватель-предприниматель Павел Сергеевич Бабенков дает три пары в неделю и получает за это примерно столько же, сколько составляет средний чек в его заведениях в пятничный вечер. Кроме теории, он знакомит студентов с действующими предпринимателями, которые построили свой бизнес с нуля. «Когда я учился, мне самому не хватало общения с практиками», – поясняет он. Для себя Павел Бабенков вывел пять правил ведения бизнеса и теперь рекомендует их всем начинающим предпринимателям:
– брать ответственность за все, что происходит в твоей жизни;
– смотреть на бизнес с разных ракурсов: со стороны науки, маркетинга, менеджмента;
– следовать базовым правилам финансовой грамотности;
– не брать кредит, если доход не покрывает проценты по нему;
– следовать правилам и не унывать!

Василиса РОМАНОВА

Фото предоставлено П.Бабенковым

«Синдикат». +7 (8212) 55-88-94, ул. Первомайская, 92

«Барбадос». +7 (8212) 55-67-65, ул. Куратова, 4

«Ешь, пей». +7 (8212) 56-44-34, Октябрьский пр., 51

Проект «История успеха» осуществляется при поддержке Центра делового сотрудничества г. Сыктывкара.