Гундыр. Коми дракон

В мифологии практически каждого народа есть устрашающие рептилии, объединенные под привычным названием – дракон. Есть такой дракон и в коми фольклоре. Гундыр в современной трактовке – это сказочный чудовищный великан с тремя, шестью, девятью или двенадцатью головами. Чаще всего чудовище выходит из воды или прилетает в виде «сьöд кымöр» (черной тучи), «лöз ру» (синего тумана), «сьöд тшын» (черного дыма).

В. Игнатов. Победа Перы-богатыря над Гундыром

Интересен тот факт, что ранее в фольклоре коми и коми-пермяков Гундыр имел человеческий облик, ездил на коне, жил в доме или во дворце, выполнял хозяйственную работу. Вероятно, под влиянием русского фольклора с 40-х годов ХХ века Гундыр иногда начинает представляться гигантским змеем или драконом.

Гундыр – безусловно отрицательный персонаж, его основные «функции» – быть противником сказочного героя, пожирать людей (реже – солнце), похищать чужих жен и невест. В устной традиции Гундыр соединяет в себе образы Волчьего царя, Беса, Кощея, «иного царя», медведя, Лешего, Водяного Глöта. В просторечьи термин «гундыр» широко применяется в качестве ругательства.

Перед битвой с противником Гундыр, чье дыхание считается нечистым, выдувает гумно длиной в столько верст, сколько имеет голов.

А. Мошев. Гундыр

Вот как описывается схватка Ивана-царевича и Гундыра в коми народной сказке «Гундыр» в литературной обработке Н. Белинович и Ф. Плесовского:

«Стал Иван караулить. В полночь слышит, кто-то едет-гремит на телеге: это на тройке примчался трехглавый Гундыр. Тело у него, как у медведя, а из трех голов дым валит. «Иван-царевич в мою усадьбу пришел, принес своей крови ложку и мяса плошку, мне как раз проглотить принес… Давай дунь, да так, чтобы стало железное гумно в три версты длиной и в три версты шириной.

– А сначала, – молвит Иван, – ты сам дунь, у тебя три души, да все поганые, а у меня одна, да чистая.

Дунул трехглавый Гундыр, и стало железное гумно в три версты длиной и в три версты шириной. Начали они биться. Бились, бились. Изловчился Иван и отрубил саблей все три головы Гундыра, бросил в сарай, а лошадей привязал к кормушке с пшеницей. Потом вернулся в избу и спать лег… Вечер наступил… Осмотрел Иван лес, обошел вокруг дома, слышит, кто-то неподалеку гремит-едет. И впрямь – на шестерке лошадей подъехал шестиглавый Гундыр. Тело у него, как у медведя, а из шести пастей дым валит. «Ты, – говорит, – Иван-царевич, на моё хозяйство заришься. Брата моего убил. Ну-ка, садись мне на язык, я проглочу тебя».

– Не прицеливайся сразу высоко, давай поборемся сначала, – говорит Иван.

– Дунь, да так, чтобы стало здесь железное гумно шесть верст длиной и шесть вёрст шириной.

Засмеялся Иван: «Сам дунь. У тебя шесть душ, да все поганые, у меня одна, да чистая». Дунул шестиглавый Гундыр, легло железное гумно шесть верст длиной и шесть верст шириной.

В. Поляков. Иллюстрация к сказке «Гундырли»

Стали бороться Гундыр с Иваном. Боролись, боролись. Иван опять саблей махнул, и полетели все шесть голов Гундыра повыше земли, пониже облака. Подхватил Иван головы, бросил их под сарай, а шестерку коней привязал к кормушке с пшеницей. Теперь уже девять лошадей стало у Ивана и девять голов собралось. Иван вернулся в избу… Вечером Иван стал выходить караулить… Все ходит вокруг дома, слушает, не подойдет ли кто. Бродил, бродил он по двору, услышал, будто бы кто-то гремит-едет. Посмотрел Иван и увидел – на девяти лошадях прискакал девятиголовый Гундыр. Из его девяти пастей летит огонь и дым, тело железной чешуей покрыто, за плечами крылья. «Ты, – говорит, – Иван-царевич, пришел в мое хозяйство и барствуешь, моих двух братьев убил. Может, меня хочешь убить? Ну-ка, прыгай на язык, я проглочу тебя».

– Не прицеливайся сразу высоко, – говорит Иван, – давай бороться. Отвечает Гундыр: «Давай, только дунь, пусть ляжет железное гумно девять вёрст длиной и девять вёрст шириной».

– Сам, – говорит Иван, – сначала дунь. У тебя девять душ, да все поганые, у меня одна душа, да чистая.

Дунул девятиголовый Гундыр – легло железное гумно девять верст длиной, девять верст шириной. «Говори, Иван-царевич, как мы будем бороться».

– А вот, – отвечает Иван, – я пойду на правый конец гумна, ты на левый, а потом пойдем друг другу навстречу. Который из нас упадет при встрече, тот и будет убит… Пошли они навстречу друг другу, да один мимо другого так и прошли. «Где ты, Иван, прошел?» – спрашивает Гундыр у Ивана.

– Под твоей правой рукой, – отвечает царевич.

Второй раз встали они на конце гумна, опять отправились друг другу навстречу, и опять не столкнулись. «Теперь ты где прошел?» – спрашивает Гундыр.

– Теперь под твоей левой рукой.

– Ну ладно, толку из этого у нас не выйдет. Давай врукопашную биться.

Ну и боролись же – смотреть страшно! … Гундыр наклонил свои девять голов, железная чешуя сдвинулась, приоткрылось на шее голое тело. Ивану только это и нужно было. Свистнула сабля, ударила по шее Гундыра, все девять голов с плеч покатились… Иван взял головы и бросил в сарай. А девять лошадей привязал к кормушке, полной отборным зерном. Теперь у него уже восемнадцать коней и восемнадцать голов».

В. Осипов. Иллюстрация к сказке «Сар пи»

В коми народных сказках рядом с Гундыром живет и колдунья Ёма – жена дракона, которая мстит за его смерть.

Образ Гундыра в народной этимологии связывается с понятиями «гу» («яма»); «гуны, гусявны» («украсть, красть»); «гуниктыны» («проглотить, глотать»); «кунöр, кымöр» («туча»). В удмуртском языке «медведь» звучит как «гондыр». На самом деле слово восходит к общепермскому gundir – чудище, дракон, которое, по мнению этнолога и этнографа Владимира Напольских, является заимствованием из древнеосетинского gundar. По-осетински käf-qwyndar в буквальном переводе –
«рыба, покрытая шерстью», что совпадает с коми-зырянским значением «гундыр-чери» – «маленькая прожорливая рыбка с большой головой, коротким туловищем и острым хвостом».

К теме Гундыра обращались известные коми фольклористы Анатолий Микушев, Федор Плесовский. Народные сказки о коми драконе в свое время литературно обработал народный писатель Республики Коми Петр Столповский. В сети Интернет можно найти современную сказку «Гундыр» Юрия Пешкилева. По сюжету произведения группа путешественников-исследователей сталкивается в тайге с древним ящером из легенд народа коми. Монстр является хранителем земли, ее недр и готов защищать ее любыми способами.

К образу Гундыра обращались известные художники: Валентин Поляков, Аркадий Мошев, Владимир Осипов, Василий Игнатов.

Снежана ЖУРАВЛЕВА

Проект реализуется при содействии Национальной библиотеки Республики Коми.