Ирина Федосова. От познания к созиданию

По образу творческого мышления санкт-петербурженка сыктывкарского происхождения Ирина Федосова относит себя к этнофутуристам. Через призму этого направления она созерцает окружающий мир и делится наблюдениями с современниками. Уже много лет творчество Ирины Федосовой тесно переплетено с педагогикой.

Ирина Федосова стоит в ряду родоначальников этнофутуризма наряду с Юрием Лисовским и Павлом Микушевым. Сама художница выделяет группу единомышленников, в конце 1990 годов задавших тон художественному направлению.
– Это «дедушка этнофутуризма», как я называю его, Павел Микушев, музыкант Александр Чувьюров, Юрий Лисовский и я, – говорит Ирина Федосова. – Мы представляли в те годы культурный андеграунд, открытый для художников, поэтов, музыкантов, этнографов и культурологов.

Творческий союз Нины Обрезковой и Ирины Федосовой.

Наиболее интересные и результативные творческие контакты, по ее словам, у нее сложились с Павлом Микушевым и поэтом Ниной Обрезковой, с которыми были созданы уникальные перформансы. Летом 2001 года на Черном озере под Сыктывкаром Ирина Федосова и Павел Микушев представили перформанс «Территория детства». Они символически погрузились в природное окружение детства, в котором ребенок свободно и бесстрашно познавал мир и открывал себя. Проект «Чудины» Ирины Федосовой и Нины Обрезковой с 2002 по 2009 годы был показан в Гимназии искусств при Главе РК и на Международном театральном фестивале в Сыктывкаре, на фестивале «Идна» в Ижевске, а также в Ухте и Санкт-Петербурге.
Оглядываясь назад, Ирина Федосова отмечает, что в Коми этнофутуризм имел свои особенности: малочисленную неоднородную группу художников, слабые связи с иными артистическими группами, недостаточные фото- и текстовые фиксации проектов и встреч, где проходило интеллектуальное общение.
По словам Федосовой, интерес к художникам был, но при этом создавались и «пугающе-безграмотные статьи и комментарии журналистов». Но были и чиновники, сопереживающие этнофутуристам, и, как результат – средства и открытые границы для популяризации нового художественного течения. При этом, по ее мнению, этнофутуризм в республике не вылился в арт-идеологию и не оказал особого влияния на культуру.
– Преобладание сентиментально-сказочного взгляда на мифологию, формальных принципов и способов «игры» с традицией, зависимости от конъюктурных запросов, к глубокому сожалению, свидетельствует об утрате жизнеспособности этого до сих пор мало исследованного направления, – говорит художница. – Когда идея преподносится в виде одиночных акций, разделяющих художников по тем или иным мотивам, художественное направление можно оставить в истории. Или выдержать паузу и увидеть обновленный этнофутуризм…
Сегодня значимыми этнофутуристами для Ирины Федосовой остаются художники, чье искусство наполнено таинством, внутренней энергией и душевной проникновенностью. Это сыктывкарец Павел Микушев, Зоя Лебедева (Удмуртия-Эстония), Ринат Миннебаев (Башкортостан), Алексей Чернышев (Удмуртия), Кучыран Юри (Удмуртия), Измаил Елфимов (Мари-Эл), Андрей Алешкин (Мордовия). Именно эти художники, на ее взгляд, являются сталкерами-проводниками из прошлого в будущее финно-угорского искусства. Благодаря им созданы фундаментальные художественные произведения, способные обогатить новое поколение художников и служить эталоном при выборе направлений дальнейшего своего развития.

В Гимназии искусств при Главе Республики Коми.

В 2006 году на Первом Всероссийском конгрессе фольклористов в Москве в докладе «Этнофутуризм как педагогическая инновация» художница представила опыт работы с детьми в Гимназии искусств при Главе Республики Коми. Она учила гимназистов осмысленно применять в своих композициях родной язык, стилизовать орнамент, интерпретировать мифообразы, осваивать игровое пространство.
– В творческом диалоге «ученик – педагог» формировалось этнокультурное пространство. В результате рождались новые, этнически окрашенные темы: «Ижмо-колвинский эпос», «Новые мифы», серия «Чери. Му. Би» («Рыбы. Земля. Огонь»), «Удмуртские песни», «Марийские сарафаны», «Звуки финского леса», – рассказывает Ирина.
За время преподавания в гимназии искусств родились как минимум пять арт-проектов, продемонстрировавших инновационные методы в образовании будущих художников. Первый из них – «Кар туй» («Дорога в город»), 2000 год. Для многих черно-белое решение детской выставки оказалось неожиданным и спорным, но уже в то время ученики Ирины совместно с учениками Павла Микушева наряду с традиционными художественными техниками и формами представили зрителю новые – мифоконструкты, инсталляции и перформансы. Второй проект – «Двенадцать сучков, четыре сустава, семь шишек», 2004 год. Инициатива образовательно-выставочного проекта принадлежала Национальному музею РК. Выставка открывалась детским перформансом «Белый пасхальный сон», а сами подростки участвовали в организации выставочного пространства, в котором переплетались темы календаря, свадьбы и сна.
Проект «Гогыль-могыль» 2005 года представлял собой коллекцию из двадцати костюмов в этническом стиле. В них подростки использовали синтез разных художественных техник и стилизованный финно-угорский орнамент. Коллекция гармонично встраивалась и в природно-городское, и в сценическое пространство. Ландшафтные инсталляции на реке Вычегде в 2005 году показали умение детей самовыражаться с помощью природных материалов: воды, песка, ветра и света. Ученики Федосовой, по ее словам, прикоснулись к искусству интуитивного самовыражения. Педагогическая деятельность Ирины Федосовой в Сыктывкаре завершилась в 2006 году выставкой работ учащихся Гимназии искусств в Национальном музее РК «Платье не продается».
Последние 16 лет Ирина Федосова работает в Центре творческого развития и гуманитарного образования «На Васильевском» в Санкт-Петербурге. Она сотрудничает с представительством Республики Коми в Северо-Западном регионе, где ей помогли быстро адаптировать художественные идеи и мини-проекты. Со студентами художественных вузов Санкт-Петербурга Федосова провела перформансы «Тотем», «Сон», «Чудины № 5», несколько выставок с инсталляциями и показами детских коллекций костюмов по этническим мотивам. Ученица художницы Ольга Малыгина параллельно с подготовкой к этнофутуристической выставке выполняла свой мозаичный авторский проект – памятник воинам из Коми АССР, погибшим на Невском пятачке при обороне Ленинграда. Национальную гостиную представительства Коми в Санкт-Петербурге украшает огромный занавес, выполненный Ириной Федосовой в технике батик.

Фрагмент шарфа «Героические птицы».

Но главным по-прежнему для нее остается преподавание. Ко второму по значимости делу своей жизни художница подходит основательно, не приемля мастер-классов формально-ознакомительного характера.
– Кто-то заметил: «Ты учишь детей не столько рисовать, сколько рассуждать и, главное, мыслить». В поле моего зрения – целостное, многогранное развитие и постоянное продвижение детского творчества этнического характера, – объясняет художница.
Ирина Федосова – автор образовательной общеразвивающей программы «Этника», включающая в себя рисунок, живопись, композицию, дизайн и декоративно-прикладное искусство. С ее помощью юные художники осваивают циклы «Архаика», «Этнографика», «Этноромантика», «Экзотика», «Этноморфозы», «Этнопроект».

Платье «Золотой песок Вычегды», МАНИшки.

 

Объект «Мужская неделька, семь штанов». Батик.

– Свои идеи учащиеся переносят на форму, «пропитывают» смысловыми текстами-узорами и экспериментальными техниками, реализуют их в природно-городском ландшафте или выставочном пространстве как перформансы или творческие акции, – рассказывает художница.
Так, восьмилетки создавали перформанс «Секретики», подростки – перформанс «Ненарисованное море», акции «Одежда для деревьев», «Экзотику на ветер», инсталляции «Чулан» и «Звуки ветра» и многие другие…
В 2019 году свой многолетний опыт педагогической работы Ирина Федосова обобщила в книге «Познаём. Играем. Созидаем». В основе книги – авторская концепция организации проектной деятельности учащихся, описание образовательных проектов «Дорога», «Триада», «Эклектика», «Север» с четким структурированным характером.

Полина РОМАНОВА

Фото из архива Ирины Федосовой и Национального музея РК

Проект «В стиле этно» реализуется при содействии филиала ГРДНТ им. В.Д. Поленова «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации»

Фрагмент платья. Батик.

 

«Праздник девятой луны». Батик.

 

«Санки». Батик.

 

Дороги». Объект.

 

«Голос». Батик.