Сладить сруб

Секреты деревянного домостроения от Михаила Игушева

В сегодняшних коми селах все чаще появляются дома, выстроенные по новым технологиям из современного материала. Но все же большинство сельчан предпочитают, как и раньше, простые деревянные срубы. Житель села Большелуг Корткеросского района Михаил Пантелеймонович Игушев построил не один десяток таких домов, соблюдая все домостроительные премудрости, доставшиеся ему от отца Пантелеймона Кирилловича. Этими премудростями он и поделился с нашим корреспондентом.

Не просто стены и крыша

Каждый раз, проходя мимо невзрачного, потемневшего от времени двухэтажного дома в центре села Большелуг, покрываюсь мурашками. Темные нежилые окна слепо смотрят на бегущих по делам сельчан. А ведь на этом месте мог стоять мой родной дом, ровесник этого уже покосившегося неухоженного «одиночки». В далеком 1992 году, когда родителям выделили участок под новый дом, почти девяностолетняя прабабушка Татьяна Федоровна настрого запретила строиться на этом месте: «Счастья новоселам не будет, место плохое!». Тогда нашей семье предложили землю чуть дальше по улице, там мой дом стоит и поныне. А на «плохом» месте все же построили дом, только вот жизнь у той семьи и правда не заладилась…
Во все времена дом был не просто стенами под крышей. Это личная крепость живущих в нем, островок тепла и безопасности. Коми, как и многие другие народы, относятся к возведению нового дома со всей серьезностью. Важны как функциональные аспекты – выбор леса, обработка древесины, так и ритуалы и обычаи: ведь новый дом должен быть не просто комфортным и долговечным, но и безопасным в более широком, сакральном смысле. В XXI веке домостроительные традиции все чаще уступают современным технологичным решениям, но во многих коми селах, как и прежде, молодежь, приступая к строительству, обязательно советуется со старшим поколением. В большой семье Игушевых за советом приходят к Михаилу Пантелеймоновичу.

«На дне луны»

Рождение дома начинается еще в лесу. Рубить лес для будущего дома нужно в январе, во время крещенских морозов или на убывающую луну. Считается, что «т\лысь пыд\сын»
– дословно «на дне луны» – лес неживой, он спит. Коми даже дрова предпочитали заготавливать на убывающую луну, иначе сохнуть полешки будут долго или вовсе покроются плесенью.
– Лучше всего для дома заготавливать болотный лес, – советует Михаил Пантелеймонович, – мы такой лес называем «егер в\р», «иней в\р». Вот, скажем, растет на болоте дерево двести лет, а в диаметре едва тридцать сантиметров: древесина у него плотная, годовые кольца тоненькие, друг к другу плотно примыкают. Бревна из такого леса даже спустя много лет «не теряют в весе», остаются тяжелыми.
А вот дерево, растущее в бору, уже спустя сто лет достигает полуметра в диаметре! Чем плотнее, тяжелее древесина – тем дольше будет стоять дом. По тем же причинам ценится сухостой. Близ Большелуга такого леса уж и не осталось, а вот в селе Нившера в нашем районе многие дома именно из сухостоя.
Сваленный лес привозят поближе к селу, на место, где будет идти дальнейшая работа. По весне, как начнет таять снег, бревна окорят и дадут им немного подсохнуть – под корой древесина влажная, скользкая, иногда смолянистая. На сухих бревнах куда проще делать метки под пазы, а они понадобятся уже в мае. Именно тогда дом будут рубить – ладить сруб.
От того, как на углах сруба соединяются бревна, зависят и теплопотери будущего жилища. Большелугские коми предпочитали соединение «чашкой». Сруб поднимают на чистом месте, там, где еще не рубили, в противном случае будущий дом может «заразиться» грибком, долговечности строению и здоровья жильцам это не добавит. Хороший сруб – залог того, что дом долго простоит.
– Отец многое знал и умел, – рассказывает Михаил Игушев. – Родительскому дому шестьдесят лет, и он в очень хорошем состоянии. Знаю, что другой дом, построенный в тот же год из того же леса, но срубленного в «неправильное» время, уже давно распилили – сгнил.

По сторонам света

Есть в зырянском домостроительстве и уже позабытые правила. Раньше старались обращать внимание и на то, как росло дерево относительно сторон света. Считалось, что бревно нужно располагать так, чтобы северная часть дерева (определяют это по плотности годовых колец) оказалась наружной стеной, а южная – внутренней.
– Сейчас мало кто учитывает этот момент, – говорит Михаил Пантелеймонович. – Даже когда просто пересаживаешь дерево, важно сохранить правильное расположение относительно севера и юга. За примером далеко ходить не надо: несколько десятков лет назад на нашей улице посадили два одинаковых саженца кедра: один так, как он рос в лесу, другое же деревце развернули. Так первый кедр уже в три раза выше и шире второго!

До и после помеча

Лето – самое время поднимать дом. На готовом срубе делают пометки, разбирают и перевозят на место будущего дома. В первый день дом «обкладывают» – много рабочих рук здесь и не надо. Главное сделать основу – поднять сруб до уровня будущего пола. Ну, а на второй день созывают помеч – собирают народ на подмогу и совместно возводят дом под крышу. Денег за такую помощь не берут, а только угощаются ужином да пьют сур. Помеч – важное событие для сельчан, каждый коми ребенок слышал потешку «Катша, катша, китш-котш, тури помечэ корэ». По ее сюжету журавль зовет на помеч лесных зверей, и каждый по мере сил вносит вклад в строительство.
Во время сборки сруба щели между бревнами закладывают болотным мхом – такой утеплитель не сыреет и хорошо сохраняет тепло. После помеча, когда сруб уже под крышей, хозяин доделывает дом сам или нанимает помощников. Теперь нужны окна, полы, потолки, и здесь тонкостей предостаточно! Например, окна устанавливают с запасом: сколько бревен, столько сантиметров и закладывается на усадку. И неважно, сколько лет срубу. Даже десятилетний сруб после установки печи будет садиться, по мере того как теплый воздух дома его подсушит.
Сами оконные рамы делают из сердцевины дерева, хотя некоторые мастера предпочитают внешнюю часть – заболонь. Двери тоже принято делать из сердцевины – но выбирать материал нужно внимательно, чтобы дерево не треснуло. Подоконник и откосы окна стараются располагать сердцевиной внутрь – если материал и даст трещину, ее не будет видно.

Счастливое место

Выбор места для дома – большое и ответственное дело. Не зря же прабабушка была так категорична! Коми часто возводят жилье на месте домов предков, считаются хорошими и места, где лежит, отдыхая, скот, или плетут паутину пауки. Там, где раньше проходила дорога, стояла баня или дом, жители которого были несчастливы, а также на месте пожара дома не строят и по сей день. Ведь каждый хочет, чтобы дома жило счастье.

Мария Игушева

Фото автора и Михаила Макарова