Владимир Фомин. «Ювелирные» полотна

«Регион» продолжает знакомить вас с творчеством художников-этнофутуристов финно-угорских регионов России. Художественный почерк Владимира Фомина из Карелии не спутать ни с чьим другим. Это авторский замес русского лубочного стиля, абстракционизма и этнофутуризма. Особенно в его работах привлекают орнамент Русского Севера и тематика мифов народов Северо-Запада. В ярко расписанных композициях угадываются знаменитые герои карело-финского эпоса «Калевала» и причудливые вепсские лесные звери.

Каждый миллиметр полотен художника заполнен мельчайшими деталями: завитками, фигурками, точками… И тому есть объяснение: Владимир Николаевич получил образование художника-ювелира, и это отразилось на его стиле. Свои картины он выстраивает по законам и правилам ювелирного дела, с филигранно выверенной точностью. Живопись Владимира Фомина отличается красочностью, у него редко можно встретить мрачные тона.
– Я не люблю «грязные» цвета, то есть слишком глубокое смешивание масляных красок. Люблю открытые цвета – цвета для радости, – признается художник. – Я не копирую природу, а придумываю что-то свое и использую все цвета радуги. Это и есть жизнь.

Великолепный кабан. 2013 г. «Вепсская» серия. Холст, масло. 60 х 80 см.

А еще манера художника передает древний «скелетный» стиль, распространенный в искусстве первобытных народов. Однажды Владимиру Фомину на глаза попалась книга об археологии, старинных ювелирных изделиях. И выяснилось, что раньше в декорировании бронзовых украшений использовалась «рентгеновская», или так называемая скелетная техника. То есть художники рисовали позвоночник и внутренние органы животных. Такой прием позволяет увидеть зверей и птиц «насквозь», проникнув в их глубинное, вневременное языческое начало. Владимир дополнил эту традицию узорами костромской, новгородской, вологодской и ярославской игрушек – так родилась «вепсская» серия. Названа она в честь вепсов – малочисленного финно-угорского народа, проживающего в Карелии, Ленинградской и Вологодской областях. Традиционно вепсы, как и коми, занимаются охотой и рыболовством.
Картины этой серии Владимир выполнил на холсте масляными красками. Их герои – животные, которые обитают в Карелии и Финляндии, а сюжеты посвящены охоте и рыбалке – промыслам, без которых не прожить в лесном и озерном крае и с которыми связан местный фольклор. Кроме зверей и птиц на картинах изображены охотники, рыбаки и шаманы.

Красная лодка. 1997 г. Серия «Калевала». Холст, масло. 50 х 70 см.

«Вепсская» выставка пришлась по душе финнам – она демонстрировалась в музее охоты и рыбалки города Рийхимяки в 1995 году. Тогда ее посетили пять тысяч человек. Там же, в Финляндии, по предложению директора одного из музеев возникла идея написать серию картин по мотивам карело-финского эпоса «Калевала». И к 1997 году было создано 35 работ. Они показывались в Финляндии, а после, дополненные еще десятками живописных и графических полотен, отправились в турне по музеям Скандинавии.

Плачущий Вяйнямёйнен. 1997 г. Серия «Калевала». Холст, масло. 70 х 50см.

Персонажи этой серии – герои «Калевалы»: первый человек на земле, мудрец и рунопевец Вяйнямёйнен, кузнец Ильмаринен, выковавший волшебную мельницу Сампо, злая и коварная старуха Лоухи, которая правит в далекой стране Похъёле, и многие другие легендарные герои. Выполненные в авторском радужном стиле, они составляют необычайный мир «Калевалы» Владимира Фомина. Эти работы стали иллюстрациями изданной в Лондоне энциклопедии «Мифология мира» и ряда книг, выпущенных финскими, российскими и американским издательствами.

Городской вид. Серия «Лубок». 1995 г. Холст, масло. 20 х 80 см.

Признание получили и другие серии картин о культурном наследии Северо-Запада: «Кижи», «Калевала», «Мандалы», «Духовная», «Сказки Севера». А цикл «Пер Гюнт. Генрик Ибсен» был объявлен достоянием норвежского народа.

Церковь Воскрешения Лазаря. Серия «Кижи». 2010 г. Холст, масло. 50 х 65 см.

О художнике сняты телевизионные фильмы в России, США, Германии, Финляндии, Швеции, Норвегии. Его творчеству посвящены сотни публикаций в российской и иностранной прессе. О его жизни и работах вышло несколько книг. А совсем недавно в Торонто увидел свет сборник поэзии из романа Саши Соколова «Между собакой и волком», проиллюстрированный этнофутуристом.

Волшебник. Серия «Лубок». 1994 г. Холст, масло. 60 х 40 см.

Сегодня Владимир Фомин продолжает писать картины и работает над выпуском открыток с репродукциями своих полотен. Были планы на выставки в Европе, но в нынешней ситуации от них пришлось отказаться. Зато есть мысль открыть вернисаж в Москве. Это будет особенная экспозиция картин Владимира Фомина из частных коллекций.
Удивительное дело: родился и вырос Владимир Фомин не в Карелии, а в далеком сибирском Томске, откуда в 1992 году переехал в Петрозаводск. И в Сибири, и в Карелии природа, по мнению художника, похожа и одинаково вдохновляет на творчество. А вот к климату пришлось привыкать: к переменчивой погоде и короткому лету. На вопрос, скучает ли он по родине, Владимир Фомин отвечает: «А что мне скучать?! Я – в России».

Анна БАЖЕНОВА

Проект «В стиле этно» реализуется при содействии филиала ГРДНТ им. В.Д. Поленова «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации».

Чудесное превращение. 1996 г. Серия «Калевала». Холст, масло. 121 х 64 см.
Уточки. 2014 г. «Вепсская» серия. Холст, масло. 42 х 70 см.

Аккордеонист. Серия «Лубок». 2004 г. Холст, масло. 63 х 80 см.