Фестиваль «Сыктывкарса тулыс» продолжает радовать музыкой и феерией балета

После двух больших концертов – вечера балета и концерта симфонической музыки – XXXII Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» продолжает радовать поклонников новыми проектами. 17 апреля тут прошел вечер камерной вокальной музыки «Слово, в музыку вернись!», 20 апреля состоялась премьера вечера в двух отделениях «Чайковский. Триумфатор балета», а 24 апреля публика вновь, после долгого перерыва, увидела балет Ф.Амирова «Тысяча и одна ночь».

 

В концерте вокальной камерной музыки прозвучали романсы русских композиторов в исполнении ведущих солистов Театра оперы и балета Республики Коми. Организатор вечера – пианист-концертмейстер, заслуженная артистка РФ, профессор Московской консерватории Елена Савельева, а провела его постоянный гость «Сыктывкарской весны», лауреат премии г. Москвы в области литературы и искусства, член редакционного совета информационно-маркетингового агентства «Музыкальный Клондайк» Надежда Кузякова.

Елена Савельева также на фестивале не впервые: год назад она проводила мастер-классы для солистов театра в рамках «Тулыса» и стала автором вечера камерной вокальной музыки «Под сенью муз», прошедшего 15 апреля 2021 года в Национальной галерее РК. По словам гостьи, камерная музыка имеет свои особенности и в исполнении, и в восприятии публикой.

Опера – крупный жанр, там свои законы. А камерное исполнительство – это маленький спектакль всего на трех страницах, где человек должен успеть показать свое вокальное и артистическое мастерство, творческую индивидуальность. Здесь все сконцентрировано – и эмоции, и мастерство, и точность деталей, и дикция… Точность авторского текста, понятность, ясность стихосложения в музыке – от этого очень многое зависит. Текст в камерном музицировании выходит на первый план.

Некоторые романсы длятся всего около полутора минут. Но это целая жизнь, которая рассказывает, что у человека было, каков он сейчас, в каком состоянии находится и что его ожидает. И на камерные концерты люди идут не для того, чтобы показать свои дорогие украшения или просто «отметиться», а чтобы найти ответы на волнующие их вопросы: «Действительно ли мне так плохо, как кажется», «Есть ли выход из ситуации»… Ведь музыка – это великий утешитель. И мы все делаем для того, чтобы зритель ушел, наполненный этими эмоциями, — рассказала перед первым таким концертом Елена Савельева.

В новой, очень насыщенной программе в двух отделениях приняли участие солисты театра Елена Лодыгина, Галина Петрова, Дарья Гапонова, Яна Пикулева, Иране Ибрагимли, Валерия Зеленская, Андрей Ковалёв, Игорь Земской, Борис Калашников, Николай Калашников, Никита Одалин, Максим Палий, заслуженный артист РК Анатолий Журавлёв, заслуженные артистки России, народные артистки РК Ольга Сосновская и Альфия Коротаева.

Они исполнили тридцать произведений – великолепные, наполненные глубоким смыслом и целой гаммой чувств романсы М.Глинки, П.Чайковского, А.Рубинштейна, Н.Римского-Корсакова, С.Рахманинова, Г.Свиридова, А.Гречанинова, А.Даргомыжского, С.Танеева, Д.Аракишвили, А.Хачатуряна и Ю.Мейтуса на стихи лучших русских поэтов: А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Тютчева, А.Майкова, А.К.Толстого, А.Блока, С.Есенина, Е.Баратынского, Н.Языкова, А.Апухтина, Я.Полонского, И.Северянина, Л.Мея и других поэтов. В исполнение этих сложных произведений артисты вложили и вокальное мастерство, и сценический опыт, и, безусловно, часть души. Сосредоточенность, глубину переживания, талант перевоплощения и доверительное отношение к зрителю продемонстрировал каждый исполнитель.

Помимо преимущественно сольных номеров, в концерте прозвучали и дуэты. Первый – знаменитое «Не искушай…» Глинки на стихи Баратынского в великолепном лирично-печальном исполнении Ольги Сосновской и Яны Пикулевой. Второй – единственный в концерте не романс, а отрывок из оперы. Песню Земфиры «Старый муж» (сцену у люльки) из «Алеко» Рахманинова непередаваемо ярко исполнила Дарья Гапонова в паре с Никитой Одалиным в образе обманутого и ревнующего Алеко.

Два произведения в концерте – оба Г.Свиридова на стихи А.Блока – прозвучали особенно «в тему». Вечер 17 апреля пришелся на Вербное воскресенье, отмечаемое православными перед Пасхой. В первом отделении порадовала «Вербочками» Елена Лодыгина. Во второй части вечера короткую, но очень выразительную миниатюру «На Пасхе» исполнили Елена Лодыгина, Яна Пикулева, Никита Одалин и Максим Палий. Это был тот самый случай, когда романс длительностью около полутора минут стал настоящим спектаклем.

Тонкое, глубокое и поэтическое искусство камерной музыки и мастерство ее исполнителей покорили публику. Зрители чутко внимали каждой миниатюре, сопереживали ее героям и радовались вместе с ними, задумывались о своем, погружались в собственный внутренний мир… И можно с уверенностью сказать, что этот концерт получился незабываемым – как для тех, кто его слушал, так и для тех, кто каждое слово и каждую ноту прожил на сцене.

А 20 апреля публике впервые представили вечер в трех отделениях «Чайковский. Триумфатор балета». В него вошли по одному действию из всех трех балетов Петра Ильича: «белый» акт из «Лебединого озера», а также яркие, красочные финалы «Спящей красавицы» и «Щелкунчика», где, помимо главных героев, сцену заполнили персонажи сказок и представители разных стран. Конечно, основное внимание публики было направлено на солистов-гостей фестиваля. Так, в «Спящей красавице» принцессой Авророй стала прима-балерина Большого театра России, заслуженная артистка РФ Нина Капцова, ее партнером (принцем Дезире) – солист Театра оперы и балета РК Ринат Бикмухаметов. Конечно, им досталась львиная доля аплодисментов публики.

Много лет балет «Спящая красавица» не шел на сцене нашего театра, и ряд исполнителей фрагмента из спектакля выступили в своих партиях впервые. Это Анна Ткаченко (Фея сапфиров), Наталия Балыкина (Фея золота), Дарья Чуваргина (Фея серебра), Анастасия Лебедик (Фея бриллиантов), Максим Ткаченко (Голубая птица), Ирина Лопырёва (Белая кошечка), Борис Жучёк (Кот в сапогах), Анна Зебрина (Красная шапочка) и Владимир Карпов (Серый волк). Все дебюты прошли успешно!

 

В этой части вечера у зрителей появилась новая возможность насладиться танцем главного балетмейстера театра, заслуженного артиста России и Республики Северная Осетия-Алания Андрея Меркурьева. В этот раз он предстал в образе отца Авроры – короля Флорестана. И, конечно, украсило сцену выступление маленьких воспитанников Детской студии классического балета при Театре оперы и балета РК под руководством Натальи Супрун – они перевоплотились в Мальчика-с-пальчик и его братьев.

В «Лебедином озере» в партии Одетты выступила прима-балерина Санкт-Петербургского театра балета Ирина Колесникова, партнерство ей составил принц Зигфрид в лице солиста ТОиБ РК, заслуженного артиста Коми Романа Миронова.

В финале из «Щелкунчика» в партиях Маши-Принцессы и Щелкунчика-Принца выступили ведущие солисты Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) Елена Соломянко и Евгений Жуков.

 

Поздравления от зрителей и коллег в этот вечер получили дебютанты: Дроссельмейер – Василий Куратов и исполнительница китайского танца Ирина Лопырёва.

Продирижировал этим триумфальным балетным вечером Константин Хватынец – главный дирижёр Московского государственного академического театра оперетты, приглашенный дирижёр Большого театра. Маэстро не впервые стал почётным гостем «Сыктывкарса тулыс»: на фестивале 2020 года он блестяще продирижировал оперой «Евгений Онегин». Спектакль-триада балета прошел при полном зале, его увенчали настоящие овации публики, аплодирующей стоя. Что-что, а балет в столице Коми действительно любят!

Подтверждением любви сыктывкарцев к балетному искусству стал аншлаг еще в один вечер танца – балет Ф.Амирова «Тысяча и одна ночь». Билеты на него, как и на «Чайковского. Триумфатора балета», разошлись в кассе театра в первую очередь. Эта постановка для местной публики не нова – ее премьера состоялась в рамках «Сыктывкарса тулыс» в мае 2015 года. Однако любимый зрителями балет не шел на сцене больше трех лет, и горожане явно соскучились по этой жаркой, страстной и очень красивой восточной сказке.

В процессе восстановления в постановке появилось много новых исполнителей, и в этот вечер они дебютировали. Это Нурида (Шахиня) – Анна Ткаченко; в части «Синдбад-мореход» Девушка – Анастасия Лебедик и Синдбад – Максим Ткаченко; в «Волшебной лампе Аладдина» Будур – Наталия Балыкина и Колдун – Святослав Гусев, а в сказке «Али-Баба и 40 разбойников» в партии ловкой и блистательной Марджаны впервые вышла Мария Манакова.

 

Вокализ в первый раз исполнила солистка театра Иране Ибрагимли. И премьера в этот вечер была у дирижера спектакля Никона Родюкова. Так что, хоть спектакль в целом и не новый для театра и города, полное ощущение премьеры чувствовалось и на сцене, и в зрительном зале. Тем более что показ балета выпал на праздник Пасхи.

А в главных партиях – Шахрияра и Шехерезады – в этот вечер вновь выступили любимые публикой солисты театра, заслуженный артист РК Роман Миронов и заслуженная артистка РФ, народная артистка РК Наталья Супрун.

Они, как всегда, точно и проникновенно передали характеры своих персонажей: мятущегося, обманутого, преданного мужа, могучего правителя, страшного и беспощадного в своем гневе – и хрупкой, милой, обезоруживающей своей слабостью настоящей женщины, способной растопить ожесточенное сердце и вновь зажечь в нем всесильную любовь. Да, любовь опять по-настоящему восторжествовала в этот вечер на сцене театра.

Впереди еще два фестивальных вечера. 27 апреля зрители увидят премьеру текущего сезона – оперу П.Чайковского «Пиковая дама», с гостями в партиях Германа (солист Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Николай Ерохин), Лизы (Елена Аюшеева, Москва) и Графини (приглашенная солистка Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Оксана Корниевская). А 29 апреля «Сыктывкарса тулыс» закроется традиционным Гала-концертом с участием приезжих и местных солистов.

Ирина Самар

Фото Юрия Ефимца