Ноябрь: Пик Артеев. Оленевод-писатель

В истории литературы нашей республики Пик Артеев оставил совсем небольшой, но яркий след. Его имя вы не найдете даже в двухтомном биографическом словаре «Писатели Коми». Между тем Пик Артеев был личностью незаурядной и заслуживающей доброй памяти. В ноябре нынешнего года Пику Герасимовичу Артееву исполнилось бы 85 лет.

Родился Пик Артеев 27 ноября 1937 года в печорском селе Новикбож, сегодня оно входит в городской округ Усинск. Новикбож еще в середине ХIX века основали переселенцы-оленеводы из Ижмы. Потомственными оленеводами были и родители Пика Артеева. Почему они назвали сына в честь немецкого коммуниста Вильгельма Пика, неизвестно. Очевидно, в те времена мода на «революционные» имена доходила и до коми оленеводов.
В раннем детстве Пик кочевал вместе с родителями по тундре. Начальную школу он окончил в Новикбоже, среднюю – в соседнем селе Усть-Уса. После школы Пик Артеев уехал в Воркуту, работал на шахте. Затем была армия, служба в ГДР, учеба в ветеринарном техникуме в Нарьян-Маре. Обретя специальность, в начале 1960-х Артеев связал свою жизнь с оленеводством. Он устроился бригадиром в совхоз «Усть-Усинский», а после учебы в Вологодской совпарт-школе стал в совхозе управляющим оленеводческого отделения. В этой должности он работал с 1974 по 1987 год – вплоть до своей смерти.
«Как руководитель он был принципиальным и требовательным, грамотно и последовательно вел свое оленеводческое хозяйство, – вспоминал один из работников оленеводческого отделения совхоза «Усть-Усинский» Василий Иванович Хозяинов. – Под его руководством хозяйство достигло высоких результатов: с каждым годом увеличивалось поголовье оленеводческого стада, росла сдача мяса государству, повышалось качество продукции. Заботился о людях и много сделал для них. При Пике Герасимовиче были построены шесть домов для оленеводов в Новике и три дома в местечке Колва-ты. Как человека его отличали доброта и спокойствие, он с уважением относился к своим пастухам и их семьям. И они, в свою очередь, платили тем же».
Наградой за трудовые успехи Пику Артееву стал орден «Знак Почета». Были у Пика Герасимовича и спортивные успехи. Еще в армии он увлекся тяжелой атлетикой, гиревым спортом и даже был чемпионом республики. О его физической силе ходили легенды. Рассказывали, что Артеев мог поднять с реки на крутой и высокий берег Печоры две 38-литровые молочные фляги.
Судя по скудным воспоминаниям знавших его людей, Пик Герасимович был из породы трудоголиков. Вместе с бригадами оленеводов он кочевал на огромных просторах от Усы до Вашуткиных озер в Большеземельской тундре. Все эти места он знал с детства, был заядлым рыболовом и охотником.
Но мало кто знал, что была у этого сильного, волевого человека еще одна неодолимая страсть – литература. Первые рассказы и очерки он написал еще в молодости, но из скромности нигде не публиковал. Литературный талант Пика Артеева открыл, в общем-то случайно, известный в республике журналист Рейнгольд Бихерт, будучи редактором районной газеты «Усинская новь». В конце 1970-х он был в командировке в Новикбоже, где и познакомился с Пиком Артеевым и его рукописями. Опытный редактор понял, что перед ним – настоящий, самобытный талант, хотя тексты Артеева порой не похожи по форме на законченные произведения, скорее это своего рода зарисовки, в которых писатель-оленевод очень точно и образно, порой несколькими штрихами описывает природу тундры, ее обитателй и их нелегкую жизнь. Позже Бихерт писал, что Пик Артеев показал себя не только «знатоком суровых нравов тундры», но и «тонким психологом с душой лирика, внимательным наблюдателем жизни и поведения окружающих его людей».
Есть у Артеева и рассказы, пронизанные болью за те беды, которые принесли в тундру некоторые ее «покорители» из геолого-разведочных партий и буровых бригад. Поражает откровенностью и смелостью рассказ «Выстрелы в карьере» – о том, как трое работяг-браконьеров устроили настоящую бойню, перестреляв ради камусов и языков более двух десятков оленей…
Впервые рассказы и очерки Пика Артеева были напечатаны в «Усинской нови», затем появились на страницах «Красного знамени», журналов «Север» и «Войвыв кодзув». Творчество Пика Артеева благожелательно оценили в Союзе писателей Коми. А единственная книга «Была бы вторая жизнь…», сборник из более 20 его рассказов и очерков, вышла стараниями того же Рейнгольда Бихерта уже после смерти Артеева в 2007 году. Читая эти рассказы сегодня, ловишь себя на мысли, что описанные в них события, вереницу героев писатель мог бы объединить единым сюжетом в замечательную повесть или роман. Возможно, Пик Артеев и думал об этом. Но его творческим планам не суждено было сбыться. Пик Артеев скончался, когда ему едва перевалило за 50…
Увы, сегодня сборник рассказов Пика Артеева стал уже библиографической редкостью, а его имя мало что говорит массовому читателю. Память о писателе-оленеводе жива лишь на его малой родине. По-настоящему его вспомнили только десять лет назад, когда в Ижемском районе 2012 год объявили годом Пика Артеева…

Евгений ВЛАДИМИРОВ

«Очень жаль, что этот талантливый и честный человек не успел войти в литературу, рано ушел из жизни. Но остался заступником родной земли». (Геннадий Юшков, народный писатель Республики Коми, 2007 г.)