Умные и безопасные

Телекоммуникационные компании страны продолжают внедрять уникальные технологии

Журналистов Северо-Западного федерального округа пригласили посетить ключевые объекты ПАО «Ростелеком» в Санкт-Петербурге. Вместе с коллегами на экскурсии побывал и корреспондент «Региона».

          

Безопасный город

Сегодня более тысячи видеокамер круглосуточно задействованы в организации безопасности жителей Республики Коми. Бесперебойную работу почти 800 из них обеспечивает филиал «Ростелекома». А началось распространение системы «Безопасный город» на Северо-Западе с Санкт-Петербурга, где сегодня установлены 73 тысячи видеокамер. Два миллиона часов видео в сутки анализирует нейросеть. Еще около тысячи сообщений о тревожных моментах поступает на городской портал. Их, как и «живые» звонки, принимают люди – специалисты высочайшего класса, прошедшие многоуровневый отбор: стрессоустойчивые, с доскональным знанием города, грамотной речью, скоростью печати и способностью мгновенно и технично реагировать на сигнал. 35 операторов Городского мониторингового центра (ГМЦ) одновременно дежурят у экранов компьютеров. Их задача – принять звонок, оформить карточку для МЧС, скорой помощи и полиции. Звонки тут принимают кроме русского на английском, французском, немецком, испанском и итальянском языках. В среднем в сутки количество запросов переваливает за десять тысяч, однако бывало, что в пиковые моменты достигало 23 тысяч.

Принцип работы службы 112, одной из первых и лучших в стране, противоречит знаменитой притче о пастушонке, развлекавшемся тем, что пугал односельчан набегом волков. На третий, уже не ложный вызов пастуха люди не отреагировали, и волки задрали овец. В «Безопасном городе» отреагируют и на сотый, и на тысячный сигнал. «Мы работаем по принципу «волки есть всегда», – шутит Роман Борисенко, директор СПб ГКУ «Городской мониторинговый центр».

Да, ложных звонков в центр поступает около трети от всего объема, знают тут и неуравновешенных граждан, любящих потревожить службы без надобности. Бывает, что десятки раз звонят маленькие дети, получившие от родителей телефон без сим-карты и случайно набравшие номер 112. Но будь то звонок о серьезном происшествии или требование горожанина убрать с соседнего дерева ворону, мешающую спать, звонок будет принят и обработан. По статистике большая часть звонков адресована полиции, на втором месте – скорая помощь. Особенно переживают в центре из-за происшествий с детьми, которые, по мнению специалистов, чаще всего случаются из-за родительской беспечности.

Этажом выше в ГМЦ располагаются специалисты КСОМБ – комплексной системы обеспечения мониторинга безопасности объектов. На гигантском экране как на ладони виден весь город. Это многоуровневая интегрированная карта Санкт-Петербурга. Вот концентрация снегоуборочной техники в одном из скверов, вот мелкое ДТП, вот возгорание, за которыми следят десятки камер. Тут же видно, куда в случае опасности можно эвакуировать жителей, где ближайшие больницы и т. д. Это ни много ни мало глаза и уши городских служб. В восемь утра сюда поступает информация, какими ресурсами располагает каждая городская служба.

Система комплексов видеонаблюдения за дорогами позволяет повысить уровень безопасности городской среды, а также быстро обмениваться информацией о нарушениях. Она помогает автоматизировать процессы по сбору, передаче, хранению материалов о нарушениях правил дорожного движения. Камеры работают круглосуточно и создают архив в режиме реального времени. Для этого «Ростелеком» уже подключил почти 600 комплексов фотовидеофиксации к высокоскоростным каналам передачи данных.

Ухудшить – значит улучшить

Разрабатывают умные приложения и тестируют существующие, как, впрочем, и всю работу сети, в научно-исследовательской лаборатории инновационных инфокоммуникаций. Соглашение об открытии лаборатории «Ростелеком» и Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича подписали еще в 2018 году. Сотрудники лаборатории – талантливые магистранты, молодые ученые и аспиранты. Основная задача лаборатории – тестирование сетевого оборудования, уровня распространения сигнала и функционирования интернета вещей.

Один из вопросов, на который ищут ответ в лаборатории, – как будет работать сигнал видеоконференцсвязи при высокой загрузке каналов. Все пользователи иногда сталкиваются с тем, что изображение при видеосвязи «тормозит», «заикается». В лаборатории для решения проблемы специальными средствами искусственно вносят помехи, ухудшают качество сигнала, нащупывая «узкие места», чтобы в будущем не допустить таких проблем в новых продуктах «Ростелекома».

Еще один кейс, ставший реальностью для россиян, – умные технологии. Например, ИТ-платформа «Ростелеком Ключ», благодаря которой с приборов учета снимаются и передаются через сеть показания расхода воды, тепла, электроэнергии.

– Тащить в каждую квартиру кучу проводов неудобно и дорого, – объяснила представитель «Ростелекома» Ольга Щербакова. – Но есть устройства с маленьким передатчиком внутри. Мы должны его запитать. Можно, конечно, повесить огромную батарею рядом, но кому это надо? Все должно быть компактным и удобным, а главное таким, чтобы потребитель не думал об этом несколько лет. В лаборатории как раз и разрабатываются такие устройства, которые до десяти лет могут работать на маленькой батарее. Устройство настраивается так, чтобы «просыпаться» раз в день, передавать данные и снова «засыпать». И работа специалистов лаборатории – найти баланс между безотказным функционированием, размером и удобством прибора.

Когда специалисты устанавливают wi-fi-оборудование в квартирах, как правило, проблем с качеством сигнала в доме не возникает. Но в бизнес-сегменте, в различных организациях стоят другие задачи. Например, когда сеть wi-fi строится непосредственно в каком-нибудь апарт-отеле или крупном торговом центре, необходимо строить бесшовное покрытие сигналом, чтобы пользователь, перемещаясь по территории, не замечал, что его гаджет берет сигнал от разных роутеров. Чтобы услуги работали бесперебойно вне зависимости от нагрузок, в лаборатории «Ростелекома» тестируют оборудование, создавая предельные нагрузки на различных схемах wi-fi-сети.

– Мы много внимания уделяем тестированию продуктов и их работы в различных условиях. Благодаря этому российские производители совершенствуются и растут. Чем больше появляется умных устройств, тем больше нам надо учиться работать в радиосреде правильно и комфортно, – пояснила Ольга Щербакова.

Сеть для тестирования построена на мощном оборудовании: серверах, маршрутизаторах, коммутаторах – и позволяет произвести исследования, имитируя реальную сетевую нагрузку при тестировании различных фрагментов сети. Ряд исследований проводится совместно с Ассоциацией участников рынка интернета вещей.

В лаборатории «Ростелекома» имеется возможность точного измерения мощности, потребляемой сетевым устройством в процессе работы. Во время экспериментов можно наблюдать временные диаграммы, следить за режимом работы устройства, измерять количество энергии, необходимой для формирования, передачи и приема даже отдельных кадров в потоке обмена данными с сетью.

Где живут «облака»?

Святая святых виртуальной реальности от «Ростелекома» – Центр обработки данных – центр компетенций в области облачных вычислений. «Материализованные облака», как окрестили их журналисты. Один из крупнейших в стране ЦОД был открыт менее года назад – 28 мая 2021 года – и стал в федеральном округе опорной площадкой, которая находится под круглосуточной охраной и видеонаблюдением. Попасть сюда непросто. Вход на территорию дата-центра возможен только по пропускам и документам. Облака круглосуточно охлаждаются и снабжаются бесперебойной электроэнергией, а машинные залы расположены в гермозоне, защищенной от пыли, воды и огня.

В небольших шкафах хранятся терабайты информации – архивы, бумажные эквиваленты которых заняли бы не одну тысячу полок. На территории центра располагается 792 стойко-места мощностью 7 400 кВт. Тут данные и ЕГЭ, и «Безопасного города», видео, которое можно смотреть не одну сотню лет. И еще много, много всего. А главное, что все это под надежной защитой «Ростелекома». Работу громадного центра с территорией в несколько тысяч квадратных метров обеспечивают всего двенадцать сотрудников, прошедших серьезнейший отбор.

– В настоящее время в России построено 20 таких дата-центров общей мощностью 144 Мвт, – рассказал журналистам директор Ростелеком–ЦОД «Санкт-Петербург» Владислав Берзин. – В ближайшие годы компания планирует построить такие дата-центры в городах Удомля, Москва, Екатеринбург, Новосибирск, изучается спрос на Дальнем Востоке, в Татарстане и Южном федеральном округе. Планируется расширение дата-центра и здесь, в Санкт-Петербурге. Стратегия развития сети дата-центров дорабатывается и корректируется с учетом ситуации на рынке, поставок оборудования и его компонентов, выстраивания новых логистических цепочек.

Сегодня уже не только госструктуры, но и бизнес применяют возможности дата-центров «Ростелекома». Услуга «Виртуальный ЦОД» позволяет использовать вычислительные мощности, системы хранения данных и резервного копирования с доступом через Интернет или VPN. Более того, среди функциональных возможностей сервиса – самостоятельный заказ и настройка виртуальных машин на сайте, гибкая конфигурация виртуальных серверов, настройка параметров безопасности, поддержка большинства операционных систем, резервное копирование, обеспечение сетевой безопасности, круглосуточная техническая поддержка и многое другое.

При этом у компании, использующей услугу «Виртуальный ЦОД», нет необходимости закупать и обслуживать дорогостоящее оборудование, решать вопросы энергоснабжения и вентиляции серверной, беспокоиться о защите своих данных. И все эти облачные сервисы доступны любой компании, в каком бы регионе России они ни находились.

Полина РОМАНОВА

Фото пресс-службы ПАО «Ростелеком-Северо-Запад»