Юрий Дырин. Воплощение мифа

В рамках проекта «В стиле этно» мы представляем мордовского художника Юрия Дырина – члена Союза художников России, педагога, директора Саранского художественного училища имени Ф.В. Сычкова. Сегодня его работы хранятся в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, частных коллекциях в России и за границей.

Фото Жанны Ларцевой, «Столица С»

К искусству Юрий тянулся с раннего детства. Первый его «холст» – пол, ползая по которому он малышом «рисовал» слюнявым пальцем. «Полотна» высыхали, но задумки оставались в голове, рождая новые работы. «Идеи, как и образы картин, витают в воздухе, их только надо уметь вытягивать», – говорит Юрий Александрович.
Окончив Саранское художественное училище в 1990 году, Юрий Дырин начал свой путь с реализма, уверенно заявив о себе на республиканских, межрегиональных, всероссийских и международных выставках. В начале пути на его творчество повлияли наивное искусство и примитивизм. Тогда же родились его необычайные коты, грустный лось и мудрая сова, смешные мужички в валенках и ушанках, пряничные деревенские домики и причудливые деревья – яркий, пышущий красками сказочный мир.

«Жили-были», 2019 г.

– По национальности я эрзя, – говорит Юрий Александрович (эрзя и мокша – субэтносы мордовского народа. – ред). – Мои работы на генетическом уровне связаны с народом и его культурой.
С проявлением этнофутуризма в современном искусстве Дырин столкнулся впервые в 1998 году на финно-угорском молодежном фестивале художников в Эстонии, куда ездил с ныне известными сыктывкарскими этнофутуристами Юрием Лисовским и Павлом Микушевым. С того времени в портфолио Юрия Дырина регулярно появляются работы на тему этники. Несколько его картин, написанных в конце 1990-х, посвящены Великой птице Иненармунь – согласно мордовской мифологии, создательнице Вселенной. Есть мифы, где Великая птица выступает своеобразной посланницей богов, говорящей человеческим голосом и предлагающей старикам загадки, которые те не в силах разгадать.

«Импортозамещение», 2018 г.

Интересный опыт обращения к народной теме – работа Юрия Дырина в качестве художника-постановщика мультфильма «Куйгорож», который вышел в проекте «Гора самоцветов» на московской студии «Пилот» и стал лауреатом кинопремии «Золотой орел». Юрий Дырин создал незабываемых персонажей мокшанской сказки: бедных и ленивых старика со старухой Пятаня и Акулю и домового Куйгорожа. По народным верованиям, это фантастическое существо с головой совы и хвостом змеи, приносящее в дом богатство. Куйгорож исполняет все желания хозяев и незамедлительно требует новую работу. Если ему ничего не поручить, он тотчас уничтожает все, что сделал ранее.
Отдельно надо сказать о технике, в которой творит Юрий Дырин. Изначально он писал в классической манере: маслом на холсте. А затем начались эксперименты: для придания объема и фактуры Юрий клеил на полотна всевозможные материалы: перья, шишки, паклю, грибы и даже… клыки кабана. Сейчас художник вернулся к традиционной стилистике, оставив в своем арсенале только холст, масло и акрил.

«Сухопутная рыба», 2014 г.

Тематику своих полотен автор связывает с тем, что он читал или смотрел в момент создания картин. Ведь все ментальное, духовное находит свое материальное воплощение в произведениях искусства, которые создаются по законам внутренней необходимости. Эту мысль Юрий уловил в книге Василия Кандинского «О духовном в искусстве». Также на творчество Дырина повлияла философия Ницше и его знаменитая книга «Так говорил Заратустра».
Вообще Юрия всегда привлекала восточная мифология и философия. В последнее время он обращается к ним все чаще. А еще к творчеству Валентина Пелевина с его трансгуманизмом – идеей человека будущего, который обретает бессмертие благодаря внедрению в него всех современных достижений. Соединение этих философий легло в основу новой выставки «Матрица Кришны», которая откроется в ноябре на площадке Аrtplay в Москве. Здесь Юрий Дырин выставляет свои работы уже четыре года подряд. Но, даже обращаясь к индуистской мифологии, художник остается верен своей, народной, тематике, используя в картинах мордовскую вышивку, выполненную студентами Саранского художественного училища имени Ф.В. Сычкова.

Анна БАЖЕНОВА

Проект «В стиле этно» реализуется при содействии филиала ГРДНТ им. В.Д. Поленова «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации».

«Старуха в огороде», 1994 г.

 

«Шут и дети», 2015 г.

 

«Благая весть», 2018 г.

 

«Путник», 2017 г.

 

«Жертвоприношение», 2022 г.