Александра Юхлымова. Легенды на ткани

Продолжаем рассказ о художниках-этнофутуристах финно-угорских регионов России. Так сложилось, что это направление получило большее распространение на Северо-Западе России и в Поволжье. Но можно встретить этнофутуристические мотивы, этнокосмические сюжеты и у художников народов Заполярья. Одна из таких авторов – хантыйская художница и мастер Александра Юхлымова из Ямало-Ненецкого автономного округа.

Александра Юхлымова работает в Окружном доме ремесел в Салехарде, где дает мастер-классы, готовит выставки и создает незабываемые картины в технике батик. Она член Союза художников России, награждена специальной премией губернатора ЯНАО, знаком «Мастерство декоративно-прикладного искусства и ремесел Ямало-Ненецкого автономного округа».
По хантыйской традиции, в семьях старшие женщины обучают девочек рукоделию. С девяти лет Александра под руководством сестер и тети начала шить кукол, плела из бисера украшения и расшивала узорами бурки. В детстве ей очень нравилось мастерить из лоскутков, ярких и пестрых. Тогда она еще не знала, что работу с тканью можно совместить с ее любимым рисованием. Уже обучаясь в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна, Александра узнала о мастерской по росписи ткани, куда и начала ходить. Это были первые шаги к главному делу ее жизни.

Техника росписи по ткани имеет древние корни, а родина ее – Индонезия, где Александра мечтает побывать. О серьезности этого вида искусства говорит и то, что в 2009 году батик вошел в список шедевров нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Мастерица рассказывает, что рисование по ткани принципиально отличается от работы с бумагой и требует особого подхода к наложению и закреплению цвета. Она освоила разные техники батика: холодный, горячий, узелковый… Но больше ей нравится горячий, когда в качестве закрепителя красок используется горячий воск. Увлекает и сам процесс растекания и смешивания красок – оттого полотна у Александры такие радужные и сказочные.
В университете с ней училось много ребят из числа коренных народов, приехавших из самых отдаленных регионов. Так студенты знакомились с бытовыми особенностями, национальными блюдами и обычаями народов России. Но самыми близкими мотивами для Александры были и остаются северные: мифы, легенды, сказки… Их сюжеты и герои перекочевали на полотна. Вот мы видим мотивы хантыйской сказки «Казым Най» о дочери Бога, которая в образе кошки отправилась на землю, чтобы принести людям огонь. Или ненецкая легенда «Минлей» о птице с семью железными крыльями: в полете она гремит ими, пугая людей и напоминая о Боге, который следит, чтобы они не творили зло. Селькупская сказка «Чинг-ча» – о влюбленных, которые хотели быть вместе, но родные братья девушки были против и задумали убить жениха. Бог наказал их за это, превратив в серых ворон, а пару – в красивых белых лебедей.

Необычен триптих «Ханши – хантыйские письмена», состоящий из трех полотен: зеленого, голубого и красного, на которые нанесен орнамент в круге. В каждом круге изображены события жизни и промыслы народа ханты. Вот оленевод арканит оленя, вот сидит рыбак, а тут собака обгоняет охотника, идущего с добычей. А здесь женщина пеленает ребенка в люльке. Есть у Александры полотно о традиционном хантыйском празднике Вороний день, который отмечается в апреле в честь прилета ворон – они для народов Севера вестницы весны и покровительницы семьи и детей.
А еще художница создала работы на исторические и археологические темы – о первом русском заполярном городе в Сибири Мангазее, древнем городище-святилище Усть-Полуе, находке ученых – крышке старинного короба, который она изобразила на шелке «Усть-Войкар. Зарисовки», создав эффект трехполосной гравировки процарапывания бересты.

В свои работы Александра любит вписывать национальный орнамент. У хантов, как и многих народов, орнамент – сложная система знаков, которая использовалась как способ распознавания «свой-чужой» и как оберег. И на полотнах мастерицы он очень органично сочетается с сюжетом и цветовым решением картин. На Севере, где долгий период люди живут без солнца, где нет буйной южной растительности, так не хватает красок и света! Их отсутствие умело компенсирует художница своими яркими произведениями.

Мастерица создает не только декоративные полотна для выставок, но и предметы гардероба, пользующиеся спросом у местных модниц: расписные платки, шарфы, блузки, платья из атласа, шифона, крепдешина и шелка. В такой одежде можно быть уверенным, что твой наряд эксклюзивен и «двойника» ты не встретишь.
«Творческое начало проявляется в детстве», – уверена Александра, вспоминая, как рисовала, будучи еще маленькой. А теперь сама обучает детей росписи, и возможно, кто-то в дальнейшем продолжит ее дело.

Анна БАЖЕНОВА

Публикация подготовлена при содействии Окружного дома ремесел ЯНАО

Проект «В стиле этно» реализуется при содействии филиала ГРДНТ им. В.Д. Поленова «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации».