Ботать по-удорски

Экзотический вид озерной рыбалки практикуют лишь в нескольких деревнях на Вашке

Ученые полагают, что рыболовство на территории Коми края возникло полторы тысячи лет назад, а то и раньше. Старинные орудия и способы рыбной ловли у коми применяются и по сей день наряду с удочками, спиннингами, донками и «магазинными» сетями. С одной из таких поистине экзотических снастей нас познакомили в Удорском районе, где рыбу добывают посредством кытша ботала.

У Петра Егоровича Филина, учителя истории на пенсии, две взрослых дочери, обе ходят на рыбалку с отцом с самого детства. Любовь к рыбной ловле он перенял не от отца, как это водится, а от мамы родом из удорской деревни Выльгорт. Петр Егорович зиму проводит в Сыктывкаре, а лето, часть весны и осени – в родовом доме на Вашке. Ниже по течению реки расположены Острово, Канач, Кирик, Усть-Кула. Деревни умирают, вот и Острово опустело, в остальных зимовать остаются лишь по нескольку человек. А вот редкая рыболовная традиция – ловля на кытша ботала – у местных жива.


«Кытша» по-коми – круговой, «ботала» – от слова «ботать», то есть стучать по воде, пугая рыбу. Боталом на Вашке называют и палку, которой гоняют рыбу, и саму снасть. Мастерят такую снасть самостоятельно. Берутся два кольца из проволоки диаметром в метр, между ними закрепляются шесть палок. Это основа снасти. Вокруг нее обматывается сеть-трехстенка. Леска тут не подойдет, нужна прочная капроновая нить. Раньше ее плели сами, теперь хорошую сеть можно купить в магазине. Но вот реж – сеть с крупной, в 10–12 сантиметров, ячеей – по-прежнему вяжут сами. Попадая в ловушку, добыча оказывается в «мешке».
– Мама, помню, еще сама нить ткала, чтобы прочнее была. Чтобы сложить все правильным образом, приглашали мужчину, который умел это. Шесть с лишним метров сети надо для ловушки, но главное – посадить» ее правильно на основу.

Кытша ботала, пожалуй, единственное орудие, которым можно поймать рыбу в высокой озерной траве – зэридз, где она так любит прятаться.
Летом, когда позволяет отпуск, с Петром Егоровичем на рыбалку ходят дочери. Их завораживает сам процесс ловли. Взамен редкого зрелища они выступают штурманами и лоцманами: толкают лодку по озеру шестом. Кстати, свою плоскодонку, легкую и маневренную, Петр Филин тоже смастерил сам.
– Я бы не назвала рыбалку на кытша ботала легкой, – говорит Наталья Филина. – Бывает, отец выходит с самого раннего утра и до вечера «бродит» по озеру. Двигаться надо тихо, не торопясь, но производя шума. Весла нужны только на открытой воде, по озеру передвигаемся с помощью шеста.
Из-за труднодоступности акваторию Вашки можно без преувеличения назвать заповедной территорией. Тут только местные – птицы, звери да редкие жители окрестных деревень. Весной Филины обычно рыбачат на озере Ейты, летом предпочитают Кудымты. Озера связывают узкие протоки-проходы, заросшие травой. В прибрежной траве бурлит рыбья жизнь. По движению травы видно, когда рыба подходит и замирает. В этот момент надо осторожно «надеть» на нее сачок из сетки и начать ботать палкой-шестом. Рыба пугается, начинает метаться в траве и попадает в западню – а оттуда уже в рыбацкую лодку.
– Сноровка тут нужна. Надо уметь «надеть» на рыбу сачок так, чтобы она его не заметила. Поэтому рыбалку эту знают многие, а практикуют единицы, – говорит Петр Филин.
Достает кытша ботала он по надобности: «Если рыбы дома много, то и не нужно вовсе». Опять же, погода должна благоприятствовать: солнце – чтобы дно просматривать –
и отсутствие ветра – чтобы трава шевелилась не от его порывов, а от движения рыбы под водой.
Щука, окунь, карась, реже язь – обычный улов Петра Филина. Удачной считается рыбалка, когда улов превышает десять кило, обычно же он приносит домой шесть-семь килограммов.
– Вчера вот ходил, принес всего четыре килограмма, зато взял сразу две щуки – на полтора и два кило. Но осень опять же, улов уже не тот, что летом, – говорит он. – Самая большая щука, которую я ловил на кытша ботала, была четырехкилограммовой. А больше-то и не влезет: диаметр кольца – метр, а значит, щука по определению длинней быть не должна, иначе заденешь ее кольцом и спугнешь.

Полина РОМАНОВА

Фото из архива семьи Филиных

Публикация подготовлена при содействии Важгортского музея

«Гымга» на хранении. Из книги Н.Д. Конакова «Коми охотники и рыболовы во второй половине ХIХ – начале ХХ в.»

В книге этнографа Н.Д. Конакова «Коми охотники и рыболовы во второй половине ХIХ – начале ХХ в.» приводится множество орудий и способов лова рыбы у зырян. Любопытно, что кытша ботала в книге не упоминается, хотя есть описания похожих снастей. Наиболее распространенными из подобных рыболовушек были «морды», которые ставили в небольших реках, курьях и протоках, соединяющих старичные озера с основным руслом реки. У коми такие орудия назывались «гымга».
Изготавливались они преимущественно из сосновой дранки («дзав»), иногда из корней кедра или расщепленной черемуховой лозы («сарги»). Для изготовления обручей («гымга кытш») служил можжевельник. Наружный ободок горла «морды» чаще был квадратной формы, иногда прямоугольным, а у «морд» небольшого размера — полукруглым или круглым. Воронка «морды» («гымга чолас») наглухо прикреплялась к конической бочке («гымга эж\д»). Добытая рыба вынималась через незаделанное отверстие в нижней части «морды», закрытое берестяной дверцей («сюмэдюсь»).
На Вычегде и Печоре достаточно широко применялись «гымги» в виде деревянного каркаса, обтянутого сетью. Воронка у такой «морды» делалась также из сети. В Прилузье имелась особая конструкция «морды» под наименованием «пуш». «Пуш» делали из дранки или из рябиновых прутьев, но в отличие от «гымги» эта конструкция изготовлялась без воронки в виде конусообразного мешка.

Современная «морда», изготовленная из проволоки. Деревня Кони Княжпогостского района.

В отделе истории Национального музея Республики Коми представлена редкая рыболовная снасть. Она была привезена в музей в 2019 году из деревни Кони Княжпогостского района. До сих пор он в числе предметов-загадок. Снасть представляет собой две скрещенные дугообразные палки, прикрепленных в точке пересечения к шесту. К концам дуг предположительно крепили сеть, куда попадала рыба. Фото предоставлено Национальным музеем Республики Коми.