Арт-пространство в «нехорошем» доме

В Воркуте открылась необычная выставка современного искусства

В середине января в Воркуте открылась выставка современного искусства «Адреса(н)ты». Выставка очень необычна – и экспонатами, и местом проведения. Им был выбран большой и очень своеобразный дом, знакомый жителям и гостям Воркуты по вывеске на крыше «Покорителям Заполярья – слава!», прозванный горожанами «Пентагоном» или «Китайской стеной» и ставший городской легендой.

Эта девятиэтажка по ул. Димитрова, 5Б была построена с большими усилиями на вечной мерзлоте в 1981 году как малосемейное общежитие комбината «Печоршахтострой». Люди с нетерпением ждали его ввода в эксплуатацию, за ордерами на вселение стояли в очереди. В ту пору тут жило много молодых семей с детьми: шахтеры, геологи, строители. Жили дружно: знали всех соседей, отмечали вместе свадьбы, юбилеи, иные праздники, ставя большие столы прямо в коридорах, а детям всегда было с кем поиграть и пообщаться.
Спустя годы люди стали массово уезжать из Воркуты, налаженная инфраструктура – сыпаться. Где-то с начала 2000-х и этот дом стал деградировать, превратившись в настоящую трущобу. Обшарпанные, грязные стены с приличными и совсем нет надписями. Очень тусклое освещение. Заколоченные двери нежилых квартир. Типичный стойкий запах «нехорошей» общаги с сомнительным контингентом обитателей. Из 350 квартир сегодня обитаемы около 50. И хотя во многих из них живут вполне приличные люди, гостей они на всякий случай встречают и провожают – мало ли кто в подъезде встретится… Особенно актуально это стало после того, как в доме случилось несколько криминальных происшествий. В общем, организовать здесь выставочное пространство – еще та идея…

Один из организаторов выставки Дмитрий Махов – художник, работающий с городским пространством, текстами, так называемый publicart. Бывший воркутинец, шесть лет назад он переехал в Сыктывкар, однако связь с заполярной родиной продолжает поддерживать. В столице Коми он стал сооснователем независимого творческого объединения «/ВВ/». Сотрудничает с арт-группировкой «Труба Зовет!», состоящей в основном из бывших воркутинцев, разъехавшихся по разным уголкам России, и возглавляемой художницей Марией Тимофеевой. И там и там художники преимущественно совсем молодые, студенты и даже школьники. Осенью 2022 года Дмитрий со товарищи провели в Воркуте выставку фотографий архитектурных объектов города советского периода.

Дмитрий Махов

Идея «Адреса(н)тов», по словам Дмитрия, была коллективной и родилась еще в сентябре 2022 года. Место для экспозиции также выбрали не случайно: и «Труба Зовет!», и «/ВВ/»
работают в неформальных пространствах и влюблены в Воркуту. Подобную выставку арт-группировка уже проводила полтора года назад на поселке Рудник – ныне давно нежилом, разрушенном и очень притягивающем своей атмосферой людей творческих. В этот раз было решено дополнить ту экспозицию новыми работами и разместить их в центре Воркуты – хоть и в обитаемом, но тоже мифическом месте. В ноябре стали выстраивать концепцию, приглашать авторов.

– Мы хотим, чтобы этот уникальный дом стал туристической точкой, местом притяжения, – поясняет Дмитрий. – Многие воркутинцы его боятся, отзываются плохо и о нем, и о его жителях. Но на самом деле тут проживает много хороших, отзывчивых, интересующихся искусством людей. А само пространство так уникально, что мы хотели показать его большому числу людей, а также продемонстрировать, что оно может стать даже выставочным местом. И нам хочется, чтобы приезжие блогеры заходили сюда не как в «самый ужасный», а как в самый галерейный дом Республики Коми. Вообще, Воркута для художников – как красная тряпка для быка в хорошем смысле этого слова. Она им очень интересна, они с удовольствием участвуют в проектах, связанных с городом, переосмысливают его.

Организаторы бросили клич художникам в интернете, приглашая создавать работы к экспозиции. Предложили сформулировать новое и актуальное послание в любом жанре, будь то криптограмма, петроглиф, телеграмма или иное обращение, во всевозможных техниках и формах. А кому адресовать послания, организаторы не уточняли, творцов не ограничивали. И каждый из художников решал сам, к кому посредством своего арт-объекта он хочет обратиться: к будущим ли потомкам, к космосу и внеземным цивилизациям или к самому себе. А некоторые из работ не имеют адресатов. Так что каждый посетитель может найти тут свои послания и смыслы.

Всего на экспозиции представлено около 150 работ от почти сотни художников из 42 городов разных регионов России, в том числе Сыктывкара, Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Кирова, Калининграда, Апатитов, Новосибирска, Омска, Воронежа, Пензы, Саранска, Тольятти, Тобольска, Нового Уренгоя, Магадана, Владивостока. Зарубежье представлено Беларусью, Молдовой и Норвегией. Увы, не все работы смогли доехать. Единственная участница из Молдовы выслала свою работу – семена в бутылке, но на почте посевной материал высылать запретили, бутылку разбили. Работу она переделала и выслала снова, но та заблудилась в пути, до Воркуты так и не добравшись.
А вот работ воркутинцев тут изначально не было: местным авторам предлагали поучаствовать, но они отнеслись к самой идее с недоумением: дескать, вы дом-то этот небезопасный видели?! Но уже во время монтажа выставки, перед самым ее открытием, через третьи руки экспозицию все-таки дополнил один пейзаж воркутинского автора под громким псевдонимом Пикассо.

По словам Дмитрия Махова, во время двухдневного монтажа выставки жильцы выходили к организаторам, интересовались их делом, приносили еду, воду, предлагали чай и погреться. И ему даже стало обидно за жителей: то есть для выставки дом небезопасный, а проживать тут, получается, безопасно?
На вернисаже было очень много людей: зрители заполнили этажи и лестничный проход по всей зоне экспонирования. Часть из них – как раз нынешние и бывшие обитатели «Пентагона».

В число экспонатов вошли образцы самых разных жанров: это не только традиционные живопись, графика, фотографии, постеры, но и видео-арт, саунд-арт, цифровой и аналоговый коллаж, различные объекты и инсталляции, текстильное искусство, анимация, фотограммы, рельеф и даже фильм-опера – при всей ее традиционности тут она весьма необычна. Есть и книжица комиксов – вольная трактовка в рисунках первого действия бессмертного грибоедовского «Горя от ума». Из самых редко встречаемых техник Дмитрий отметил небольшой барельеф «Дети Атлантиды» и печать на облицовочной плитке.

Работы вывешены и выставлены на стенах лестничных пролетов и коридоров с первого по пятый этаж, а самый первый экспонат – тот самый барельеф – размещен на наружной стене дома прямо над входом. Поскольку стены «Пентагона» за много лет без ремонта потеряли свежесть и обросли многочисленными надписями разных размеров и смыслов, то они стали очень своеобразным фоном, обрамлением для посланий художников.
Период работы выставки – бесконечный: все экспонаты, кроме мультимедиа, которые были лишь на вернисаже, останутся на местах навсегда (или пока жители и гости дома позволят им там оставаться). А еще организаторы выставки планируют создать ее сайт и выложить там все присланные работы. Тогда «Адреса(н)тов» можно будет посетить из любой точки мира.

Ирина САМАР

Фото автора и Владимира Юрлова