Александр Терентьев: «Наш регион надо подавать «вкусно»

Александр Терентьев – руководитель организации, отвечающей за продвижение регионального туризма, родился и вырос в Коми. В чем преимущества знания своего края изнутри, генеральный директор АНО «Агентства Республики Коми по туризму» рассказал «Региону».

– Александр, ты из разряда руководителей, знающих республику как свои пять пальцев, многие помнят тебя как активиста национального молодежного движения, одного из молодежных финноугорских лидеров. Каким был твой путь к нынешней ступени?

– Если начинать с начала, то до седьмого класса я учился в родном Красноборе Ижемского района. Потом поступил в Гимназию искусств, но оказался очень домашним ребенком и не прижился там. Я не мог привыкнуть к маленькой комнате, режиму, к тому, что ты делишь комнату и время с другими… Для мальчика из своего векового двухэтажного огромного дома, с ижемских просторов с реками, протокой, озером, лесом это оказалось невыносимо. После школы поступил на международные отношения в Сыктывкарский госуниверситет, изучал геополитику и дипломатию. После университета собирался работать в большой трансатлантической компании, уехать из Коми и даже России.

 – Когда произошел перелом?

– Со второго курса я стал много ездить за границу в рамках Баренцсотрудничества, был представителем России в Баренцевом региональном молодежном совете. Я понял, насколько мне интересен Север. Например, меня очень воодушевил Мурманск своим приграничным сотрудничеством. Три часа – и ты в Киркенесе, где вывески написаны на норвежском и многие – на русском. Поездки за границу научили смотреть меня на родное другими глазами. В Норвегии я увидел реакцию туристов на северное сияние и сам начал искать в нем красоту, как, впрочем, и во всем остальном. Так что именно в университетских поездках я расширил границы мира и осознал уникальность и ценность родного региона. Все познается в сравнении, при этом мы не должны сравнивать Коми с Москвой и Питером – это нерелевантное сравнение. Зато в каком-нибудь скандинавском городке живут четыреста человек, и ментально они похожи на нас: так же любят ходить в лес, так же ловят рыбу на озере. Я осознал, что на родине пригожусь больше, чем в трансатлантической компании. А когда взял в руки свой диплом красивого красного цвета, понял, сколько у меня тут еще недоделанных дел, – и пошел учиться в аспирантуру. Тема у меня была интереснейшая: «Правовые и политические аспекты сохранения и использования территорий традиционного природопользования коренными народами Европейского Севера России (на примере ненцев, саамов и коми-ижемцев)». Правда, диссертацию я до сих пор не защитил: из-за занятости по работе пришлось взять академический отпуск.

 – Ты в совершенстве владеешь английским, знаешь корейский, но твой родной язык – коми. Как часто и где ты говоришь на нем?

– Каждый день. С родными, друзьями, а мои коллеги, зная о моей общественной деятельности, охотно переходят со мной на коми язык.

– На ижемском диалекте?

– Нет, конечно. В рамках моей деятельности в коми молодежной организации «МИ», «Изьватас» и «Коми войтыр», учебы в университете я освоил разные диалекты и говорю на литературном коми, легко перехожу на ижемский в случае необходимости. А думаю я на том языке, на котором говорю в данный момент, ну или в зависимости от предмета разговора: если я думаю, когда встречусь с норвежскими друзьями, думаю на английском. Говорю о доме – думаю на коми.

 – «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии», а ты смотришь на малую родину вблизи – все ли возможно разглядеть?

– Когда ты здесь вырос и пропитался менталитетом края, тонкостями, знаниями о каждом уголке республики, когда ты знаешь, чем подход к северным коми отличается от подхода к южным, владеешь нюансами, – несомненно, в этом плюсы. Для человека не из Республики Коми – это одна большая территория, а для нас это множество уголков со своими особенностями и сокровищами, и мы знаем, что не Маньпупунером единым можно привлекать сюда туристов. Невозможно продвигать регион только столбами выветривания, тем более они находятся на особо охраняемой природной территории, а значит, ограничены по посещаемости.

Фото Ксении Чесноковой.

– Что еще можно продвигать в Республике Коми?

– Я пришел в агентство, уже набрав опыт работы в туризме в Финноугорском этнопарке и в Минкульте, тут мои идеи совпали с идеями и желанием команды и кураторов, сошлись и федеральные планы в этом направлении. Уже были сформированы магниты для туристов, и осталось их только подготовить с точки зрения утилитарных вещей: сервиса и продвижения. В этом и состоят задачи агентства: в создании привлекательного для туристов облика республики, в креативном продвижении региона, его «вкусной» подаче на федеральном уровне. Итак, во время Первого туристского конгресса регионов Севера в 2021 году было решено, что столицей «Северного ожерелья России» станет село из Коми, и не какое-то, а Усть-Цильма – уникальная локация со своей культурой и ментальностью, отличной от другой части Коми. Усть-Цильма – это особый случай: русская культура, вобравшая в себя что-то от коми-ижемцев, от ненцев. Как и Ижма, Усть-Цильма сохранила себя на протяжении столетий, это и есть магнит для туристов. Ижемский «Луд» и усть-цилемская «Горка» — это живая старина, это праздники, которые были и будут всегда, потому что связаны не с поручениями и датами, а идут от внутреннего импульса народа. Меняется отношение к праздникам и у молодежи: она понимает, что это то, что нас отличает. Да, это уже не «смотр» невест, как в старину, но все равно молодежь с удовольствием наряжается и примеряет на себя XIX век. Молодые устьцилемы позиционируют себя как особенных, «индивидуальных» людей. И интернет этому помог, кстати.

Фото Анелии Лянцевич.

– То есть молодежь Коми превращается в антиглобалистов?

– Не совсем так, но глобализация сыграла нам на руку. Именно она позволила осознать свои региональные особенности и обернуть их на пользу. Интерес к себе, к своей идентичности в мире, где все унифицируется, конечно же, возрос. И в этом как раз и проявляются креативные индустрии, которые сейчас пронизывают нашу жизнь. Взять тот же фильтрованный кофе, который мы с вами сейчас пьем. Это качественный продукт, который делают у нас в Сыктывкаре, и гости республики уже оценили его. В России такого мало. Даже наша рыба печорского засола – бренд, которым можно завлекать туристов. Кстати, настоящие чевапчичи тоже делаются из подтухшего фазана – из этого же разряда наша рыба печорского засола. И в Сыктывкаре есть места, где можно ее попробовать.

Фото Галины Максимовой.

– Расскажи о команде, которая вместе с тобой продвигает в Коми туризм.

– Конечно, команда началась с Сергея Витальевича Емельянова, бывшего министра культуры, туризма и архивного дела Коми. Работая с ним, я убедился, что он глубоко осведомлен в любой сфере свой деятельности и удивительно мобилен. Под стать ему подбиралась и команда. Когда в прошлом году он возглавил Александринский театр и мы еще не знали, кто будет новым министром, было опасение потерять этот темп, но этого не случилось: нынешний министр Мария Балмастова – человек той же энергетики и формации, так что мы продолжаем работать в этом же ключе и идти вперед. Ее поддержка, опыт и советы помогают находить выход даже из самой трудной ситуации.

Фото Искандера Карманова.

– Основные магниты для туриста в Коми – Маньпупунер, Ижма, УстьЦильма. А как же Кандинский?

– Конечно же, это и село Керчомья Усть-Куломского района, где он когда-то побывал. Еще в начале прошлого года были проведены пробные туры для блогеров и журналистов, и стало очевидно, что тур, посвященный Кандинскому, востребован. Для меня Керчомья интересна прежде всего как коми село, но для россиян это история преображения Кандинского из студента-статиста в живописца. Такого Кандинского в России и мире не знают. И с его помощью мы преображаем и само место. Кандинский – бренд мирового уровня. Многие ли знают, что он приехал именно к зырянам, чтобы увидеть «врата смерти» – так переводился Усть-Кулом в путеводителях XIX века. Мы делаем упор на то, что Кандинский ехал не в Вологдскую губернию, а на территорию современной республики, к «вратам смерти», искать «бога чудова». Что в итоге преобразовало его: поездка на лошади, встреча с коми мужиком, в котором он увидел «зырянского бога», прялка? Все в комплексе – и именно это должны почувствовать туристы. Да, мы не сможем воссоздать специфику XIX века, но мы должны постараться подать туристу это в современном формате и в правильном ключе.

Фото А. Уницына.

– Когда этот тур сможет стать массовым продуктом?

– Мы разработали проект национального туристского маршрута «Арт-тур «По пути Кандинского», который направили в экспертный совет при Ростуризме как проект национального туристского маршрута. Это первый такой маршрут в Коми. В данное время очень много критериев, которым должен соответствовать подобный тур, один из которых – бюджетность: то есть он должен быть очень доступным всем, даже школьникам. Тур на четыре дня и три ночи начнется в Национальном музее в Сыктывкаре, через этнопарк гости поедут в Ульяновский монастырь, а оттуда – в Керчомью.

 – В Республике Коми двадцать муниципалитетов. Можно создать подобные туры в каждом из них?

 – Главная проблема – это сервис. Не путайте с инфраструктурой. Это гибкость, это желание и умение принять гостей. Может, кому-то будет обидно это прочесть, но услугу надо уметь оказывать. Это краеугольный камень в развитии туризма. Передо мной не стоит задача бить в бубен и вытягивать муниципалитеты, наша задача – помочь тем, кто хочет, видеть точки роста и развивать их. Мы нанизываем на наше туристическое ожерелье то, что уже может работать, и повышаем качество того, что уже работает, и находим новые точки развития. В муниципалитетах это понимают, картина меняется. Когда в 2018 году мы делали от этнопарка первый вертолетный тур на Маньпупунер, то гостиница «Печора» в Троицко-Печорске была единственным местом, которое могло принять туристов. А теперь там есть частная гостиница «Наш край», этим летом открывается хостел на 33 места – то есть динамика развития налицо.

– По стране идет цифровизация. Как она коснулась сферы туризма?

– На грантовые средства мы приобрели мобильный туристский киоск, где собрана информация о любом виде отдыха в республике: от посещения музеев до природных объектов в глубинке. По Сыктывкару есть порядка десяти аудиогидов, в том числе на трех языках, один мы выпустили совместно с МТС, второй создан Центральной библиотекой Сыктывкара. Это важно особенно для тех, кто за период ковидных ограничений отвык от большого скопления людей и хочет быть наедине с собой, ну и выручит, когда в музеях выходной день. Чтобы удивить и заманить туриста, надо «вкусно» подать регион. Значит, нам нужен турпортал. Первый был запущен в 2017 году, но он морально устарел, и мы полностью перезапускаем этот проект: новая версия турпортала на трех языках заработает в начале июня. В процессе мы будем совершенствовать его функционал и дополнять контент. Команда, создающая портал, углубилась в философию региона, в наше мироощущение, и этот подход нам очень понравился.

– На что из событийных мероприятий в летнем сезоне 2022 года обратить внимание жителям и гостям республики?

 – Как минимум основные – столица «Серебряного ожерелья России» Усть-Цильма, где в этом году празднуется еще и 480-летие села. Уже забронированы все места в гостиницах и скоро будут раскуплены все билеты. Но в Усть-Цильму можно и нужно ехать в любое другое время: есть где остановиться, что посмотреть. Район развивает и новые туристические маршруты, например по реке Пижме от деревни Скитская, где в этом году пройдет фестиваль «Традиция». Информацию можно получить в туристско-информационном центре Усть-Цилемского района на базе Музея Журавского. Традиционный фестиваль «Шаньгафест» Финно-угорского этнопарка вновь будет радовать жителей и гостей Коми вкусами национальных блюд и погружением в культуру народов уральской языковой семьи. Событийный календарь нашей республики богат на настоящие находки, и каждый муниципалитет может похвастаться мероприятием, которое стоит посетить и жителям Коми, и нашим гостям.

Беседовала Полина РОМАНОВА

«Серебряное ожерелье России» — межрегиональный туристский проект, состоящий из комплекса маршрутов, объединяющих исторические города, областные центры, крупные населенные пункты Северо-Запада России, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры, а также природные объекты, в том числе включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. «Серебряное ожерелье России» объединяет 11 субъектов, входящих в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации: г. Санкт-Петербург, Ленинградскую, Архангельскую, Вологодскую, Калининградскую, Мурманскую, Псковскую, Новгородскую области, Республики Карелия и Коми и  Ненецкий автономный округ