В Рай за сто километров

Именно на таком расстоянии от Сыктывкара расположилась деревушка с «небесным» названием

В этом году деревне Рай в Сысольском районе Республики Коми исполнилось 315 лет. Память о деревне хранят старожилы, а молодежь дарит ей второе дыхание, все чаще покупая в Раю заброшенные дома. К «райской» жизни прикоснулся и корреспондент «Региона».

Райские арбузы

Усадьба Лидии Ефимовны Ярковой стоит под горой в райском местечке Дикосикт. Название ему дал род хозяйки усадьбы – Дикоевых. В усадьбе три дома. Первый, столетний, – родовой. В нем Лиду качали в колыбели, отсюда она бегала к реке и карабкалась в гору, чтобы идти в школу. Второй – летний, укрытый с горы шеренгой кедров, стоит чуть повыше. Третий дом – дяди Лидии Ефимовны, знаменитого на всю округу охотника-медвежатника Михаила Дикоева. Его называли «единоличником», потому что в колхоз вступать отказался. Всю жизнь вместе с женой работал в зверохозяйстве. Земли для огорода ему за его упрямство не дали, не разрешили даже забор поставить. Зато был Михаил Дикоев и бондарем, и слесарем, и столяром, и плотником, и сапожником, и кожевенником, и часовщиком – умел все, что нужно, чтобы жить безбедно и независимо. До сих пор его вспоминают в деревне как искусного промысловика: и медведей, и волков добывал, а выдры – зверя хитрого – сдавал в заготконтору за сезон по пять-шесть, когда его коллеги били всего одну-две. В 1960 году он сдал государству пушнины на три с лишним тысячи рублей, а годом ранее убил медведя топором. Ныне дом охотника, дожившего почти до ста лет, пустует. Его охраняет пес Шарик – тоже местная достопримечательность. Пес показал нам чудеса акробатики, ловя в воздухе капустные листья, которые бросала ему хозяйка.
– Я ему их даже зимой даю. Удивительный пес – капусту любит больше мяса, – смеется Лидия Ефимовна.

Лидия Ефимовна Яркова.

Сверху участок похож на сказочный уголок. Прямо из горы бьют три ключа. «Наше главное богатство», – говорят Ярковы. Под одним из ключей земля красного цвета, а сама студеная вода на вкус отдает железом. В двух других – обычная питьевая.
Летом в почти сказочной усадьбе в мире и согласии обитают маленькие человечки, вяжут теплые носки, пьют чай вечерами и укрываются тут от взрослых невзгод и волнений. А вот и сами маленькие человечки, машут нам от калитки, приглашают войти. Четыре двоюродных и одна троюродная сестры от пяти до шестнадцати лет живут в этом райском месте с конца лета до сентября, когда снова надо идти в сад и школу. Все три месяца Алиса, Лера, Тася, Вероника и Софья вольно подрастают в бабушкином саду среди яблонь, вишен, цветов и животных. За оградой на вершине холма – качели, с которых открывается вид на излучину реки Большая Визинга и на райцентр, от которого до Рая шесть километров.
– Зимой скучать буду, – обозревая родные просторы, вздыхает третьеклассница Лера, которая живет тут с конца мая.
От самой калитки в усадьбу у нас глаза разбегаются от плодов земных. Горох, бобы, огурцы с помидорами, тыквы, капуста нескольких сортов, кабачки, картошка, патиссоны, морковь размером с доброе полено, свекла, зелень, пара десятков цветов: от эхинацеи и невиданного заячьего хвостика до традиционных георгинов и гладиолусов. Племянница безземельного «единоличника»-охотника будто трудится и за себя, и за дядю.
Наконец, видим нечто, от чего просто столбенеем, открыв рты. Арбузы! Без всякого укрытия, просто на грядке под листвой греется десяток зеленых «мячей» с желтыми боками. На минуту забываем, где мы. Ах да, мы же в Раю. Собака, питающаяся капустой, арбузы и дети без гаджетов, но с белоснежными козами и ленивыми кошками. В эту пастораль трудно было бы поверить, если бы мы не видели ее собственными глазами.

Райские прозвища

В том, что место это райское, убеждена и племянница Лидии Ефимовны Валентина Вениаминовна Пылаева. В Раю она родилась и выросла. Потом был перерыв на городскую жизнь длиной в несколько десятилетий – и возвращение на родину в 2010 году. Подтолкнула ее к этому бабушка Мария Александровна Беляева – сестра того самого медвежатника Михаила Дикоева. 90-летнюю жительницу Рая внуки забрали под опеку в город. Бабушка так чувствовала землю, что по обмену опытом ее отправляли в Москву на ВДНХ: делиться с колхозниками со всего СССР опытом по выращиванию гигантской репы и турнепса. Оторвавшись от Рая, бабушка переживала, что дом и земля останутся без присмотра. Чтобы успокоить ее, Валентина Пылаева с мужем стали проводить лето в Раю. Двенадцать лет назад впервые остались зимовать и с тех пор так и живут в деревне. Муж сапожничает в Визинге, хозяйка следит за огородом и цветником. Раньше держали кроликов, коз и поросят, нынче сосредоточились на курах. Дом в порядке, земля дает обильный урожай: бабушка, умершая несколько лет назад, могла бы быть спокойна. И хоть зимой частые гости деревни – волки, Валентина Пылаева утверждает, что тут благодать.

Валентина Вениаминовна Пылаева.

– Двадцать семей живут здесь постоянно, летом к ним прибавляются дачники, – рассказывает Валентина Вениаминовна. – Раньше приезжала автолавка, но нынче у всех машины: ездят за продуктами в Визингу или в деревню Горьковскую по соседству.
Пытаемся выяснить, какие фамилии характерны для Рая. Узнать об этом можно было на кладбище, но нынче следов его не найти: еще с советского времени покойников из Рая хоронят в Визинге. На месте часовни Георгия Победоносца, где отпевали усопших и оставляли их на ночь, сегодня стоит поклонный крест. Но и без кладбища нам рассказывают, что в Рае-Раю всегда жили Беляевы, Раевские, Першины, Дикоевы.
Не только кладбища и храма, нет тут сегодня и пьяниц. Пьющее поколение вымерло, объясняют старожилы. Тот, кто сегодня живет в деревне, больше спиртного уважает труд. Молодежь открывает пилорамы, среднее поколение занимается фермерством, работает в райцентре, пожилые трудятся на огородах. Но вот крупной скотины в Раю все меньше, все больше коз да птицы.
– А прозвища-то в деревне были? – спрашиваем, имея в виду вторые имена, по которым в деревнях традиционно узнавали потомков аборигенов.
– Да и сейчас есть. Вот я Кальпель Валя, и бабушка моя была Кальпель Марья, а пока замуж не вышла – Прокор Марья. Это значит, в роду у нас кто-то был с «птичьим ухом», – говорит Валентина Вениаминовна.
Рассказала она и о Сильö Свете, и Саввö Гене, и Миколе Альбине. Прозвища в деревне передаются по мужской линии. Это как «родвуж пас» – родовой знак. Только его ставили на крестьянские вещи, а прозвище десятилетиями и даже веками передается из уст в уста. Иной раз его заслужить надо. В книге выходца из деревни Генриха Майбурова «Родом из Рая» при упоминании жителей в скобках обязательно указывается и коми имя или прозвище: Закар Агни, Кöсöй Öльöксей, Савö Виталей, Ельк Сандра, Каля Тикöн, Пашö Настя, Прокопей Елис, Салдат Коля, Чуклöм Анна.

 

Райское привидение

То, что мы увидели в одном из огородов, вряд ли можно считать достопримечательностью, но внимание точно привлекает: среди цветов и зелени в воздухе парит привидение. Привлеченные необычным огородным пугалом, фотографируем его со всех сторон. Из дома выходит хозяйка, приглашает в гости. Вслед за ней из дверей вальяжно вываливаются упитанные кошки. «Мать и сын», – объясняет Валентина Егоровна Носкова. Она называет и свое деревенское прозвище – Кодзой Валя. Сколько лет прозвищу и кто из пращуров положил ему начало, она не знает. Пока мы разговариваем, в траве копошатся куры, важно вышагивают индюшки.

Валентина Егоровна Носкова.

Валентина Егоровна каждый день ходит на работу в школу в деревню Горьковскую, за два километра.
– Я сама из Раевских, а Носкова – это как раз горьковская фамилия. Очень много людей у нас раньше проживали, шумно было, детей много. Деревня была большая, все работали в колхозе. А теперь – пустота.
– Грустно вам от этого?
– Нет, я привыкла, – отвечает и прибавляет, обводя рукой окрестности: – А вокруг дома у меня рай.
И правда, рай, если не считать зарослей борщевика, заменивших в деревне заборы. Стоит оставить участок хоть на лето – и вредное растение вытеснит все остальные и возьмет дом в плотное кольцо.

Райская летопись

Согласно официальным документам, деревня Рай возникла после 1707 года, впервые упомянута в 1719-м как Раевская гора. В 1926 году именовалась «Раевской», насчитывала 32 двора со 131 жителем. В 1970 году тут жили две сотни человек. Трудились они в соседнем – богатейшем – колхозе, который располагался по соседству в деревне Горьковской. Она и по сей день выглядит обжитее и многолюднее Рая: в ней есть новый школа-сад, магазины. В 1989 году в Раю оставались 79 человек, в 2010-м – 32. Сегодня дом тут можно купить за 400 – 500 тысяч рублей, что все чаще и делают жители Сыктывкара и Визинги. По меркам центральной России дача в ста километрах от столицы – совсем недалеко, а в десяти от райцентра – и вовсе рукой подать. И хотя цивилизация тут близко, в Раю возникает ощущение, что ты на краю земли. Недаром одна из версий происхождения названия деревни звучит так. Пришли сюда первые поселенцы, встали на краю холма, обозревая просторы, раскинувшиеся до горизонта, подивились красоте да широте и произнесли: «Вот он, край, дальше не пойдем». Но в коми языке две согласных в начале слова уживаются редко, и буква «к» со временем из слова выпала, и превратился «край» просто в «Рай».

Учитель Гимназии им. А.С. Пушкина Ирина Конова.

Когда учителя могли водить детей в походы только с согласия родителей, педагог сыктывкарской Гимназии имени Пушкина Ирина Конова каждое лето возила сюда воспитанников Клуба любителей авторской песни. Дети с гитарами веселой толпой шли пешком от Визинги до Рая и на пару дней останавливались в одном из старинных домов. Дом этот принадлежал некогда матери Генриха Майбурова, представителя большой учительской династии, которая насчитывает 435 лет педагогического стажа. Генрих Сергеевич не только учитель-биолог и отец Ирины Коновой, но и настоящий летописец. Его не стало осенью 2020 года, но он успел выпустить книгу, посвященную родной деревне. В ней – история деревни от начала XVIII до XXI века, сведения о коллективизации, ветеранах, охотниках деревни. В работе над книгой принимали участие и внучка Полина Майбурова, ученики сыктывкарской Гимназии имени Пушкина.

Зинаида Ефремова Майбурова.

В 2007 году Майбуровы устроили большой праздник к 300-летию деревни: собрали жителей и выходцев из Рая. Писали персональные приглашения и разносили их прямо по домам. Можно было дать объявление в соцсетях или газете, но не хотелось, чтобы приехали посторонние: «Только свои, райские». И действительно приехали. Несколько десятков райчан, от подростков до почтенных старушек, весь день вспоминали, пели, плясали.
Сейчас эстафету сохранения памяти о Рае подхватила жена Генриха Майбурова, в прошлом учитель химии Зинаида Ефремовна. Это она познакомила нас с Валентиной Пылаевой, рассказала о часовне, о райчанах, которых уже нет в живых. В старом фотоальбоме хранит она карточки ушедших жителей Рая, может рассказать о каждом доме. Попав в семью мужа в Рай из глухой вятской деревни еще студенткой, прикипела к новой родине душой и с неохотой возвращается в город с наступлением холодов. На вопрос, сколько домов сегодня в Рае, не задумавшись отвечает:
– Шестьдесят один дом, и у каждого своя история.

Полина РОМАНОВА

Фото автора