Наталья Селивёрстова. Наедине с холстом

Член Союза художников России, участница общероссийских и международных выставок Наталья Селивёрстова находится в вечном творческом поиске. В начале пути это романтик, спустя двадцать лет – абстракционист. И путь художника ведет ее все дальше…

Наталья Селивёрстова родилась в поселке Нижний Одес Сосногорского района, в творческой семье. Родители работали на фабрике народных промыслов, где создавали и расписывали деревянные игрушки. Отец занимался живописью. От него Наталья унаследовала любовь к творчеству и уже с детства выбиралась с ним на пленэры, где училась рисовать с натуры. А то, что хочет связать свою жизнь с искусством, она поняла только в выпускном классе.

Венеция.

Хотя Наталья Селивёрстова закончила Сыктывкарское училище искусств, где училась на дизайнерском факультете, изобразительное искусство не является основной ее работой. В повседневной жизни Наталья консультирует сыктывкарцев по здоровому образу жизни. Однако живопись занимает большую часть времени художницы.

Небо Венеции.

Первая выставка работ Натальи «Это мой мир» прошла в 2001 году.

– У нас был педагог по дизайну Николай Павлович Бурдаев. Я тогда уже закончила училище, но поддерживала с ним общение, дружеское и творческое. Он буквально взял меня за руку и сказал: «Давай сделаем совместную выставку». На одной половине зала были мои работы, на другой его, – вспоминает художница. – Он научил меня развешивать работы, оформлять их, составлять композицию. Вывел как спутник на орбиту. Этот опыт помогает мне до сих пор. Он умер много лет назад, но я всегда вспоминаю своего учителя и товарища по творческой деятельности. 

Красная Москва.

Вообще-то Наталья Селивёрстова старается проводить свои вернисажи ежегодно, и сегодня их число перевалило за три десятка. Последняя экспозиция в Национальной галерее Республики Коми «Город ночью прост и вечен» открылась в апреле 2023 года. Выставка состояла из 27 картин, изображающих окна жилого дома поздней ночью. Написание окон, за каждым из которых целый мир, заняло у Натальи три года. Сейчас полиптих является самой масштабной работой художницы.

Полиптих «Город ночью прост и вечен».

Вдохновение Наталья Селивёрстова находит не только в окружающих ее улицах Сыктывкара. Планируя поездки, она составляет целый список музеев и мест, которые хочет посетить. Смотря на чужие работы, она вдохновляется на создание своих. Вдохновение она черпает и из книг.

Марсель. Вид из окна.

Творческие кризисы, по словам художницы, случаются у нее редко и длятся не дольше недели, а потом ей снова хочется писать. Чаще всего на картинах Натальи изображен городской пейзаж, где помимо архитектурных объектов нередко можно встретить обрезанные тополя, стаи голубей, канализационные люки. Художница подчас подмечает то, на что другие не обратили бы внимания. Однако есть темы, которые Селивёрстова предпочитает не затрагивать в своих работах.

Весна в Сыктывкаре.

– Я не люблю рисовать портреты, натюрморты, – признается она. – Мне не нравится смотреть на них и в интерьере. Во время учебы их столько нарисовала…

Красные лилии.

Наталья отмечает, что писать предпочитает в одиночестве, наедине с холстом. В раннем творчестве она предпочитала рисовать пастелью и синим цветом. Так она написала картину «Синий кот», которая стала ее талисманом и обозначила начало самостоятельного пути. Позже она полюбила серые цвета. Художница не боится экспериментировать со стилем и различными техниками, пробовала работать и с мастихином. Писала яркие, цветные пейзажи, равняясь на творчество французских импрессионистов.

Синий кот.
Солнечный кот.

– Просто отображать реальность может только фотоаппарат и художники-гиперреалисты. Я не приверженец копирования природы такой, как она есть, – говорит Селивёрстова.

Сейчас в творчестве Натальи начинается новый этап, связанный с абстракционизмом. Осенью этого года она планирует выставку, полностью посвященную этому направлению. Разумеется, будет и продолжение, ведь в своем творчестве она находится в вечном поиске: новых сюжетов, стилей, цветовых решений. «Художник пишет не для того, чтобы нравилось людям, чтобы кто-то оценивал его. У художника есть определенная потребность на физическом, эмоциональном уровне выразить себя», – отмечает Селивёрстова.

Аврора.

– В раннем творчестве Натальи преобладают романтично-импрессионисткие сюжеты, европейские пейзажи, красоты Венеции, Праги, Милана. «Переходный период» в творчестве Натальи характеризуется резкой сменой тематики и колористических решений. Так в сюжетную линию работ прочно вошли городские пейзажи так называемых «спальных районов» и городская архитектура хрущевских времен. Картины настоящего периода – это полный уход от предметности в изображении. Особенно выделяются две серии абстрактных работ – «Революция 1917 года» и «Стихия природы». Художница попыталась изобразить вполне конкретные вещи, события и явления природы, не изображая их с точки зрения реализма, – говорит о творчестве Селивёрстовой искусствовед Ольга Орлова.

Взятие Зимнего.

Алина САДЫРБАЕВА

Проект реализуется при поддержке Национальной галереи Республики Коми.