Общество изучения Коми края: создание, забвение, возрождение

В мае нынешнего года отмечается 100-летие со дня создания Общества изучения Коми края, которое в 1920-е годы сыграло ведущую роль в организации масштабных исследований истории и традиционной культуры народа коми. О непростой судьбе этой общественной организации мы попросили рассказать нынешнего председателя ОИКК, доктора исторических наук, профессора Коми республиканской академии государственной службы и управления Анну Гагиеву.

– Анна Капитоновна, почему Общество изучения Коми края возникло именно в 1922 году? Это было решением «сверху» или инициативой «снизу»?
– 1922 год – это время «революционной романтики», когда закончилась гражданская война, победившая власть декларировала и поддерживала любые проявления гражданской инициативы, особенно те, которые позволяли расширить социальную базу большевиков, – путем включения населения в различные общественные организации, в том числе и краеведческие. В это время, кроме краеведческих, создаются спортивные, медицинские и другие общества. Так что учреждение всех этих обществ шло исключительно «сверху», но инициатива создания шла «снизу», от активных и неравнодушных граждан.

Тут надо отметить, что Общество изучения Коми края было создано не «на пустом месте». Еще начиная с ХVIII века территорию края неоднократно посещали экспедиции Академии наук, Вольного экономического общества, Императорских Русского исторического и Русского географического обществ, известные ученые – Лепехин, Кастрен, Савваитов, Строев и другие. Еще до революции в Усть-Сысольске была открыта первая публичная библиотека, в образовательных учреждениях создавались кружки по изучению прошлого народа коми.
Активизации краеведческого движения способствовали и появившиеся в Архангельске в 1908 году Общество изучения Русского Севера, а через год, в 1909 году, в Вологде Общество изучения Северного края. Членами этих обществ были уроженцы Ижмы, Усть-Цильмы, Усть-Сысольска. По инициативе Каллистрата Жакова в Усть-Сысольске в 1910 году было открыто отделение архангельского Общества изучения Русского Севера, в 1911 году в уездном городе был открыт музей и организована научная библиотека. И музей, и библиотека стали центрами по изучению истории народа коми и его культуры. К сожалению, начиная с 1914 года деятельность отделения постепенно сошла на нет, и в 1916 году оно прекратило работу. Несмотря на это, традиции краеведческой работы в крае сохранились, остались и энтузиасты, которые через шесть лет возглавили краеведческую работу.

16 мая в Сыктывкаре прошла всероссийская научная конференция «Краеведение и наука на Европейском Северо-Востоке России», посвященную 100-летию «Общества изучения Коми края». Открытие конференции состоялось в Государственном Совете Республики Коми, секционные заседания — в Академии госслужбы Коми и Литературном музее
им. И.А. Куратова. В работе конференции приняли участие ученые и краеведы из большинства муниципальных образований Республики Коми, а также из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельской области и других регионов.

Фото Артура Артеева.

 

– То есть те, кто были организаторами ОИКК? Кем были эти люди?
– Общество изучения Коми края было учреждено 16 мая 1922 года в Усть-Сысольске преподавателями Института народного образования, сотрудниками областного отдела народного образования, областного статистического бюро и других местных партийных и советских учреждений, «осознавших важность краеведческой работы». В числе организаторов можно назвать Алексея Николаевича Грена, Алексея Семеновича Сидорова, Алексея Александровича Чеусова, Марию Александровну Молодцову. Позднее отделения ОИКК возникли в 16 селах Коми области, а также в Москве, Перми, Ленинграде и Вятке – в форме студенческих кружков.

Участники I Коми областной краеведческой конференции. Усть-Сысольск. Июль 1925 г.

– Какова была роль ОИКК в общественной жизни края?
– Общество изучения Коми края было уникальным по содержанию и форме. Здесь объединились не только интеллигенция Усть-Сысольска, но и, так скажем, рядовые жители Коми области, которые принадлежали к различным партиям, придерживались различных политических взглядов. Их объединяли любовь к родному краю, необходимость исследования самых актуальных вопросов (вхождение в состав Русского государства, история населенных мест, история крестьянской общины и так далее). Кроме этого, участников краеведческого движения в Коми области занимала и подготовка программ экономического развития региона, миграция населения, использование природных богатств. Общество строилось на демократических принципах управления, на заседаниях мог высказаться каждый, и каждый был услышан. Можно без преувеличения сказать, что Общество изучения Коми края сыграло выдающуюся роль в истории республики. Оно стало центром движения по пути формирования гражданского общества, сохранения уникальной и самобытной культуры финно-угорских народов в целом и коми в частности. Общество развивало местную инициативу путем пропаганды краеведческих знаний и открывало в волостях и уездах кружки и отделения. В это время в основу движения были положены активность, самодеятельность, инициатива населения, желание всех и каждого внести свою лепту в разработку актуальных вопросов истории народа, его языка, фольклора, традиционной жизни. В 1924 году благодаря усилиям ОИКК возобновили свою деятельность краеведческий музей и научная библиотека.

Член правления Общества изучения Коми края А. Чеусов

– Известно, что к 1925 году в рядах ОИКК насчитывалось 554 человека. И это были отнюдь не «мертвые души». Как этого удалось достичь?
– Благодаря хорошо поставленной организационной деятельности. В 1925 году была проведена Коми областная краеведческая конференция, на которой было избрано областное бюро краеведения. С Обществом изучения Коми края активно сотрудничали не только местные исследователи, одновременно к работе привлекались такие известные ученые, как Василий Петрович Налимов (Москва), Георгий Афанасьевич Старцев (Ленинград), Кузебай Герд (Ижевск), Игнатий Николаевич Мошегов (Финляндия) и другие.
Успехи общества я в первую очередь связываю с теми людьми, которые работали в краеведческом движении и о которых я уже сказала. Они работали исключительно на общественных началах. Краеведение было для них не просто хобби или приятное времяпровождение, а искренний порыв, желание узнать что-то новое, донести его и, если уж на то пошло, воспитать, образовать и, главное, просветить население. Их высокие идеалы по формированию нового человека социалистической эпохи соответствовали требованиям времени. Надо сказать, эти устремления до определенного времени поддерживались властью. В Москве при Наркомпросе был создан Всероссийский центр по развитию краеведения, российские историки-архивисты принимали в нем самое активное участие. В регионы отправлялись методические материалы, созывались всероссийские съезды краеведов и так далее. Всячески поддерживал краеведческие начинания и Коми обком ВКП(б). Становлению ОИКК помогал и Дмитрий Батиев, который в те годы возглавлял зырянский отдел Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР.
Усилия по активизации краеведческой работы были поддержаны в волостях и уездах края, поскольку здесь еще были сильны традиции библиофильства, в школах отдельным предметом шло краеведение, поддерживалось создание школьных музеев, библиотек, тяга к знаниям.
Все это вместе взятое и позволило совершить «краеведческий прорыв».

Член правления Общества изучения Коми края А. Мартюшев.

– Вообще, масштаб и география деятельности Общества поражает. Это ведь выходило далеко за пределы Коми области, несмотря на то, что СССР был во многом закрытой страной…
– По данным на 1929 год, Общество изучения Коми края поддерживало связи с 64 научными организациями, как в СССР, так и за его пределами. В Эстонии это было Академическое общество родного языка, в Финляндии – Финно-угорское общество, в Венгрии – Академия наук, в числе зарубежных контактов указываются даже контакты с Манчжурией. Например, был налажен обмен литературой с 54 научными и иными центрами в СССР и 14 зарубежными странами. Такая активность была связана с тем, что краеведческим движением была охвачена вся страна. В каждой республике создавались краеведческие секции, кружки и общества. Они активно сотрудничали между собой, от чего выигрывали все – и читатели, и исследователи. ОИКК было на передовых позициях и в этом направлении.

Член правления Общества изучения Коми края Н. Соснин. 

 

– Вы сказали, что выигрывали читатели. А какова была издательская деятельность ОИКК, все ли его издания сохранились до сегодняшнего дня и какую они имеют ценность сегодня?
– Результаты своих разысканий члены ОИКК публиковали в журнале «Коми му» (Земля Коми), который выходил в 1924–1929 годы в Усть-Сысольске. Это был первый специальный краеведческий периодический журнал, который широко освещал многие проблемы культуры народов коми . Он выходил тиражом 1200 экземпляров, весьма приличным для местного издания, причем 760 журналов расходились по подписке, а 40 обменивались. Издание неоднократно отмечалось в хронике краеведческой работы страны. Так, в журнале «Краеведение», издававшемся Центральным бюро краеведения, говорилось, что «журнал «Коми му» имеет изящную внешность, печатается на хорошей бумаге, выходит ежемесячно. Издание это делает большую культурную работу, к которой с интересом присматриваются». Кроме того, позднее, в 1928–1930 годы, Общество издало пять выпусков «Записок ОИКК», а также два «Сборника комиссии по собиранию словаря и изучению диалектов коми языка».
На страницах журнала «Коми му» развертывались острые и актуальные дискуссии о происхождении и развитии коми языка, народа коми, его дохристианских верований. Печатались и интересные обзоры вышедшей литературы по различным вопросам истории, литературы, фольклора. Много внимания на страницах журнала уделялось и экономическим вопросам – развитию животноводства, оленеводства, рыболовства, кустарных промыслов в Коми области. Между прочим, уже в те годы журнал поднимал вопрос о развитии целлюлозно-бумажной промышленности в крае. Таким образом, к 1929 году журнал «Коми му» стал как центром публикации краеведческих материалов, так и общественно-культурным «очагом» на территории Коми области.
Хотелось бы упомянуть одного из первых руководителей журнала и Общества – Алексея Макаровича Мартюшева. Его научные работы касались в основном экономических вопросов, раскрытие которых крайне важно при описании традиционного хозяйства коми-зырян. Позднее Мартюшева все больше интересовала историческая тематика. Так, ему принадлежит первая попытка оценки «Жития Стефана Пермского» как исторического источника.
К сожалению, сегодня не все сборники сохранились. Возможно, они есть в частных коллекциях и собраниях. Эти сборники представляют особую историческую ценность и относятся к особо ценным историческим источникам. При этом в них содержится не только информационно – насыщенный ценнейший материал, но и колорит, дух эпохи.

– Почему всего через неполный десяток лет после начала деятельности общество ликвидировали, с чем были связаны репрессии против его актива?
– В 1928 году в стране было принято типовое Положение об обществах и союзах. В нем содержалось прямое требование политической правоспособности руководящего состава общества. Указывалось, что общества должны строить свою деятельность в соответствии с планами развития народного хозяйства. Каждое общество и союз должны были иметь свой устав, а надзор за их деятельностью возлагался на государственные органы. Все существующие ранее объединения упразднялись и на их месте формировались новые.
По этому пути пошли и в Коми области. Не осталось без внимания и краеведческое движение. В директивном письме, направленном во все областные комитеты партии и местные краеведческие организации, указывалось, что «краеведение должно использоваться для решения конкретных, узких задач социалистического хозяйственного строительства». При этом общества не должны были заниматься просветительской, образовательной и научно-исследовательской работой. В 1929 году вышел последний номер журнала «Коми му». С этого времени журнал из краеведческого был преобразован в общественно-политический, издавался раз в месяц, а с 1930 года получил новое название – «Ленин туйод». Учредителем его стал Коми обком ВКП(б).
Репрессии против актива ОИКК были связаны с изменением взгляда власти на общественные организации. Последние должны были вписаться в новую систему управления, так называемую административно-командную, где главным действующим лицом и вершителем судеб была только одна партия – партия большевиков. Если по каким-либо признакам общественное объединение или движение не попадали в систему, то участники должны были быть уничтожены, а организации распущены. В это время или позднее такая же участь постигнет Союз писателей Коми АССР, активистов спортивных обществ и так далее. А Общество изучения Коми края было распущено в мае 1931 года. В дальнейшем многие руководители и активисты Общества, в том числе упоминавшиеся мною Чеусов, Сидоров и Мартюшев, были репрессированы.

– Когда и по чьей инициативе Общество изучения Коми края возродили?
– Во время перестройки, в 1989 году, Коми обком КПСС вслед за постановлениями ЦК КПСС, посвященными развитию общественных организаций, принял решение о возрождении краеведческого движения. Флагманом при этом выступил Институт языка, литературы и истории Коми научного центра. Наступил новый этап. Начали проводить конференции, было выбрано правление общества, его председателем была доктор исторических наук, профессор Лариса Павловна Рощевская. Краеведение становится частью большой Программы развития Республики Коми.

Возрождение ОИКК. Участники республиканской краеведческой конференции. Сыктывкар. 1989 г.

 

– Каковы сегодня направления деятельности ОИКК?
– Я не буду оригинальна, если скажу, что мы стараемся сохранить все то лучшее, что было накоплено нашими предшественниками. Краеведение не может развиваться без людей, которые внесли и вносят свой вклад в изучение истории, этнографии, культуры края. Это прежде всего члены правления ОИКК: Алексей Николаевич Рассыхаев, Владимир Иванович Силин, Людмила Сергеевна Лобанова, Валентина Алексеевна Сова, Диана Григорьевна Холопова, Евгений Александрович Цыпанов, а также рядовые участники краеведческого движения. Их фамилии можно увидеть в наших изданиях и в числе участников краеведческих конференций.
Проводим конференции, издаем журнал ОИКК, где стараемся опубликовать исследования краеведов, поддерживаем краеведческие организации в различных районах Республики Коми, выходим в школьные и студенческие аудитории. Все это невозможно без поддержки правительства республики, Министерства национальной политики, Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Института языка, литературы и истории Коми научного центра, Национальной библиотеки, Национального музея, Коми республиканской академии госслужбы и управления.
За годы существования ОИКК в республике сформировался настоящий краеведческий актив, представленный учеными Коми научного центра, преподавателями вузов республики, краеведами. Особо хотелось бы отметить ухтинский клуб «Краевед» и его основателя Ирину Дмитриевну Пашковскую. Отдельное спасибо Рите Николаевне Федорович за неустанную работу в деле краеведческого образования, просвещения и воспитания не только ухтинцев, но и всего населения Республики Коми.
Большую роль играют и библиотеки. Примеров здесь много. Это и проект Национальной библиотеки Республики Коми по созданию краеведческого подкаст-канала «Войпель» (Северный ветер), и работа краеведческих отделов районных библиотек в селах Корткерос, Усть-Кулом, Ыб, Визинга и других.
Неоценимую помощь в развитии краеведения Республики Коми оказывают педагоги школ и дополнительного образования. Они своим энтузиазмом и активностью делают все возможное, а иногда и невозможное, чтобы краеведческие исследования становились интересны, необходимы и полезны. Широкий спектр обсуждаемых вопросов, свободная дискуссия, поиски и находки помогают обучающимся узнать Республику Коми, выйти с проектами по увековечению памяти односельчан, по-новому взглянуть на историю семьи, рода, села, района, республики.
Впереди у Общества изучения Коми края много новых и интересных планов, задумок, проектов. В первую очередь это оцифровка сборников ОИКК, дальнейшее расширение проблематики краеведческих исследований, публикации трудов и материалов, открытие краеведческих кружков и объединений. Думаю, что вместе мы справимся.

Беседовал
Евгений ВЛАДИМИРОВ

Фото предоставлено
Национальным музеем РК