Василий Игнатов, московский коми художник

В феврале этого года исполнилось 100 лет со дня его рождения

Василий Игнатов – один из самых известных и узнаваемых коми художников, работавший в области станкового искусства, сценографии, книжной иллюстрации, мультипликации и создания диафильмов. Он учился, работал и умер в Москве, но его картины посвящены родному Коми краю, мифам, истории и фольклору коми. Написанные в прошлом веке, они остаются современными и сегодня.

Из Усть-Усы – в Москву

Уроженец сыктывдинского села Зеленец Василий Игнатов родился 14 февраля 1922 года. Помимо него, старшего и единственного сына, в семье росли шесть сестер. Отец многодетного семейства Георгий Михайлович Игнатов участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах, был коммунистом, подвергался репрессиям и умер в возрасте 93-х лет в конце 1980-х в Подмосковье. В 1933 году семья Игнатовых, сдав в колхоз лошадь и весь сельхозинвентарь, перебралась в Сыктывкар. В городе Василий прошел два класса школы, и в 1937 году впервые участвовал в художественной выставке, посвященной ХХ годовщине Октябрьской революции. Затем отца направили на работу директором консервного завода в Усть-Усу, с ним переехала семья. Там Василий Игнатов закончил семилетнюю школу.


Параллельно работе Георгий Михайлович Игнатов учился в Москве в Комвузе имени Якова Свердлова. В 1937 году он, будучи в столице, зашел в Московское областное художественное училище памяти 1905 года, чтобы показать творческие работы сына. Картины юного художника из глубинки понравились преподавателям, и Василия пригласили на учебу. Коми парень прошел творческий конкурс и поступил в училище. Он учился в классе живописи академика Василия Бакшеева и стал одним из его любимых учеников. По ходатайству начальника Управления по делам искусств Коми АССР Серафимы Поповой Василий Игнатов получал именную стипендию. Однако завершить учебу удалось не сразу. В 1940 году Василия (тогда уже студента четвертого курса) призвали в армию, а вскоре началась война.

В прожекторном полку

Василий Игнатов служил в прожекторном полку, входившем в Московский фронт противовоздушной обороны, ловил лучами прожекторов совершавшие налеты на город немецкие самолеты. В архиве Национальной галереи Коми хранятся его рукописные воспоминания о военном времени.


«Я служил в первом прожекторном полку с 1940 года, – писал Василий Игнатов. – Когда началась война, то сразу же был образован Московский фронт противоздушной обороны. На расстоянии 60 км от Москвы прожекторные части образовали световое прожекторное поле (кольцо). За ним располагались зенитные части. Противоздушная оборона была непосредственно над Москвой. Небольшие прожекторы были установлены на крышах домов. Аэростаты – заграждения, установленные на разных высотах, отпугивали немецкие самолеты от прицельной бомбежки.
22 июля 1941 года, ровно через месяц после начала войны, фашистские самолеты совершили первый налет на Москву. Ночь была тихая, низкая облачность, немецкие самолеты шли волна за волной. Мы светили, искали их, но мешали облака: все было светло, как днем, а поймать в луч ни одного самолета не смогли. Горечная была для нас эта ночь… В 1943 году немцы еще пытались делать налеты из «Фау-1», «Фау-2», нам дали крупнокалиберные пулеметы – они низко летали. Советская армия быстро гнала на Запад фашистские войска. Еще одна попытка уничтожить Кремль была в 1944 году. Днем Ю-88 прокрался на большой высоте и сбросил торпеду на Кремль, но не попал, а разрушил целый квартал около Серпуховской площади».


Войну Василий Игнатов закончил в звании лейтенанта, был награжден медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», орденом Отечественной войны II степени.
Тема войны, однако, не заняла ведущее место в творчестве художника. В Национальной галерее Коми есть только одна из немногих картин Игнатова на военную тему – «Подвиг В.П.Кислякова», посвященная Герою Советского Союза – уроженцу республики.

Мультипликатор
и иллюстратор

Доучивался Василий уже после войны, в 1947 году получил диплом об окончании училища и направление в вуз. Но вернулся в Сыктывкар и в 1947–1948 годы работал директором художественного музея в Сыктывкаре (ныне Национальная галерея Коми). При его непосредственном участии и как организатора, и как автора произведений прошла республиканская художественная выставка 1947 года.
В 1948 году Василий поступил во ВГИК – Всесоюзный государственный институт кинематографии. Учился на художественном факультете у Юрия Пименова и Григория Шегаля. «Искусство мультипликации в те годы завоевывало признательность и популярность, притягивало взоры творческой молодежи, имело свою художественную специфику, которая в дальнейшем оказала влияние на все творчество В.Г. Игнатова», – пишет в очерке о художнике заместитель директора Национальной галереи Коми Людмила Кочерган.


ВГИК по специальности «художник-постановщик рисованного фильма» Василий Игнатов окончил в 1954 году с отличием. Остался в Москве, сотрудничал со студиями «Союзмульт-фильм» и «Диафильм». В качестве художника-постановщика он сделал мультфильмы «Петушок – золотой гребешок», «Гадкий утенок» и «Украденный месяц». Участвовал в создании многосерийного мультфильма «Маугли». Также он автор двадцати трех диафильмов по сказкам народов мира (японская, грузинская, английская, немецкая, чувашская, якутская и коми сказка «Девочка с веретенце»).
Уже в 1956 году Василия Игнатова приняли в Московское отделение Союза художников СССР, все последующие годы он занимался творческой работой. Иллюстрировал и оформлял книги для разных издательств. Среди множества оформленных им детских книг – «Гора смешливая, справедливая» (1957), «Легкий хлеб» (1968), набор открыток «Девочка с веретенце» (1977) и другие.
Москва стала для Василия Игнатова если не второй родиной, то вторым, а то и главным домом. В 1945 году Василий женился на москвичке Нине Хомутовой (Нина Петровна умерла в 2017 году). Супруги вырастили дочь Надежду. В 1970-х годах художник получил однокомнатную квартиру в московском районе Чертаново. Там же и работал.
– Любовь к родине, желание быть со своим народом, удерживали меня в Сыктывкаре, но очень хотелось учиться, – признался художник в интервью, которое в 1997 году для газеты «Молодежь Севера» взяла краевед Надежда Митюшева. – Сорвался в Москву и не жалею. Мог бы загубить свой талант. Я всем обязан Москве и себе, своему упорству. Хотел стать не просто художником, а коми художником. Москва помогла реализоваться мне как сугубо национальному художнику.
Действительно, проживая в Москве, Василий Игнатов всегда оставался самобытным коми художником. Умер Василий Георгиевич 23 февраля 1998 года в Москве, похоронен на одном из столичных кладбищ.

От графики – к балету

На родине Василий Игнатов хорошо известен как художник, создавший целую серию самобытных, уникальных произведений по мотивам коми мифологии. В 1985 году большим тиражом вышел его альбом «Легенды и предания народа коми». Любители коми культуры оформляли листы альбома в рамки и украшали ими дома и квартиры. Такие настенные репродукции я видел, например, в доме у известного путешественника Владимира Королева. В 2021 году вышел второй альбом художника «Василий Игнатов. Стиль и этно».
Над станковыми графическими циклами, посвященными коми старине, Василий Игнатов работал начиная с 1960-х годов. Его интерес к этой теме хронологически совпал со временем начала систематического изучения коми фольклорного наследия. Доктор филологических наук Павел Лимеров отметил тот факт, что когда Василий Игнатов создавал свои иллюстрации к коми мифам, большинство из них еще не были опубликованы и известны широкой публике.
Систематическое изучение коми мифологии началось в 1950-е годы в Коми филиале АН СССР. Первыми были исследованы эпические прозаические сказания о родоплеменных богатырях и их противниках – разбойниках и колдунах: Йиркапе, Юрке, Корт-Айке, Яг-Морте и Шипиче. Их яркие образы на рубеже 1960-1970-х годов и создал Василий Игнатов в циклах графических листов по коми преданиям: «Легенда о Пере-богатыре», «Легенда о Корт-Айке», «Предание о Шипиче», «О богатыре Йиркапе». Когда в 1960–1980 годах фольклористы открыли уникальный ижмо-колвинский песенный эпос, Игнатов сделал цикл по его сюжетам. Далекому язычеству посвящена его серия «Духи народа коми», картины «Экстаз» (1981), «Мы из глубокой старины» (1984).


Ижемское сказание о Яг-Морте было опубликовано еще в середине XIX века. И образ лесного обитателя стал ключевым в творчестве Игнатова. К сказанию о Яг-Морте он обращался на протяжении всей жизни: от дипломной работы во ВГИКе до произведений 1990-х годов. Этапной работой стал для художника балет Якова Перепелицы «Яг-Морт», впервые поставленный в 1961 году на сцене Коми республиканского музыкально-драматического театра. «Это был дебют и самого В.Г.Игнатова, – пишет Л.Кочерган. – При этом театральная критика высоко оценила художественное решение спектакля, для которого он не только разработал эскизы декораций, костюмов, грима и прочих необходимых составляющих, но и способствовал тому, чтобы заказ по их изготовлению был размещен в мастерских Большого театра».
Также в 1960–70-е годы Игнатов исполнил эскизы декораций и костюмов к спектаклям «На Илыче», «Усть-Куломское восстание», «Фауст», к постановкам по пьесам Геннадия Юшкова. Портрет Василия Игнатова на фоне афиши балета «Яг-Морт» кисти Рема Ермолина, хранящийся в Национальной галерее Коми, – одно из самых известных живописных изображений художника. «Как художник я нашел себя только после балета «Яг-Морт», – отмечал Игнатов.

Назад, к истокам

В 1990-е годы художник создал философские картины, отражающие его видение материальной и духовной культуры коми-язычников. Это такие работы, как «Коми языческий городок» и «Мысли языческого колдуна Пама».


– На моих картинах – первичные коми, живой народ чудь, – рассказывал художник в упомянутом интервью «Молодежи Севера». – Представления о чуди живут в памяти современников в виде легенд и преданий, они зафиксированы исследователями. Это составная часть внутреннего мира моих земляков. Мне осталось только перенести этот мир на бумагу. Мои герои – реально существовавшие в прошлом племена. Это доказано наукой, множеством исторических фактов, раскопками. Как чудь одевалась, какое вела хозяйство, ее верования, обычаи – это все это описано в науке. Нужно только черпать из нее и оживлять своим воображением. Было время, когда знаний коми старины мне не хватало. Это было в начале 1960-х годов. Исторический материал я накапливал постепенно. Собирал сведения о жилищах, о вере, об отношениях между людьми, родами, народами в древности. Очень много читал: труды историков о происхождении коми народа, исследователей фольклора, например Каллистрата Жакова. Много работал на материалах, собранных профессором Анатолием Микушевым, исследователем пермского звериного стиля Любовью Грибовой. Моя роль состояла в художественном освоении исторического наследия, собранного как прошлыми поколениями исследователей, так и моими современниками.
Помимо этого Игнатов делал в музеях многочисленные зарисовки народного костюма и традиционной утвари. «Я посвятил себя изображению времен расцвета коми языческой культуры и религии. Изображая «предания старины глубокой», я выражаю и себя, свое мироощущение, которое остается языческим. Я очень любил свой народ и свою родину», – говорил он.

«Сказочная» Домна

Художник обращался в своем творчестве не только к языческим временам и личности Стефана Пермского, но и к теме Гражданской войны в Коми крае. Когда в 1967 году в Сыктывкаре поставили оперу Бориса Архимандритова «Домна Каликова», ее оформлением занимался Василий Игнатов. Тогда же он написал две темперные работы: «Похороны коми партизанки Домны Каликовой» и «Плач над телом Домны Каликовой». Спустя десять лет Игнатов еще раз обратился к этой теме, создав в свойственной ему манере триптих о Домне Каликовой.


– Игнатов применял в живописи энергичные мазки одного тона, в результате чего получались декоративные, яркие, почти сказочные композиции, — говорит научный сотрудник Национальной галереи Коми Надежда Беляева. – Поэтому его работы на тему Гражданской войны больше походили на изображение неких языческих обрядов. Персонажи одеты по старинке, фигуры людей, дома, церкви написаны стилизованно, облака причудливо клубятся, символизируя эпоху перемен, стихийного движения масс, – тем самым создавался непривычный образ исторических событий. Подобная трактовка оформления спектакля была воспринята негативно, критиковались некоторые вольности в сюжете оперы.

Отходя от канонов

Несмотря на то, что художник жил и работал в Москве, он не терял связей с малой родиной и был активно вовлечен в культурную жизнь республики. Участвовал в художественных выставках, оформлял спектакли, сотрудничал с Коми книжным издательством. Им проиллюстрированы книги «Мойданкывъяс» («Сказки»), «Коми мойдъяс» («Коми сказки»), «Зарни чукор» («Клад золота»), «Пера багатыр» («Пера богатырь»), «Пипилысты сокол» («Ясный сокол») и другие.
С 1947 года Игнатов был постоянным участником Коми республиканских и зональных художественных выставок. Персональные выставки художника состоялись в Сыктывкаре в 1971, 1982, 1992 и 1997 годах. Игнатов – автор монументальных росписей «Туган и Райда» в Республиканской филармонии и «Старый Усть-Сысольск» в гостинице «Сыктывкар». На родине Василий Игнатов отмечен званиями «Народный художник Республики Коми» (1997), «Заслуженный деятель искусств Коми АССР» (1972).


– В поисках национальной самобытности художник обратился к стилизации, – отмечает специалист по творчеству художника Людмила Кочерган. – Работы, выполненные в технике гуаши, отличаются яркостью колорита, тончайшей ритмической проработкой красочных штрихов. В произведениях Василия Игнатова легко узнаваем его индивидуальный творческий стиль, сформированный на сплаве приемов анимации, особой «вязи» рисунка, эмоциональности и декоративности цветовой гаммы. Этот авторский стиль заметно выделяется на общем фоне принятых в те годы канонов соцреализма. Творчество Игнатова стало одним из факторов формирования этнофутуристического направления в коми живописи.
Действительно, в его работах можно увидеть приемы создания мультфильмов, и отголоски увлечения творчеством Ван Гога. Причудливую вязь рисунка, выполненного Игнатовым в особом эмоционально-цветовом строе, сравнивают с текстурой дерева, а сам художник называл ее «инеем».

Артур АРТЕЕВ

Благодарим Л.Кочерган
за помощь в подготовке публикации
и предоставленные фотографии
из фондов Национальной галереи РК