На борту «Дирижабля»

специалисты под руководством нейропсихолога Марии Станкевич
помогают детям с особенностями развития

Логопеды и педагоги сыктывкарского центра «Дирижабль» могут рассказать десятки историй успешной адаптации хрупкого детского организма к сложному миру, помощи родителям, впервые сталкивающимся с особенностями развития первенца, а его создательница Мария Станкевич – поделиться уникальными изобретениями, возвращающими детей XXI века в традиционный предметный мир.

Испытано на себе

Основательница сыктывкарского Центра нейропсихологии и дефектологии «Дирижабль» Мария Станкевич пошла учиться на логопеда, чтобы справиться с собственным нарушением звукопроизношения. Сейчас, слушая ее лекции и семинары, сложно представить, что она страдает дизартрией.
– Уже через полгода учебы я поправила себе речь, но логопедия меня затянула, и я параллельно стала учиться на курсах по нейропсихологии. Я начала изучать клиническую сторону логопедии, как это связано с мозгом. Я влюбилась в эту тему, – вспоминает Мария Станкевич.
Сегодня у Марии шесть образований: медицинское, логопедическое, нейропсихолога, клинического психолога, афазиолога и специалиста по раннему сопровождению. Плюс учеба в магистратуре по управлению образованием. Все потому, что учится она с 2006 года ежедневно без перерыва.

По нескольким направлениям

Между тем путь в профессии для медика-эрудита начался с работы фельдшером в ФАПе поселка Подзь Койгородского района. Что такое сельский фельдшер? Это значит и шить, и резать, и роды принимать – уметь надо все. Переехав в Сыктывкар, Мария продолжила медпрактику в детских садах и школах, а потом начала справляться с нарушениями речи у детей родственников и друзей. Эта «волонтерская» практика и нарабатывание опыта предшествовали началу собственного бизнеса.
Нынешний центр «Дирижабль» родился четыре с половиной года назад. Тогда это был микробизнес, основанный на желании двух сестер реализовать «хотелки» по поводу своего дела и полученных знаний. Сейчас бизнес Марии Станкевич строится исключительно на ее трудолюбии и уникальных навыках.
– Я патологический трудоголик, – признается Мария. – Но если бы не было любви и поддержки дочери и мужа, который теперь работает со мной, мне не удалось бы достичь баланса между семьей и делом.
Сейчас у «Дирижабля» три направления бизнеса, всю прибыль от которого Мария Станкевич вкладывает в дальнейшее развитие. Первое направление – собственно центр по работе с детьми с нарушениями. Второе – центр повышения квалификации. Каждый месяц Мария по нескольку раз выезжает в разные города России, где читает лекции. Онлайн-база по этому направлению – это еще две тысячи слушателей.
– Это мои авторские программы, мастер-классы, полугодовые курсы, краткосрочные семинары для специалистов и родителей, – говорит предпринимательница.

Сам себе изобретатель

Третье направление ее бизнеса – онлайн-магазин методических пособий. Ко всем статусам Марии можно прибавить еще один – изобретатель. То, чего не хватало ей в работе с детьми, страдающими алалией, вербальной агнозией, диспраксией, ДЦП, умственной отсталостью и другими нарушениями, предпринимательница создавала сама. Из последних разработок – магнитно-грифельные кубики. Все пособия, разработанные Марией, универсальны для любых специалистов, а варианты работы с ними изложены в подробном методическом руководстве. Среди нескольких десятков изобретений нейропсихолога дидактические, радужные и шумовые кубики, ритмико-фонетические палочки, различные нейродоски, нейрошкатулки и нейродорожки, буквобусы и геокубики, нейропоезд, домики, тактильные мячики и вязаные фрукты, диагностические наборы.
При создании этих уникальных пособий Мария Станкевич сотрудничает с лучшими мастерами по дереву, текстилю, художниками и дизайнерами. Мария подчеркивает, что пособия предназначены для специалистов, а не мам и пап.
– Есть золотое правило для родителей, – говорит она и задает риторический вопрос: – Что они должны делать в отношении своих детей? Любить и четко соблюдать человеческие границы. Ребенок имеет право кричать, плакать, огорчаться. И меня выводят из себя формулировки вроде «не плачь, ты же мужчина». Дети не могут быть капризными, избалованными, ленивыми. Либо это нарушение со стороны центральной нервной системы, либо нарушение родителями границ ребенка.
Кстати, о диагностике. Подопечные центра – малыши с отклонениями. Центр «Дирижабль», в команде которого логопеды, тифло-, сурдо- и олигофренопедагоги, работает с детьми от рождения. Правда, до девяти месяцев взаимодействует с их родителями. Главное тут – помочь им организовать правильную среду для «особого» малыша. А с девяти месяцев логопеды и педагоги работают уже непосредственно с детьми. Бывает так, что не всем детям, которых приводят в «Дирижабль», нужна помощь его специалистов. Для того, чтобы убедить в этом родителей, необходимо провести диагностику. Но если все же ребенок по показаниям становится воспитанником центра, его родители вынуждены на сто процентов включиться в процесс коррекции.
– У меня очень строгие требования к родителям. Работаем по моему плану, –предупреждает Мария. – Это строгий режим. Планшеты и телефоны забираются, ложимся и встаем в одно время, включая выходные. Убираем чипсы и сухарики – все эти быстрые углеводы, вспоминаем нормальные каши, пюрешки, котлеты. Иначе ребенок получает взрыв мозга, тонус, который быстро угасает.

Нельзя обманывать природу

Обладая уникальной практикой, Мария Станкевич с легкостью могла бы обучать трехлеток чтению и математическим функциям. Но у нее честный бизнес.
– В раннем возрасте ничего развивать не надо, надо создавать среду. Я поборник не раннего, а нормального развития. Нельзя обманывать природу, – говорит она. – Стремление к раннему развитию – это амбиции родителей. Да, я научу ребенка читать в три года, если вы этого хотите, но ребенок перешагнет тот этап, который перешагивать нельзя, и, к сожалению, в школе он будет неуспешен.
Специалист также против того, чтобы применять методики, изначально созданные для устранения нарушений, к детям, развивающимся в норме. Это касается модной методики Марии Монтессори, обучения чтению по Гленну Доману и кубикам Зайцева. Или скорочтения, ментальной математики и всего, на что родители тратят немалые средства. Вариант для патологии, убеждена она, не нужно использовать в варианте нормы. Многие специалисты зарабатывают на популярности раннего развития. Но аналитическое чтение и письмо ребенок должен начать осваивать только в пять лет, а не раньше.
– Наша реальность такова, что современные мамы очень много работают и мало внимания уделяют детям, а ребенку нужна прежде всего мама, – отмечает Мария. – Вторая проблема – развитие виртуальной среды и гаджетов. Современный ребенок не собирает кубики или стучит предметами об пол, а смотрит в экран планшета. Но среда, которая развивает мышление и речь, должна быть предметной. Пусть это будет крышка от кастрюли и ложка, которой малыш стучит по ней, но это настоящие предметы, а не движущиеся на экране картинки. Никаких телефонов и планшетов раньше школьного возраста у ребенка быть не должно.
Предпринимательница констатирует, что с развитием технических возможностей медицины и виртуальной среды, к сожалению, все больше будет появляться детей, нуждающихся в специалистах центра, подобного «Дирижаблю», а значит, впереди – развитие уникальных методик нейропсихологии и дефектологии и бизнеса, связанного с ними.

Полина РОМАНОВА

Фото Центра «Дирижабль»

Центр нейропсихологии и дефектологии «Дирижабль»
г. Сыктывкар, ул. Первомайская, 141.
т. +7 (922) 086-23-67
centrdirigabl.com

Проект «История успеха» осуществляется при поддержке Центра делового сотрудничества г. Сыктывкара.