Измаил Ефимов. От классики к эксперименту

Журнал «Регион» продолжает знакомить вас с творчеством художников-этнофутуристов финно-угорских регионов страны. Сегодняшняя публикация посвящена известному живописцу и графику Измаилу Варсонофьевичу Ефимову из Республики Марий Эл. Его знают далеко за пределами родной Марий Эл. И не только в финно-угорском творческом сообществе. Его произведения хранятся в музейных коллекциях регионов России, Финляндии, Испании, Венгрии, Эстонии, Швейцарии. А сегодня его полотна экспонируются даже в далеком Катманду, столице Непала.

Звания Измаила Ефимова впечатляют. Народный художник Республики Марий Эл, заслуженный художник Российской Федерации, почетный член Российской академии художеств… А еще в биографии Измаила Варсонофьевича есть необычная и крайне почетная должность – герольдмейстер при Президенте Республики Марий Эл. Ее он замещал с 1997 по 2011 год, став уникальным экспертом в области геральдики и автором государственного герба и флага Республики Марий Эл, штандарта и знака президента республики, эскизов гербов районов Марий Эл и семейных династий. В официальную символику своего региона Измаил Ефимов органично ввел элементы традиционного орнамента и даже предметы хозяйственного обихода. Так, на гербе Новоторъяльского района республики изображена дуга конской упряжи с марийским орнаментом, на гербе Кокшамарского сельского поселения – марийские гусли, а на главной эмблеме Параньгинского района красуется подкова. Некоторые из его геральдических работ украшает марийский крест – символ солнца, мироздания и непрерывного течения жизни.
Измаил Ефимов – коренной мариец, родился в 1946 году в Горномарийском районе тогда еще Марийской АССР. Получил профессиональное образование, окончив Казанское художественное училище и Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Творческий путь художника начался с академического реализма. Тема деревенской жизни, фронтовых будней, родной природы и быта односельчан – вот что в первую очередь волновало живописца в 1970–80-х годах. Но затем, с подъемом финно-угорского общественного движения и формированием у зрелого мастера своего взгляда на национальное в искусстве, начались поиски новых творческих воплощений, которые сам автор называет «экспериментами»:
– Этнофутуризм – не мое изобретение. Обращение художников к этническим традициям происходило и происходит во всём мире. Современные выставочные пространства, их доступность, технологии демонстрации произведений в ХХ веке сильно изменили подходы к формированию художественной среды и соответственно стилистики, пластического языка новых произведений. К счастью, я вовремя осознал бесперспективность работы над произведениями академического или «музейного» толка, – говорит художник.


Так от сюжетного реализма Измаил Ефимов перешёл к абстрактно-символическим работам с флористическими мотивами, антропоморфными и зооморфными образами, полуфантастическими персонажами. Его знаменитые картины носят философские названия: «Уходящее наследие», «Образ мироздания», «Дух плодородия», «Явление первопредков»… В работах часто присутствует тема единства Вселенной, истории и древних мифологических и этических представлений народов. Эти мировоззренческие принципы сложились в жесточайшей ежедневной борьбе за выживание, в условиях гармоничного сосуществования с природной средой – и эта борьба в той или иной форме будет продолжаться всегда. Это одна из философских линий творчества художника, которую он проносит из картины в картину.


Вглядываясь в мастерски выписанные композиции, зритель пытается разгадать их символизм, находя не только финно-угорские мотивы, но и связующие образы из культур народов Востока и даже Северной Америки. Однако сам художник утверждает, что в его работах нет иллюстративной привязки к фольклорно-этнографическим материалам конкретных народов, хотя он в свое время активно изучал финно-угорское архаическое наследие. Эти знания помогают Измаилу Варсонофьевичу свободно импровизировать в поиске новых пластических решений.
Новые решения рождались и на площадках этнофутуристических симпозиумов, проходивших в 2007–2020 годы в Удмуртии, Татарстане, Финляндии… Один из них в 2018 году состоялся в Коми, на территории Финно-угорского этнокультурного парка в селе Ыб. Вместе с коллегами-художниками из регионов России, а также Финляндии и Эстонии Измаил Ефимов в течение десяти дней создавал арт-объекты. В результате в подарок нашей республике остался его диптих «Диалог с Кандинским в Коми».

В последние годы взаимодействие с коллегами-этнофутуристами сводится больше к общению в Интернете, да и подобные межрегиональные пленэры стали проводиться все реже. Причина тому – и в пресловутой пандемии, и в некотором спаде активности этнофутуристического движения и вообще актуального искусства, считает художник.
– Я бы сказал, что не только в этнофутуризме, но во всем изобразительном искусстве России наблюдается процесс упадка, – размышляет Измаил Варсонофьевич. – Многие художники и культурологи видят в наших работах только экзотическую, фольклорно-этнографическую, декоративную сторону, игнорируя вневременную содержательную направленность наших творческих поисков. Сам этнофутуризм возник как форма протеста официальному искусству периода 1980–1990 годов, как отказ от популярных этнографических картинок на «народные темы», от иллюстративных рисунков к фольклорным преданиям и легендам. И сейчас для его развития нужны широко мыслящие, смелые профессиональные художники, преодолевшие тягу к салонным имитациям «народной жизни».
На вопрос, каковы перспективы у этнофутуризма, Измаил Варсонофьевич отвечает:
– Колоссальное наследие материальной культуры наших народов – это неисчерпаемый источник для художественного творчества и самых дерзких идей. Большие возможности в этом вижу в монументальной пластике и декоративно-прикладном творчестве. Примеры многообразия «этнического» искусства во многих странах подтверждают: у этнофутуризма, без сомнения, есть будущее.
В свои 75 лет у Измаила Ефимова немало творческих идей. Сейчас он работает над картиной «Маскарад ряженых» – уже в стиле реализма – гротеск на тему имитации фольклорных праздников. А еще в его планах – участие в выставке в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге к 300-летию Геральдической службы России.

Анна БАЖЕНОВА

Проект «В стиле этно» реализуется при содействии филиала ГРДНТ им. В.Д. Поленова
«Финно-угорский культурный центр Российской Федерации»

Государственный флаг Республики Марий Эл с солярным знаком принят
в 2006 году. Его автор И.В. Ефимов.

Герб Новоторъяльского муниципального района РМЭ, 2006 г.

Память сердца. 1991 г.

Наш спутник. 1996 г.