Проект «Дорогие товарищи» совместно с историком Алексеем Рогачевым разработал цикл уроков по истории

Социальный проект «Дорогие товарищи» получил продолжение в виде цикла уроков, посвященных истории советского Сыктывкара, под общим названием «От вокзала до вокзала».

Автором разработок уроков стал кандидат исторических наук Алексей Рогачёв. Часть материалов, которые он использовал для занятий, была собрана его отцом, кандидатом исторических наук Михаилом Рогачёвым.

— Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации утверждает, что «при изучении истории России предполагается многоуровневое рассмотрение истории государства и населяющих его народов, региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач: развитию интереса обучающихся к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей социальной идентичности в широком спектре, включающем общегражданские, этнонациональные, религиозные и иные составляющие», — напоминает историк.

При этом, по мнению авторов проекта, история Коми в большей степени укладывается не только в концепцию региональной истории, которая, очевидно, помогает «осознать обучающимся свою социальную идентичность в широком спектре», но еще и тесно связана с направлением исторической антропологии, которая формирует широкий спектр общегражданских составляющих.

— Формирование представления о роли личности и человека в развитии региона, исследование региона через «антропологию места» является приоритетным направлением нашего проекта, — говорит создатель «Дорогих товарищей» Дмитрий Кошелев.

Проект состоит из пяти модульных учебных занятий, которые каждый преподаватель сможет трансформировать под решение собственных задач.

Урок 1. Городская застройка и развитие.

Урок посвящен развитию городской застройки и расширению территории Сыктывкара. Появление новых улиц, застройка новых микрорайонов. Новые здания и объекты. Транспорт и инфраструктура.

Урок 2. Городские дворы.

Урок посвящен внерабочей жизни горожан. Сыктывкара. Городские дворы. Детские площадки. Аттракционы. Парки и аллеи. Места для дворовых игр. Игры детей. Футбол, салочки, резиночка, классики, казаки-разбойники. Городская повседневность. Городская культура. Театры, кинотеатры.

Урок 3. Город и горожане

Урок посвящен влиянию горожан на город. Миграции и прирост населения. Типичные городские образы по каждому десятилетию. Городские привычки и их отражение во внешнем виде горожан.

Урок 4. Дом, в котором я живу

Урок посвящен интересным домам города. Застройка и строительство города. В качестве примера предлагается познакомиться с застройкой города сталинского периода (сталинки).

Урок 5. Городская экономика

Урок посвящен городским предприятиям и рабочим города. ЛПК, СМЗ, ЛДК. Красный затон. Городские организации и артели. Городской транспорт. Автобусы и такси.

— Материал представлен в виде фотографий советского Сыктывкара, многие из которых уникальны и получены нами авторами из частных собраний, комментариев пользователей группы «Дорогие товарищи», которые были отобраны авторами с точки зрения подачи учебного материала, технологических карт уроков и учебных (примерных) презентаций, — подчеркивает Алексей Рогачёв.

Он предупреждает, что модели уроков соответствуют требованиям ФГОС нового поколения, поэтому требуют соответствующей технической оснащённости кабинета истории, подготовки рабочих учебных материалов к уроку (включая Интернет-ресурсы), а также психологическую готовность учителя и ученика к работе в условиях реализации ФГОС.

— Уроки построены на основе системно-деятельностного подхода в обучении, который способствует познавательной активности учеников и создаёт возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться, — заключили создатели проекта.