Декабрь: Глафира Сидорова. Жизнь в театре

С именем актрисы Академического театра драмы имени Виктора Савина, народной артистки СССР Глафиры Петровны Сидоровой связана целая эпоха в театральном искусстве Республики Коми. Почти семьдесят лет она отдала сцене, и за эти годы сыграла более трехсот ролей. 2 декабря исполняется 100 лет со дня рождения актрисы.

Глафира Сидорова родилась 2 декабря 1922 года в деревне Ивановка, недалеко от села Палевицы Сыктывдинского района Коми АССР в крестьянской семье. Отец Глафиры Петровны обладал хорошим слухом и во время службы в армии научился играть на корнете. Это умение помогло ему найти работу в Сыктывкаре: его приняли в оркестр при только что открытом в 1930 году Коми инструктивно-передвижном показательном театре (КИППТ). Вскоре в город переехала вся семья, а мать актрисы тоже взяли на работу в театр.

С детства Глафира Сидорова любила сцену, участвовала в школьной самодеятельности, и когда появилась возможность быть поближе к театру, она проводила в нем почти все время: ходила на спектакли, следила за репетициями, делала уроки и даже иногда ночевала. Неудивительно, что, повзрослев, решила поступать в театральный институт. В 14 лет Глафира попробовала поступить в студию при КИППТ, но не прошла по возрасту.

В 1938 году открылась коми национальная студия при Московском государственном институте театрального искусства (сейчас ГИТИС), и в Сыктывкар приехала экзаменационная комиссия. Отбор проходил в три тура. Чтобы произвести впечатление на членов комиссии, Сидорова одолжила у одной подруги нарядное платье, у другой – часы, причем мужские: по ее мнению, часы придавали солидности. На прослушивании она прочитала басню Крылова «Ворона и Лисица», стихотворение Виктора Савина «Мӧдлапӧлын» и отрывок из «Княжны Мери» Лермонтова. Этого оказалось достаточно, чтобы стать студенткой, минуя два оставшихся тура.

Учеба в Москве запомнилась Глафире Сидоровой встречами с выдающимися педагогами – артистами и режиссерами Московского художественного театра, посещением МХАТа, Большого и Малого театров, Третьяковской галереи. Все это не могло не оказать сильного влияния на становление актрисы; впечатления, полученные во время учебы, запомнились на всю жизнь. Но через три года студенчество для Глафиры Сидоровой и ее однокурсников закончилось: началась война. В 1941 году она, как и большинство студентов, была направлена на укрепление оборонительной линии на подступах к Москве. Группу Глафиры Сидоровой направили под Смоленск. В дороге их поезд бомбили немецкие самолеты, а ехать пришлось несколько суток, и до места назначения добрались не все. Студентов поселили прямо в поле, разместили в походных палатках, с утра до поздней ночи они рыли окопы. К осени всю студию и часть преподавателей эвакуировали в Сыктывкар, здесь студийцам и пришлось заканчивать обучение. В 1944 году актриса была награждена медалью «За оборону Москвы» и до последних дней считала ее самой большой наградой в своей жизни.

1943 году Глафира Сидорова поступила в труппу Республиканского драматического театра и очень быстро стала одной из ведущих актрис. И режиссеров, и зрителей поражала широта ее творческого диапазона, казалось, не было таких ролей, которые она не могла бы сыграть. Еще студенткой она сыграла такие знаковые роли, как Домна Каликова в одноименном спектакле по пьесе Н. Дьяконова и С. Ермолина, Рита Устинович в «Как закалялась сталь», Квашню в «На дне»… Интересно, что в начале актерской карьеры Сидоровой часто доставались возрастные героини: кроме Квашни, в первые годы в театре она сыграла тетку Карандышева в «Бесприданнице», Кабаниху в «Грозе» Островского.

Много лет Глафира Петровна была занята почти во всех спектаклях театра. Ей удалось сыграть самых известных героинь мирового театрального репертуара: Настасья Филипповна, Мамаша Кураж, Аухения в «Деревья умирают стоя», Люси в «Дальше – тишина», наконец — Васса Железнова в одноименной пьесе Горького, о которой она мечтала и к которой готовилась много лет. В золотой фонд театра вошли и ее роли в национальном репертуаре: Василиса в «Свадьбе с приданым» Н. Дьяконова, Ульяна в «Сельских вечерах» В. Леканова, Федора в «Бывают же такие» Г. Юшкова.

Большая занятость в театре и преданное служение сцене не мешали Глафире Сидоровой принимать участие в общественной жизни: она была депутатом Сыктывкарского городского Совета народных депутатов, делегатом городских и областных партийных конференций, художественным руководителем творческой студии в Республиканском училище искусств. Много лет Глафира Петровна возглавляла Союз театральных деятелей Республики Коми. Партнер актрисы по сцене Эрнст Вербин отмечал, что на этом поступ ей было «до боли необходимо помочь человеку, попавшему в беду, заблудшему или оступившемуся, или просто плохо живущему. И она помогала, не раз и не два».

Помимо той фронтовой медали, Глафира Сидорова была удостоена множества государственных наград, в том числе орденов Трудового Красного Знамени, Дружбы и «Знак Почета».

Глафира Петровна прожила долгую плодотворную жизнь. Она ушла из жизни 16 декабря 2019 года в 97 лет.

Юлия ЛЕГОТИНА

«Спасибо учителям и товарищам по искусству, без которых не могла бы я достичь успеха на сцене! Спасибо стране за мою необычную судьбу. Эти слова, возможно, звучат патетично, но в них нет лжи, в них бьется мое сердце».

(Глафира Сидорова, Книга воспоминаний «Театр — это жизнь!», 1922 г.)