В дикий лес за красотой
Корреспондент «Региона» несколько дней провел в нацпарке «Койгородский»
Национальный парк «Койгородский» – новорожденное дитя биологов и защитников природы. Первые мысли об организации особо охраняемой природной территории на юге Коми появились еще в 90-е годы прошлого века. В 2009 году было подписано соглашение о намерении создания нацпарка, затем начались плановые обследования, разработка эколого-экономического обоснования. Лишь к концу 2019 года было принято окончательное решение, и в декабре постановлением правительства России был организован национальный парк «Койгородский». Он стал третьей федеральной особо охраняемой природной территорией в Коми после нацпарка «Югыд ва» и Печоро-Илычского заповедника. Несмотря на название, 57 гектаров девственных лесов средней и южной тайги расположены на территории двух районов – Койгородского и Прилузского.

Сто девяносто километров от Сыктывкара до Койгородка проносишься за полтора-два часа, еще сто километров по укатанной лесовозами грунтовке и около двух километров по глинистой то ли дороге, то ли тропе, путь по которой после дождя и в межсезонье занимает добрых полчаса, – и мы на месте. Извилистая речка Суран здесь делает петлю: получается, что стоянка Федоровка зажата рекой на полосе шириной в 1,7 километра. По территории нацпарка разбросаны еще несколько стоянок: Матвей шор, Восточная, Сенюк и самая дальняя – Грань. Нет-нет да и встречаются старые капканы и ловушки, оставленные охотником. Теперь вести тут какую-либо деятельность нельзя. Похоже, это знают даже животные, привыкшие за три года, что их берегут и подкармливают: для лосей устраивают солонцы, сажают овес для кабанов и медведей. Не случайно нацпарк «Койгородский» называют роддомом для лосей: каждую весну тут приносят потомство десятки сохатых.
Ходить егерям приходится много. Меряя шагами тайгу, проходя за сезон сотни километров, они проводят зимние маршрутные учеты. С их помощью биологи изучают плотность таежного «населения» и численность охотничьих зверей и птиц на больших территориях. Учиться инспекторам приходится на ходу. Таежного опыта, знания леса и повадок зверя у них хоть отбавляй, а «научный подход» приобретается с опытом.
– По весне, как только снег сошел, пошел я на обход у Матвей шора, смотрю – ягода красная, я такой не видел никогда. Я ее сфотографировал, а в офисе руками всплеснули: где снял? «Да не знаю». – «Надо геоточку ставить». Оказалось, что это редчайший вид, – рассказывает инспектор Руслан Ушаков, который теперь фиксирует все необычное, что видит.
А необычного тут хватает, надо только уметь разглядеть. Хотя парку всего три года, но у него уже начали появляться свои легенды и истории. Они есть у каждого из инспекторов: у кого-то о том, как плутал по лесу, у иного о встрече с хозяином тайги. С улыбкой рассказывают они о кабанах. Мол, хряк живет отдельно от семьи, хотя о свинье и кабанятах заботится: ищет для них зимой корм, а потом снова уходит. Лось совсем не боится человека: по жаре лежит в лужах, не шелохнется, хоть рядом проходи. А вот росомаху традиционно по-охотничьи называют паршивым зверем: она-де убивает больше, чем может съесть, а съедает больше, чем может переварить.
Что до кабанов, их следы видели и мы, когда добирались с инспекторами до Федоровки: на протяжении нескольких километров ехали вдоль цепочки отпечатков их копыт. Кабан то забирал на обочину, то нырял недалеко в лес, то снова выходил на дорогу: по укатанному песку легче двигаться не только человеку, но и зверю. Помогать разглядеть животный мир инспекторам помогают не только внимательность, но и фотоловушки. Самая «богатая» расположена на Матвей шоре: в ее объектив попадали и рыси, и волки, семья медведей, выдры, бобры. Однако за год ловушки нащелкали столько, что впору открывать выставку.

Но особенно нацпарк ценят исследователи флоры. Этой весной на территории национального парка «Койгородский» сотрудники Коми научного центра обнаружили интересные находки: сумчатый гриб микростому вытянутую и салатное растение. Микростома вытянутая занесена в Красную книгу Республики Коми как редкий вид с низкой численностью. На территории республики отмечено всего несколько мест, где был найден этот гриб. В России микростома произрастает от Европейской части страны до Дальнего Востока. Этот странный изящный гриб можно встретить в старовозрастных хвойных и смешанных лесах. Появляется он ранней весной почти сразу после схода снега, как только влажная земля прогреется под солнцем.

Кроме микростомы ботаники выявили в койгородском парке еще одно раннее растение, которое привлекает насекомых-опылителей сменой цвета венчика: сначала он розовый, потом пурпурно-фиолетовый, а затем синий. Речь о медунице неясной. Этому цветку посвящено немало легенд, одна из которых гласит, что однажды богиня Флора устроила смотр цветам. Особое внимание она обратила на медуницу, которая весьма смутилась таким интересом и даже залилась румянцем. Богиня пожалела скромницу и объявила, что теперь ее цветки всегда будут такими же изменчивыми. Медуница является не только одним из вестников наступившей весны, но и салатным растением: из-за большого содержания витаминов, раннего отрастания и нежности свежие листья этого растения используют для приготовления весенних салатов. В Англии медуницу даже специально разводят как салатное растение. А в нацпарке – сохраняют.
Обходить, охранять, вести учет – официальные обязанности десятка инспекторов «Койгородского». Кроме этого, они занимаются встречей волонтеров, обустройством стоянок, поддержанием порядка на них. Инспекторы в нацпарке в основном из местных, тайгу знают как свои пять пальцев, а еще мастера на все руки. Например, бригада строит деревянный дом обычно за месяц, а инспекторы вместе с руководителем нацпарка – за два дня, вот как в минувшем августе. Для встречи волонтеров нужна не только машина или квадроцикл. Нужны условия: крыша над головой, кухня, печь, баня, место для костра. Все это – новое и добротное – есть на Федоровке.
Под конец года в качестве волонтера парка на стоянку отправилась главный редактор журнала «Радуга» Нина Новикова. Перед тем как приступить к работе, она со спутниками решила изучить окрестности.
– Начали мы путь в пойме реки Суран. За день планировали пройти 10 км. Но куда там: один километр за один час едва проходили. Бобры перекрыли реку в нескольких местах, образовав настоящие болота. Конечно же, на карте их не было. А поднявшись выше, мы столкнулись с ветровалом! – рассказывает журналистка. – Леса здесь старые, ели в два обхвата. Когда сильные порывы ветра обрушиваются на деревья, то валят одно за другим. И так на протяжении нескольких километров. В итоге образуется ветровал – непроходимый участок из поваленных деревьев и пробившегося молодняка. Вот по такому участку и пришлось идти следующие пять километров.
Однако кроме знакомства с ветровалами работы волонтерам хватает. Это и обустройство экотропы, и покраска и благоустройство домиков для туристов, и другие бытовые вещи, с которыми без лишних рук в парке не справиться. Несмотря на холод и сырость предзимья, впечатления у последней в этом году смены волонтеров сильные.
– Это самый красивый и дикий лес, который мы видели в Коми, а для туристов это место – настоящий рай, – утверждает Нина.
В этом году условия проживания на стоянке испытали на себе и семьи. Вернее, семья начальника отдела развития туризма и экологического просвещения нацпарка «Койгородский» Анны Душейко, которая отправилась на дальнюю стоянку вместе с трехлетним сыном.
– Изначально, когда мы планировали развитие туризма на территории национального парка, решили делать акцент на семейных турах выходного дня. Природа и расположение парка позволяют наполнить выходные познавательными смыслами. Но, конечно, если что-то предлагать, нужно сперва опробовать на себе. Нам было важно посмотреть, как чувствовали бы себя в парке туристы с детьми. Испытание прошел и парк, и трехлетний Лев, – рассказала Анна.
В дороге Лев на вопрос коллег Анны, куда он едет, важно отвечал: «В лес работать!». «Работал» Лев бок об бок с инспекторами пять дней: чинил трактор, запускал коптер, топил печки, привозил воду, подметал в домиках. Вместе с ними провел экологический лагерь, изучил маршрут для экотропы, вдохновил маму на идеи для дальнейшей работы. А главное, на собственном опыте оценил возможности развития семейных туров выходного дня в нацпарке «Койгородский».
Важным направлением деятельности парка является эколого-просветительская деятельность, именно она позволяет донести в широкие массы природные ценность и уникальность территории для местного сообщества, жителей региона в целом. Национальный парк «Койгородский» старается искать новые интересные форматы, которые привлекут к нему больше людей. Снимали мультфильм про территорию парка «В гости к лосю Степану», организовывали выставки для жителей сел и деревень Койгородского района, начали работу и по выстраиванию взаимодействия с местным населением в целях развития туристской деятельности.
В этом году парк впервые провел конкурс среди мастеров Прилузского и Койгородского районов по изготовлению брендированных сувениров. Мастера представили игрушки, шоперы, косметички, броши и берестяные значки. С победителями конкурса парк заключил договоры на поставку определенного тиража. Тем самым парк уже сейчас способствует формированию интереса в развитии туризма среди инициативных людей и финансово поддерживает развитие малого предпринимательства.
Полина РОМАНОВА
Фото автора, Нины Новиковой и пресс-службы нацпарка «Койгородский»