Юрий Филипповский. Свободный художник

Мы продолжаем знакомить читателей с ведущими мастерами изобразительного искусства Республики Коми. Юрий Филипповский – один из ведущих живописцев региона, этой весной отметивший 75-летие.

Юрий Филипповский родился в городе Вельске Архангельской области, а художником стал благодаря хулиганской шутке. Дело было на шоферских курсах, которые вел учитель начертательной геометрии.

– Был он живой, немного смешной, – рассказывает Филипповский. – Я нарисовал на него карикатуру, а сосед по парте пустил по рядам. Пока дошло до конца класса, чего там только не пририсовано было – полное безобразие. Учитель спрашивает: «Кто нарисовал?» Ну, я встал. «Батенька, – говорит он, – у меня вечером кружок рисования, если не придешь, эту бумагу я отнесу директору». А я на той неделе у директора уже отмечался, пришлось идти на кружок. Там я и начал рисовать, там познакомился и с будущей женой.

Она и он. Двое.

Позже Лидия Александровна, с которой художник живет в браке 52 года и воспитывает уже пятерых внуков, стала музой и героиней многих картин Филипповского. А пока потенциальный молодой шофер открыл в себе новый мир – живописи и резьбы по дереву. Несколько лет подряд поступал в вузы по профилю, но удалось ему это только после армии. На художественно-графическом факультете Ленинградского пединститута имени Герцена, по словам художника, царила такая атмосфера, преподавали такие люди, что, даже не учась, студент стал бы художником. А Филипповский еще и прилагал к этому немалые усилия. В 1977 году, вернувшись на родину, он сам стал преподавать: сначала в Коряжме, в качестве руководителя кружка декоративно-прикладного искусства и учителя труда, затем в училище искусств в Сыктывкаре, куда переехал в 1981 году. С этого времени его жизнь неразрывно связана со столицей Коми и деревней Разгорт Сыктывдинского района, где и живет художник.

Разгорт.

Хотя у Филипповского есть мастерская в Сыктывкаре, в Разгорте он создал свой мир, превратив несколько домов то ли в экспозиционное пространство, то ли в мастерские, где можно и вдохновляться, и работать, и делать выставки. Там художник коллекционирует предметы старины, радушно принимает коллег, искусствоведов, профессоров и просто хороших людей. Множество сюжетов картин Филипповского посвящены природе и деревенским пейзажам. К любимой деревне обращен цикл работ «Углы моей избы».

Вечер в Разгорте.

Водя экскурсантов по своей выставке-манифесту «Вмещают мир мои глаза», которая была открыта в Национальной галерее Республики Коми этой весной, он рассказывал о картинах «переходного периода» 1990-х годов:

– Быт разрушен, культура опрокинута, экология испорчена, религия почти пала. На картине «Предчувствие» у меня собака с четырьмя хвостами и двумя головами, люди в скафандрах-масках, человек-мутант. Это предостережение современникам – чтобы не шалили.

Предчувствие.

«Тревожные» картины девяностых экпериментатор Филипповский создавал на ДВП с эмалевым покрытием, где он соединил графические и живописные приемы.

– Юрием Николаевичем усвоены принципы свободного искусства и самовыражения. Это дает ему возможность отважно творчески высказываться. Художник внедряет в свое искусство экспериментальные приемы, не отвергая натурного мировосприятия. Всегда полагается на собственный опыт. В портретах, натюрмортах, мощных фактурных сложных композициях раскрывает внутреннюю сущность явлений, сочетая реализм и символизм, – говорит о творчестве художника искусствовед Ольга Орлова.

Коллективизация.

Иногда название картины Филипповскому дает неожиданная деталь, выходящая на первый план. Так, картина «Красный октябрь», сюжет которой художник сравнивает с поэмой Блока «Двенадцать», получила свое название благодаря деталям выброшенного пианино, ставшими рамой для нее. Картины с библейскими сюжетами помещены в рамы из старых массивных канцелярских столов, а работа, посвященная «деревяшке» – снесенному зданию Союза художников на улице Куратова, – в детали верстака с рукояткой пистолета.

Триптих «Предприятие АРДИ (предприятие коллективной собственности)».

Любитель карнавалов и театра, Филипповский «режиссировал» и «репетировал» в своих работах. Ряд из них посвящены Шекспиру, в некоторых на второй план выходят реальные маски, созданные художником.

Бродячая труппа.

Автобиографические работы художника связаны не только с современностью, но и с линией предков. Работа «Коллективизация» посвящена деду Филипповского Арсению Савельичу, который создавал в Архангельской губернии первые колхозы. Второму деду – Дмитрию Дмитриевичу – посвящена картина «Реквием». «Цветы ветеранам» посвящены матери художника.

– Это цветы маме, Лидии Арсентьевне, – объясняет Юрий Николаевич. – Мама воевала на Кольском полуострове, с другими призванными девушками выкладывала стрелками направление пролета вражеских самолетов на границе с Финляндией. Она из винтовки сшибла немецкий самолет, получив медаль «За отвагу».

Мальчик.

Подобно художникам Средневековья и Возрождения, которые вписывали библейские сюжеты в современную им обстановку, Филипповский делает так же: пишет святых, волхвов и Богоматерь с Младенцем, помещая их в крестьянскую избу. Волхвы в избе, в которой угадывается жилище художника, протягивают в качестве даров маленькому Христу современный шоколад.

Поклонение волхвов.

На выставке, посвященной юбилею художника, были представлены 88 работ, а это лишь небольшая часть его творчества. Произведения Филипповского находятся в коллекциях Национальной галереи Республики Коми, музеев России, в частных собраниях в стране и за рубежом.

Спас Новгородский.

Полина РОМАНОВА

Проект реализуется при поддержке Национальной галереи Республики Коми.